Открытый урок внеклассного чтения
Класс: 3
Провел: Гиматдинова Э.А.
Тема: «С другом веселее жить» (по произведениям Н. Носова).
Цель: формирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и читать произведения Н. Носова по теме: «С другом веселее жить» .
Задачи: 1. Учить детей осознанному чтению художественных текстов, умению выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
2. Формировать способность формулировать нравственные суждения, оценивать мотивы и последствия поступков героев в произведениях Н. Носова.
3. Воспитывать доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: книги Н. Носова, рисунки детей, карточки для игры «Отвечай-ка», презентационные слайды.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Психологический настрой учащихся). СЛАЙД 1
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Работа с выставкой книг. Постановка целей урока. СЛАЙД 2
- Книги какого писателя представлены на нашей выставке?
- Посмотрите на обложки книг. Кто изображён на иллюстрациях? (Обычные ребята – наши ровесники.)
- Тема нашего урока «С другом веселее жить». Как вы понимаете эту фразу?
- Мы обсудим произведения, которые вы прочитали дома, сформулируем вывод о том, какими должны быть друзья и ответим на вопрос: «Почему с другом веселее жить?».
III. Беседа о героях прочитанных произведений и их авторе.
1. Знакомство с биографией Н. Носова.
- Познакомимся с биографией Н. Носова. СЛАЙД 3
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве. (СЛАЙД 4) Его отец был актёром эстрады и кинематографа, мать – рукодельница и певунья. В семье воспитывалось четверо детей. С детства Николай имел разносторонние увлечения. (СЛАЙД 5) Он занимался музыкой, пением и любительским театром, увлекался химией, электротехникой, шахматами, фотографией. Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство. (СЛАЙД 6)
Закончив гимназию, он продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, затем перевелся в Институт кино в Москве. Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало фильмов. (СЛАЙД 7) В литературу пришел случайно: подрастал сын, постоянно требовал всё новые и новые сказки. И вот Носов стал сочинять забавные рассказы для него и его приятелей. (СЛАЙД 8)
Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году. (СЛАЙД 9).Потом появились и другие книги Носова. (СЛАЙД 10) Все книги Носова наполнены юмором – весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу – без улыбки, а то и смеха читать невозможно.(СЛАЙД 11) «Я люблю писать о деятельных, правдивых и дружных ребятах. Таких ребят я стараюсь изобразить симпатичными, чтобы читатели могли их полюбить.» (СЛАЙД 12)
2. Беседа о героях прочитанных книг.
- В героях произведений Носова читатели узнают себя и своих друзей. Вы прочитали много рассказов Носова и знаете, какими качествами должен обладать друг. Из предложенных слов выберите качества характера, присущие настоящему другу.
Учащимся предлагаются слова: жадный, честный, трусливый, справедливый, злой, умный, хвастливый, смелый, ленивый, добрый. Из нужных слов получается кластер «Друг». СЛАЙД 13. Составления кластера на доске.
- Перечислите названия рассказов Николая Носова, которые прочитали дома.
В результате работы появляется кластер . СЛАЙД 14 Составления кластера на доске.
- Давайте попробуем найти качества настоящего друга в героях прочитанных рассказов. СЛАЙД 15
- В каких произведениях друзьям пришлось преодолевать свой страх? («Живая шляпа», «Тук-тук-тук») Что помогло им справиться с чувством страха? (Рядом был друг.) СЛАЙД 16
- В каких рассказах ребята сумели признать свои ошибки и исправить их? («На горке», «Огурцы») Герои рассказов понимают, что нужно быть честными? Докажите. СЛАЙД 17
- В каких рассказах проявили ум, находчивость, сообразительность? («Мишкина каша», «Дружок») Подтвердите свои ответы .
СЛАЙД 18
- В каком произведении дети сочиняли смешные истории – небылицы? Как вы думаете, для чего они это делали? Какими должны быть шутки друзей? (Добрыми) СЛАЙД 19
-Кого из героев рассказов Н.Носова можно назвать веселыми? («Телефон») СЛАЙД 20
Обобщение.
-Вам интересно было читать рассказы Н.Носова? Кто из героев вам особенно понравился? С кем бы вы хотели дружить?
IV. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей.
1. Чтение и анализ отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры». СЛАЙД 21
- На столе у вас лежат листы с отрывком из рассказа Н. Носова «Фантазеры». Ваша задача выразительно, с нужной интонацией прочитать эти диалоги по ролям и охарактеризовать главных героев, дав им свою оценку.
(чтение текста по ролям: - 7 учащихся)
- Почему рассказ Н.Н. Носова называется “Фантазеры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?
Какими словами можно охарактеризовать Мишку и Стасика? Игоря? (обманщик, шутник, лгун, легкомысленный, фантазёр, самонадеянный (самоуверенный), сообразительный, мечтатель, с чувством юмора) СЛАЙД 22
- С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?
- Я вам желаю, чтобы ваши друзья были шутниками и фантазёрами, смекалистыми и сообразительными, обладали чувством юмора, но не были бы обманщиками и лгунами!
2. Творческая работа – защита рисунков. СЛАЙД 23
- Среди учеников нашего класса есть художники. Они нарисовали иллюстрации к тем рассказам Н. Носова, которые прочитали. Просим художников познакомить нас со своими работами. (Ученики демонстрируют рисунки и рассказывают к какому произведению они нарисованы.)
3. Игротека.
1) «Угадай-ка» СЛАЙД 24
- Посмотрите на изображённые предметы и назовите, в каких рассказах Н. Носова они встречались.
2) «Полезные» советы СЛАЙД 25
- Из чего можно сделать электрический звонок? (Из телефона.)
- С каким оружием не страшна «живая» шляпа? (Кочерга, лыжная палка.)
- Какой предмет кладут под подушку самые смелые и отважные? (топор.)
- Чем можно доставать воду из колодца, если у вас нет ведра? (Чайником, кружкой.)
3) «Отвечай-ка»
На карточках записаны отрывки диалогов из прочитанных произведений. Ученики читают и отгадывают название рассказа.
Карточка 1
- А я раньше летать умел!
- А ну, полетели!
- Сейчас не могу: разучился. («Фантазеры») СЛАЙД 26
Карточка 2
- Давай веревку.
- А ее нет, веревки.
- А где она?
- Там.
- Где - там?
- Ну… В колодце.
- Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил? («Мишкина каша») СЛАЙД 27
Карточка 3
- А может её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
- Ну, пойди, посмотри.
- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.
- Постой, я тоже кочергу возьму.
- Да у нас другой кочерги нет. («Живая шляпа») СЛАЙД 28
Карточка 4
- Где ты их взял? - говорит мама.
- На огороде.
- На каком огороде?
- Там, у реки, на колхозном.
- Кто ж тебе позволил?
- Никто, я сам нарвал.
- Значит, украл?
- Нет, не украл, а так просто взял. («Огурцы») СЛАЙД 29
Карточка 5
- Ты чего, - говорю, - по-собачьи лаешь?
- Это не я. Это с тобой Дружок разговаривает. Слышишь, как он кусает трубку зубами?
- Слышу.
- Это я ему в морду тыкаю трубкой, а он её зубами грызёт.
- Ты бы лучше не портил трубку. («Телефон») СЛАЙД 30
V. Итог урока.
- Закончить наш урок мне хочется пословицей, прочтите её: « Был бы друг – будет и досуг». СЛАЙД 31
- Что такое досуг? (Время свободное от учёбы, работы и домашних дел, когда человек предоставлен самому себе.)
- Почему же с другом веселее жить ? Можно ли с интересом проводить свой досуг, если у тебя нет друзей? (ответы детей)
- Рассказы Н. Носова показали нам, что если человек умеет дружить, то ему живётся веселее и интереснее. Я хочу пожелать, чтобы рядом с вами был настоящий друг.
VI. Домашнее задание.
- Следующий урок внеклассного чтения продолжает тему: «С другом веселее жить». Вы дома читаете рассказы В. Осеевой о дружбе.
Рекомендуемый список литературы:
1. «Случай»
2. «Кто хозяин?»
3. «Хорошее»
4. «Три товарища»
5. «На катке»
6. «Отомстила»
7. «Обидчики»
8. «Синие листья»
9. «Все вместе»