kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения по теме: "С другом веселее жить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок внеклассного чтения

Класс: 3

Провел: Гиматдинова Э.А.

Тема: «С другом веселее жить» (по произведениям Н. Носова).

Цель: формирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и читать произведения Н. Носова по теме: «С другом веселее жить» .

Задачи:  1. Учить детей осознанному чтению художественных текстов, умению выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

               2. Формировать способность формулировать нравственные суждения, оценивать мотивы и последствия поступков героев в произведениях Н. Носова.

               3. Воспитывать доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: книги Н. Носова, рисунки детей, карточки для игры «Отвечай-ка», презентационные  слайды.

ХОД УРОКА

I.       Организационный момент  (Психологический настрой учащихся). СЛАЙД 1

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II.    Работа с выставкой книг. Постановка целей урока. СЛАЙД 2

- Книги какого писателя представлены на нашей выставке?

- Посмотрите на обложки книг. Кто изображён на иллюстрациях? (Обычные ребята – наши ровесники.)

- Тема нашего урока «С другом веселее жить». Как вы понимаете эту фразу?

- Мы обсудим произведения, которые вы прочитали дома, сформулируем вывод о том, какими должны быть друзья и ответим на вопрос: «Почему с другом веселее жить?».

III. Беседа о героях прочитанных произведений и их авторе.

1.      Знакомство с биографией Н. Носова.

- Познакомимся с биографией Н. Носова.  СЛАЙД 3

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве.  (СЛАЙД 4) Его отец был актёром эстрады и кинематографа, мать – рукодельница и певунья. В семье воспитывалось четверо детей.  С детства Николай имел разносторонние увлечения. (СЛАЙД 5) Он занимался музыкой, пением и любительским театром, увлекался химией, электротехникой, шахматами, фотографией. Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство. (СЛАЙД 6)

Закончив  гимназию, он продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. В  19 лет поступил в Киевский художественный институт, затем перевелся в Институт кино в Москве. Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало фильмов. (СЛАЙД 7) В литературу пришел случайно: подрастал сын, постоянно требовал всё новые и новые сказки. И вот Носов стал сочинять забавные рассказы для него и его приятелей. (СЛАЙД 8)

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году. (СЛАЙД 9).Потом появились и другие книги Носова. (СЛАЙД 10) Все книги Носова наполнены юмором – весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу – без улыбки, а то и смеха читать невозможно.(СЛАЙД 11) «Я люблю писать о деятельных, правдивых и дружных ребятах. Таких ребят я стараюсь изобразить симпатичными, чтобы читатели могли их полюбить.» (СЛАЙД 12)

2.      Беседа о героях прочитанных книг.

- В героях произведений Носова читатели узнают себя и своих друзей. Вы прочитали много рассказов Носова и знаете, какими качествами должен обладать друг. Из предложенных слов выберите качества характера, присущие настоящему другу.

   Учащимся предлагаются слова: жадный, честный, трусливый, справедливый, злой, умный, хвастливый, смелый, ленивый, добрый. Из нужных слов получается кластер «Друг». СЛАЙД 13. Составления кластера на доске.

- Перечислите названия рассказов Николая Носова, которые прочитали дома.

В результате работы появляется кластер . СЛАЙД 14 Составления кластера на доске.

- Давайте попробуем найти  качества настоящего друга в героях прочитанных рассказов. СЛАЙД 15

- В каких произведениях друзьям пришлось преодолевать свой страх? («Живая шляпа», «Тук-тук-тук») Что помогло им справиться с чувством страха? (Рядом был друг.) СЛАЙД 16

- В каких рассказах ребята сумели признать свои ошибки и исправить их? («На горке», «Огурцы») Герои рассказов понимают, что нужно быть честными? Докажите. СЛАЙД 17

- В каких рассказах проявили ум, находчивость, сообразительность? («Мишкина каша», «Дружок») Подтвердите свои ответы .

СЛАЙД 18

- В каком произведении дети сочиняли смешные истории – небылицы? Как вы думаете, для чего они это делали? Какими должны быть шутки друзей? (Добрыми) СЛАЙД 19

-Кого из героев рассказов Н.Носова можно назвать веселыми? («Телефон») СЛАЙД  20

Обобщение.

-Вам интересно было читать рассказы Н.Носова? Кто из героев вам особенно понравился? С кем бы вы хотели дружить?

IV. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей.

1. Чтение и анализ отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры». СЛАЙД 21

- На столе у вас лежат листы с отрывком из  рассказа Н. Носова «Фантазеры». Ваша задача выразительно, с нужной интонацией прочитать эти диалоги по ролям и охарактеризовать главных героев, дав им свою оценку.

(чтение текста по ролям: - 7 учащихся)

- Почему рассказ Н.Н. Носова называется “Фантазеры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?

Какими словами можно охарактеризовать Мишку и Стасика? Игоря? (обманщик, шутник, лгун, легкомысленный, фантазёр,  самонадеянный (самоуверенный), сообразительный, мечтатель, с чувством юмора)  СЛАЙД 22

- С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?

- Я вам желаю, чтобы ваши друзья были шутниками и фантазёрами, смекалистыми и сообразительными, обладали чувством юмора, но не были бы обманщиками и лгунами!

2. Творческая работа – защита рисунков. СЛАЙД 23

- Среди учеников нашего класса есть художники. Они нарисовали иллюстрации к тем рассказам Н. Носова, которые прочитали. Просим художников познакомить нас со своими работами.  (Ученики демонстрируют рисунки и рассказывают к какому произведению они нарисованы.)

3.  Игротека.

1)      «Угадай-ка» СЛАЙД 24

- Посмотрите на изображённые предметы и назовите, в каких рассказах Н. Носова они встречались. 

2)      «Полезные» советы СЛАЙД 25

- Из чего можно сделать электрический звонок? (Из телефона.)

- С каким оружием не страшна «живая» шляпа? (Кочерга, лыжная палка.)

- Какой предмет кладут под подушку самые смелые и отважные? (топор.)

- Чем можно доставать воду из колодца, если у вас нет ведра? (Чайником, кружкой.)

3)      «Отвечай-ка»

На карточках записаны отрывки диалогов из прочитанных произведений. Ученики читают и отгадывают название рассказа.

Карточка 1

- А я раньше летать умел!

- А ну, полетели!

- Сейчас не могу: разучился.                            («Фантазеры») СЛАЙД 26

Карточка 2

- Давай веревку.

- А ее нет, веревки.

- А где она?

- Там.

- Где - там?

- Ну… В колодце.

- Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?              («Мишкина каша»)    СЛАЙД 27

Карточка 3

- А может её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

- Ну, пойди, посмотри.

- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она  к нам полезет, я её кочергой тресну.

- Постой, я тоже кочергу возьму.

- Да у нас другой кочерги нет.                   («Живая шляпа»)   СЛАЙД 28

Карточка 4

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто взял.               («Огурцы»)   СЛАЙД 29

Карточка 5

- Ты чего, - говорю, - по-собачьи лаешь?

- Это не я. Это с тобой Дружок разговаривает. Слышишь, как он кусает трубку зубами?

- Слышу.

- Это я ему в морду тыкаю трубкой, а он её зубами грызёт.

- Ты бы лучше не портил трубку.                 («Телефон»)   СЛАЙД 30

V.    Итог урока.

- Закончить наш урок мне хочется пословицей, прочтите её: « Был бы друг – будет и досуг». СЛАЙД 31

- Что такое досуг? (Время свободное от учёбы, работы и домашних дел, когда человек предоставлен самому себе.)

- Почему же с другом веселее жить ? Можно ли с интересом проводить свой досуг, если у тебя нет друзей? (ответы детей)

- Рассказы Н. Носова показали нам, что если человек умеет дружить, то ему живётся веселее и интереснее. Я хочу пожелать, чтобы рядом с вами был настоящий друг.

VI. Домашнее задание.

- Следующий  урок  внеклассного чтения продолжает тему: «С другом веселее жить». Вы дома читаете рассказы В. Осеевой о дружбе.

Рекомендуемый список литературы:

 

1.      «Случай»

2.      «Кто хозяин?»

3.      «Хорошее»

4.      «Три товарища»

5.      «На катке»

6.      «Отомстила»

7.      «Обидчики»

8.      «Синие листья»

9.      «Все вместе»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока внеклассного чтения по теме: "С другом веселее жить" »

Урок внеклассного чтения  по теме: «С другом веселее жить» (по рассказам Н. Носова)

Урок внеклассного чтения по теме:

«С другом веселее жить»

(по рассказам Н. Носова)

НИКОЛАЙ  НИКОЛАЕВИЧ  НОСОВ

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

Биография Родился Николай Носов в 1908 году. Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья.

Биография

Родился Николай Носов в 1908 году.

Отец был актером эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья.

Маленький Николай

Маленький Николай

Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство.

Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство.

Закончив гимназию, он продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, затем перевелся в Институт кино в Москве. Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало фильмов.

Закончив гимназию, он продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен.

В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, затем перевелся в Институт кино в Москве.

Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало фильмов.

В литературу пришел случайно: подрастал сын, постоянно требовал всё новые и новые сказки. И вот Носов стал сочинять забавные рассказы для него и его приятелей. «Постепенно я понял, что сочинять для детей –  наилучшая работа.»

В литературу пришел случайно: подрастал сын, постоянно требовал всё новые и новые сказки. И вот Носов стал сочинять забавные рассказы для него и его приятелей.

«Постепенно я понял,

что сочинять

для детей –

наилучшая работа.»

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году.

Первый рассказ «Затейники» был издан в 1938 году.

Потом появились и другие книги Носова.

Потом появились и другие книги Носова.

Носов – детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам сумел. Доброту и смех , и юмор Показать всем нам хотел!

Носов – детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам сумел.

Доброту и смех , и юмор

Показать всем нам хотел!

«Я люблю писать о деятельных, правдивых и дружных ребятах. Таких ребят я стараюсь изобразить симпатичными, чтобы читатели могли их полюбить.» Н. Носов

«Я люблю писать о деятельных, правдивых и дружных ребятах. Таких ребят я стараюсь изобразить симпатичными, чтобы читатели могли их полюбить.»

Н. Носов

жадный весёлый смелый трусливый злой умный хвастливый справедливый честный ленивый добрый добрый честный справедливый умный смелый весёлый

жадный

весёлый

смелый

трусливый

злой

умный

хвастливый

справедливый

честный

ленивый

добрый

добрый

честный

справедливый

умный

смелый

весёлый

«Фантазёры» «Дружок» «Огурцы» «Мишкина  каша» «Живая шляпа» Рассказы Н. Носова «Телефон» «На горке» «Тук-тук-тук»

«Фантазёры»

«Дружок»

«Огурцы»

«Мишкина

каша»

«Живая

шляпа»

Рассказы Н. Носова

«Телефон»

«На горке»

«Тук-тук-тук»

В каких произведениях друзьям пришлось преодолевать свой страх? Что помогло им справиться с чувством страха?
  • В каких произведениях друзьям пришлось преодолевать свой страх?
  • Что помогло им справиться с чувством страха?
В каких рассказах ребята сумели признать свои ошибки и исправить их?
  • В каких рассказах ребята сумели признать свои ошибки и исправить их?

- Герои рассказов понимают, что нужно быть честными? Докажите.

- В каких рассказах ребята проявили ум, находчивость, сообразительность? Подтвердите свои ответы .

- В каких рассказах ребята проявили ум, находчивость, сообразительность? Подтвердите свои ответы .

В каком произведении дети сочиняли смешные истории – небылицы? Как вы думаете, для чего они это делали? Какими должны быть шутки друзей?
  • В каком произведении дети сочиняли смешные истории – небылицы?
  • Как вы думаете, для чего они это делали?
  • Какими должны быть шутки друзей?
-Кого из героев рассказов Н.Носова можно назвать веселыми?

-Кого из героев рассказов Н.Носова можно назвать веселыми?

обманщик шутник лгун легкомысленный фантазёр самонадеянный самоуверенный сообразительный мечтатель с чувством юмора

обманщик

шутник

лгун легкомысленный фантазёр самонадеянный самоуверенный сообразительный мечтатель

с чувством юмора

С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить?  Почему?
  • С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить?
  • Почему?
Был бы друг, будет и досуг.

Был бы друг, будет и досуг.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока внеклассного чтения по теме: "С другом веселее жить"

Автор: Гиматдинова Эльмира Абдурахимовна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-schastlivyi-mal-chik-iranskaia-skazka-po-vnieklassnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "120059"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413601293"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока "Корней Иванович Чуковский - любимый писатель моего детства" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-korniei-ivanovich-chukovskii-liubimyi-pisatiel-moiegho-dietstva-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130504"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415907977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства