Урок внеклассного чтения во 2 классе
Тема. Семицветная страна или Все краски Земли
Цель: познакомить с произведениями о многообразии природы, учить скорости чтения, развивать выразительность чтения, воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Оборудование: пособие «Внеклассное чтение.2 класс», раскраска «Радуга», конверты с пословицей, презентация к уроку, музыкальный клип «Оранжевая песенка», звукозапись пения соловья.
Тип урока: устный журнал
Ход урока
І. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
Выразительно читать.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Беседа «Белый свет»
Ребята, вы слышали высказывание «Белый свет»? Что оно обозначает? ( Окружающий мир; земля со всем, что существует на ней) А раньше, в 17 веке это выражение на Руси обозначало буквально «Яркий дневной свет». Как мы знаем, при ярком свете отчётливо видны все краски окружающего мира, всё его многообразие.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Сегодняшний урок предлагаю провести необычно, в виде устного журнала, который называется «Семицветная страна или Все краски Земли». (Слайд 1)
Листая его страницы мы попытаемся увидеть, услышать и почувствовать как в стихах, рассказах передаётся неповторимость и очарование красоты природы, постараемся через выразительность чтения передать эту прелесть.
IV. Изучение нового материала.
- Вступление. Краски земли. (Слайд 2)
Первая страница под названием «Краски земли» познакомит вас со стихотворением Владимира Степанова «Краски земли»/с. 116 /.
Предлагаю прочитать его самостоятельно./Дети читают молча/
Мнемотехника: ассоциативный рисунок.
Давайте повторим текст по рисункам ( Слайды 3 – 9)
Приготовьте цветные карандаши тех цветов, что упомянуты в стихотворении. Нам они пригодятся для раскраски.
- Красная страница
Следующая страница – КРАСНАЯ. Давайте вспомним, что может быть красным.
Метод «Ассоциативный куст ( Слайд 10)
клубника Красный одежда
цветок цвет машина
яблоки бабочка
- Чтение в парах
Прочитайте в парах текст Бориса Межиборского «Красные яблоки» / С.117/ по предложению, определите главную мысль.
- Работа над составлением предложения.
Составьте пословицу из слов, что в конвертах и подумайте, подходит ли она к данному рассказу. ( «Не всё то золото, что блестит»)
/ ответы детей/ (Слайд 11)
А теперь раскрасьте верхнюю полоску раскраски "Радуга" красным цветом.
- Оранжевая страница
(А.Арканов, Г.Горин «Оранжевая песенка»)
Следующая страница яркая, весёлая. Внимание на экран.
Просмотр клипа «Оранжевая песенка» в исполнении Ирмы Сохадзе
Понравилась песенка? Давайте мы её сами споём глядя на текст. /С. 118/
- Упражнение «Чтение-пение»
- Ответы на вопросы: / Слайд 12/
* Какой любимый цвет у маленького художника? Как вы думаете, почему?
* Что сказал взрослый дядя, увидев рисунок?
* Как вы думаете, почему он так сказал?
Раскрасьте вторую полоску на рисунке оранжевым цветом.
- Жёлтая страница
Как вы думаете, какая страница следующая? ( жёлтая) (Слайд 13)
В какое время года этот цвет радует наш глаз? ( осень)
- Прочитайте про себя рассказ Николая Сладкова «Золотой дождь» / С. 119/ и объясните его название.
- Ответы на вопросы:
*Какие признаки осени описаны в рассказе?
*Как изменяется природа осенью?
- Упражнение «Чтение с настроением»
( 1 ряд - 1,2 абзац – радостно; , 2 ряд - 3,4 абзац – загадочно, 3 ряд - 5,6 абзац – грустно.)
Раскрасьте третью полоску на рисунке жёлтым цветом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 14)
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- Зелёная страница
У Николая Некрасова есть стихотворение «Зелёная страница» так, как и наша. Давайте прочитаем этот текст и подумаем, почему автор его так назвал. /С.120/
* Чтение «цепочкой»
* Игра «Прятки»
О каких насекомых упоминается в тексте?/ответы детей/
Летом в траве прячутся различные насекомые. Слова тоже могут спрятаться.
Предлагаю поиграть в игру «Прятки». Я вам назову признак слова, а вы попробуйте отыскать его в тексте.
- Итак, назовите слово, состоящее из 3 слогов, которое начинается на букву «б», имеет ударение на последнем слоге. ( бирюза). (Слайд 15)
Следующую полоску раскрасьте зелёным цветом
- Голубая страница
- Ребята, а вы знаете, что такое «бирюза»? Бирюза – это камень счастья. /Демонстрация картинки/ (Слайд 16)
Верили, что тот, кто с утра посмотрит на бирюзу, в течение дня будет совершенно беззаботен.ь, как называется наша страница? Правильно, ГОЛУБАЯ.
А вы знаете, почему месяц март называют голубым? Разобраться нам поможет рассказ Николая Сладкова «Март». / С.121/
* Чтение за ведущим «Буксир»
Читать будем вместе. Я буду читать вслух, а вы – про себя. Где я остановлюсь, вы дочитаете до точки.
* Упражнение «Задай вопрос соседу»
Вы познакомились с рассказом, и сможете задать вопрос по тексту соседу в группе. Условие – вопросы не повторять. ( Дети работают в группах)
Следующую полоску раскрасьте голубым цветом.
- Синяя страница ( Слайд 17)
Вы, ребята, наверное, знаете, почему нашу планету часто называют голубой? Наша Земля названа так потому, что большую часть ее поверхности занимает вода. И поэтому наша страница имеет название СИНЯЯ.
У Самуила Маршака есть стихотворение «Синяя страна»/ С.122/ .
*Упражнение «Сканирование»
Предлагаю глазами быстро пробежать по тексту и назвать морских жителей.
*Упражнение «На одном дыхании»
А сейчас прочитайте это стихотворение быстро, будто торопясь.
Следующую полоску раскрасьте синим цветом.
- Фиолетовая страница - страница нежная, спокойная, задумчивая.
Алина Макарова в стихотворении «Фея фиолетовой сирени»/ С.123/ описала майский вечер. Чтобы создать эту атмосферу, я пригласила соловья. (Слайд 18)
* Чтение под пение соловья
Он будет петь, пока вы будете читать. И, внимание, читайте так, чтобы не спугнуть птицу, ведь она очень пуглива.
- Словарная работа
В стихотворении вам встретились незнакомые слова. Запомните их значение : трели – короткий мелодичный звук,
свирели – духовой инструмент в виде дудки,
менестрели - певцы
*Конкурс чтецов
Следующую полоску раскрасьте фиолетовым цветом.
V. Обобщение знаний
Вот наша раскраска наполнилась яркими красками. Что у нас получилось? ( Радуга ). Предлагаю прочитать хором стихотворение Светланы Пшеничных «Радуга». /С.124 /
Давайте поможем девочке запомнить все цвета радуги при помощи фраз:
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. (Слайд 20)
- Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь (Слайд 21)
- Крот овце, жирафу, зайке гладил старые фуфайки
Запишите их в тетрадь.
VI. Домашнее задание.
Выучить мнемонические фразы, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.
VII. Итог урока
Наш мир многообразен и ярок. Произведения, с которыми мы познакомились тому подтверждение. Какое из них вам понравилось больше всего? Поднимите карандаш соответствующего цвета. А теперь нарисуйте личико облачку, соответствующее вашему настроению. (Слайд 22,23)
Вот и кончился урок. (Слайд 24)
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.