Урок внеклассного чтения по произведениям Н.Н.Носова. Урок предназначен для учащихся 2 класса с целью расширения читательского кругозора, знакомства с произведениями Н.Н.Носова, героями его произведений. Урок содержит разнообразные виды рабты на уроке, способствует привитию интереса к чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование:компьютер, мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку, карточки, иллюстративный материал
ХОД УРОКА
1.Начало урока
Эмоциональный настрой
Веселый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок.
Улыбнитесь те, кто пришёл с хорошим настроением, Вижу я у вас к знаниям стремление. Поднимите руку, кто готов трудиться. Нам сегодня это очень пригодится.
– У нас сегодня урок внеклассного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным, дружелюбным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» – Итак, друг к другу повернитесь, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил.
– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. – А кто хочет стать настоящим читателем? – Что же для этого надо делать? – Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
2.Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный (до 5 или пока хватает дыхания);
Слайд :
Ок-ок-ок – падает снежок. Ип-ип-ип – слышу снега скрип. Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.
– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. – В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро.
3. Сообщение темы урока, его целей
Слайд : (портрет)
Рассказ о биографии Н.Н. Носова
Родился в 1908 году 23 ноября в Киеве, учился сначала в Киеве, потом в Москве, очень хотел стать химиком, но стал режиссером-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. По словам самого писателя, в литературу он пришел случайно, родился сын и нужно было рассказывать все новые и новые истории для сына и его друзей.
– Какие произведения этого автора вы знаете?
Слайд . – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя . А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.
Дети разгадывают анаграмму:
Слайд : А Н К Е Г О Р Слайд .
4.Подготовка к первичному восприятию текста.
– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта называется «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».
Слайд . – Давайте узнаем что такое «горка». – «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». – А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для посуды.. – Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. – Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
- Скажите, кто из вас сам пробовал строить горку? Помогать старшим в строительстве горки? - А что нужно для строительства снежной горки? (Лопаты, ведра с водой и т.д.) - А зачем нужно поливать горку водой? - Строительство горки – работа трудоемкая, тяжелая. Она требует большой силы и терпения. - Везде ли можно строить горку? (Нет) - Почему? (Нельзя строить горки на проезжей части, чтобы не попасть под колеса машин)
– Ребята, а вы любите бывать на горке? – Почему? – Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
5.Словарная работа.Слайд .
Упражнение «Зоркий глаз»
Прочитать слова, постараться их запомнить, объяснить, каким образом они могут соотноситься с темой урока.
– Кому понравился рассказ? – Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
7.Физкультминутка:Слайд .
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.) Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
8.Закрепление. а) Словарная работа Котька – ласковое слово имени Константин. Нацепил – надел. Дворницкая – помещение, где хранятся лопаты, ведра, песок. б) Чтение рассказа детьми, самоподготовка (просмотреть текст глазами)
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИ ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся) СКОЛЬЗ- КА-Я – СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом) ДВОР-НИЦ-КА-Я – ДВОРНИЦКАЯ (лексическое значение: комната или отдельное помещение ,где хранятся веник, метлы, песок и т.д) ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?) НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. – Чьё чтение вам понравилось больше всего? в) Анализ произведения, выборочное чтение
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) – Что делали ребята? – Прочитайте, как они строили горку. – А что делал Котька, когда ребята трудились? – Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься) – Какой он? (Хитрый) – Что произошло, когда ребята ушли обедать? – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. – А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться) – Что из этого вышло? Прочитайте. – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). – Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) – Понравилось ли Котьке работать? – Подтвердите словами из текста… – Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше). – Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи) – Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? г) Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
Слайд , карточки
1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться.
– Почему вы выбрали данную пословицу ? – Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
9.Обобщение материала
а) – Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд.
ДРУЖБА ЗЛО ТРУДОЛЮБИЕ РАДОСТЬ ЛЕНЬ ЗАВИСТЬ
б) – С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд .
Чтобы:
Развеселить читателя.
Подшутить над кем-нибудь.
Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
Разбудить фантазию.
Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такого не совершать.
Беседа о других произведениях Н.Носова, показ иллюстраций
в)Упражнение «Будь внимателен»
Игорь Носов – внук Николая Носова, фотокорреспондент и детский писатель. Решился писать собственные рассказы про Незнайку, основанные на событиях из жизни сына Вани.
Продолжил рассказы о приключениях Незнайки, написал книги- «Остров Незнайки» , « Путешествие Незнайки в Каменный город», «Большой сюрприз Незнайки».
10. Итог урока
– Я думаю, что мы с вами сегодня тоже много и хорошо трудились на уроке. У каждого на парте лежит стикер. Возьмите его. Напишите на нем свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои стикеры вы прикрепите на ватман. В зависимости от того, какую оценку вы себе поставили.
11. Выставление и комментирование оценок
12. Домашнее задание: подготовить любой рассказ Н.Носова, который еще не читали.