kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -семинар "Детям о войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Короток век человека, но жизнь его может вместить очень многое. Особенно если жизнь пришлась на переломные, судьбоносные для страны годы. И горько, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие… Перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи и оказание должного внимания к судьбам ветеранов войн. Все меньше становится очевидцев Отечественной войны 1941-1945 годов, явивших всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа. Сейчас многие «историки» пытаются переписать роль России в те давние годы, очернив судьбоносные для всего мира, решительные действия защитников Отечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок -семинар "Детям о войне" »

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

ст. Старовеличковская













Урок-семинар

«Детям о войне»












Работу подготовила

Учитель начальных классов

Щукина М.А.


 





Цели:


  • формирование у школьников чувства причастности к истории своей Родины;

  • способствовать развитию чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;

  • содействовать формированию гражданственности.



                                                       

Ход урока
1. Мотивация.

               Тихонечко сели. Я попрошу вас настроится на интересную и серьёзную работу на уроке. Наш урок сегодня будет носить творческий характер и я хочу, чтобы никто не остался в стороне. Сегодняшний урок пройдёт в форме семинара-заседания научных групп.
Я попрошу найти в толковом словаре значение слова семинар, чтобы всем стало понятно чем мы будем заниматься.

Ученик. – Семинар – это собрание, на котором люди, заинтересованные какой-то темой, собираются, чтобы узнать подробнее о ней, побеседовать и решить сообща какие-то проблемы.

Наш семинар предлагаю начать с отгадывания ребуса. Какое слово зашифровано?



3=Й



2.Подготовка к восприятию нового материала.

Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.

Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).

Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?

 (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).

Какие чувства у вас вызывает война?

 (тревожные, беспокойные, печальные, горькое).

Что вы знаете о ВОВ?

Учитель: Возьмите лист, который лежит у вас на столе, и запишите в левый столбик, что я знаю о войне, а в правый - что я хочу узнать о войне.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Что бы вы хотели узнать о войне? .
Учитель: Поставьте учебную задачу на этот урок.
Учитель. – Мы заранее разделились на 5 научных групп, которым было дано задание исследовать определённый этап войны. Они выступят с лекцией. Вспомним, как нужно слушать лекцию? (Ответы детей.) Да, мы должны слушать внимательно, не перебивая лектора, и записывать ключевые слова возникающих вопросов, а зададите их в конце лекции.



Звучит фонограмма песни “Вставай страна огромная”.

Учитель читает стихотворение:

Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы, 
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва замаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!

Учитель: давайте познакомимся с планом работы нашего семинара.

План:

  1. Выступление 1-й группы: “Брестская крепость»

  2. Выступление 2-й группы: “Блокада Ленинграда”.

  3. Выступление 3-й группы: “Сталинградская битва”.

  4. Выступление 4-й группы: “Дети войны”.

  5. Выступление 5-й группы .Инсценирование песни «Птицы белые»

  6. Выступление 6-й группы: “След войны в моей семье”.

  7. Ответы на вопросы, возникшие у учащихся в ходе лекций.

  8. Викторина

  9. Итог: Творческий проект “Детям о войне”.  Оформление стенда для 1-2 классов

3. Основная часть – выступления учащихся по темам, сопровождающиеся слайдами.



Учитель

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.



Выступление группы №1

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны.




22 июня 1941 года, перед  рассветом, пограничники увидели, плывущие с запада огни. Затем послышался гул моторов – это летели атаковать нашу Родину фашистские бомбардировщики. А через несколько секунд  - грохот взрывов. Так началась Великая отечественная война, и первыми удар  приняли защитники Брестской крепости.  

Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов. . Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессменного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери.  

 До последнего сражались бойцы. Об этом говорят   надписи на камнях и стенах: «Прощай, Родина!», «Умрем, но не сдадимся». У оставшихся защитников сил оставалось все меньше.  Командование отдает приказ  женщинам уйти в плен: «Вы должны спасти детей, перенести муки плена во имя их жизни».

Большинство участников обороны Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца и воевать дальше. Участники обороны  награждены орденами и медалями, стали героями Советского Союза и большая часть из них – ПОСМЕРТНО.

 Сейчас  крепость – герой – это огромный музей под открытым небом.


Читает стихотворение ученик

Брестская крепость 
 
Каждый год у развален Бреста
Старый дед с сигаретой сидит,
И не может найти себе место
Груз былого на сердце лежит.
 
Вспоминает тот день жарким летом,
Птицы смерти летели к стране.
И немецкий сапог с рассветом
Нагло встал на русской земле.
 
Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас в глубь нашей страны.
 
И один «островок» на границе,
Тот который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.
 
Долго немцы крепость бомбили,
Долго взять его не могли,
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
 
С каждым днём оборона слабела,
Не слабел только дух боевой,
Но немецкая рать одолела:
Пал под натиском «гордый герой».
 
Каждый год у развален Бреста,
Старый дед с сигаретой сидит,
Вспоминает защитников Бреста,
Честь и слава под камнем лежит.





Выступление 2 группы. 
Блокада Ленинграда.

Бои за Ленинград развернулись в июле 1941 года .Город оказался в кольце Блокады. Блокада продолжалась 900 дней и ночей. Единственной наземной трассой, связывающей Ленинград с центральными районами страны, была дорога жизни по Ладожскому озеру. Жители города умирали от голода и холода. Паек хлеба составлял 125 г. Только 27 января 1944 года Блокада Ленинграда была полностью снята. За стойкость и героизм в период блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалью “За оборону Ленинграда”.

Из дневника Тани Савичевой. Из него мы узнали, что в осажденном Ленинграде жила Таня Савичева. Ей было 11 лет. В дни блокады она вела дневник, куда записывала, кто и когда умирал из ее родственников. Последняя запись была такой: “Савичевы умирали. Умерли все. Осталась одна Таня”. Умирающую Таню удалось вывезти из Ленинграда. Но спасти ее не смогли. Она умерла. В Горьковской области, в рабочем поселке, на ее могиле установлен памятник. Более 600.000 человек погибло в блокадном Ленинграде.




Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в дороге, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.


"Слава и тебе, великий город, 
Сливший воедино фронт и тыл. 
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил"



Выступление группы №3 . Битва за Сталинград

Ч т е ц  1.  Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

вечная слава тех,

кем фашизм, покоривший Европу,

был остановлен здесь.

 

В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди –

товарищи и ровесники

Твоего отца.

Они стояли насмерть!

И были среди них солдаты –

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки –

Немного старше, чем ты.

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград за две недели.

Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. И 17 июля 1942 года тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград. Гитлеровским войскам удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждую улицу. В середине сентября противник, получив свежие резервы, усилил атаки. Немецко-фашистским войскам удалось выйти к Мамаеву кургану, закрепившись на отдельных высотах.

Фашистские генералы понимали. Что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город.

Фашисты на вершине высоты установили пулеметы и минометы и беспрерывно обстреливали наступавших бойцов. Но бойцы, где ползком, где перебежками. Пробирались к высоте. Ни на минуту не умолкали автоматы, рвались гранаты. Наши бойцы бились с гитлеровцами в рукопашной схватке. Наконец, фашисты дрогнули и стали отходить. Гвардейцы полностью овладели высотой. Двенадцать раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. Но гитлеровцам так и не удалось вернуть вершину кургана. Победа в город на Волге пришла 2 февраля 1943 года.

История войны не знала такого ожесточенного сражения. Бои шли за каждую улицу, дом, этаж, за каждый цех и пролет.

200 дней (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) длилась Сталинградская битва. 

Вопросы к викторине «Сталинградская битва».

1.      Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17 июля 1942 года)

2.      Когда закончилась Сталинградская битва? (2 февраля 1943 года)

3.      Назовите самый страшный для города день. (23 августа 1942 года, фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч вылетов самолетов)

4.      Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней и ночей)

5.      За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)

6.      Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России? (Мамаев курган)



Работа с пословицами . собери пару. Объясните смысл пословиц

Главное в жизни

ни жизни не жалей.

Для Родины своей ни сил,

тот истинный герой.

Русский солдат

служить отчизне.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

не знает преград



Выступление группы №4. Дети войны

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.




Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.



Лара Михеенко

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.



Учитель: Эти дети и многие-многие другие любили свою Родину, были настоящими героями-патриотами. И сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины.

Война, война...кому – то очень больно,
А кто-то ищет новых благ и чин...
Друзья мои, всех убиенных в войнах
Припомним и минуту помолчим.
Минута молчанья...
Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал. (Минута молчания, манометр)





Выступление группы №5 . Инсценирование песни «Птицы Белые» .(группа «Непоседы»)

Текст песни
Непоседы — Птицы Белые

Сколько лет прошло после той войны.
Раны глубоки, боль так велика.
На полях войны где-то в тишине,
Вдруг поднимут крик птицы белые.
И забыть бы все, да никак нельзя.
От глубоких ран плачет мать земля.
Над землей летят тучи серые,
И кричат им вслед птицы белые.

Припев:
Птицы белые летели и кричали в высоте,
Над полями, городами. Люди, скажем, нет войне!
Вечно в памяти живущих это горе и беда.
Никогда не повторится, НИКОГДА!

Сколько лет прошло после той войны.
Славы монумент имена хранит.
И горит огонь вечной памяти.
И кружат над ним птицы белые!
Как заставить нам ненависть уйти,
Добротой души сердце растопить?
Мертвых оживить, пробудить живых,
В небо отпустить белых птиц своих.

Равнодушие и боль спрячьте люди
Айсберг ледяной растопите в сердце
Белых птиц своих отпустите в небо,
Верю - счастье на земле будет вечно!!!

Припев:
Птицы белые летели и кричали в высоте,
Над полями, городами. Люди, скажем, нет войне!
Вечно в памяти живущих это горе и беда.
Никогда не повторится, НИКОГДА!

Выступление группы № «След войны в моей семье»

Ученица 1. Мой прадедушка Иванов Константин Иванович









Иванов Константин Иванович родился 7 ноября 1924 года в городе Рыбинск, Ярославской области. В начале войны был эвакуирован в город Уфу. В неполные 18 лет ушел на фронт добровольцем. Воевал на Северо-Западном фронте с сентября 1942 года по январь 1943 года командиром расчета и награжден Орденом Отечественной войны. Далее служба на Прибалтийском фронте по июль 1944 года. За освобождение города Мадонна в Латвии награжден Орденом «Красной Звезды». Награжден двумя медалями «За освобождение города Праги в Чехословакии. Был дважды тяжело ранен. До Берлина дойти не пришлось. Войну закончил в звании лейтенанта с последующей учебой на политработника в Общевойсковом училище. Вернулся в город Рыбинск. В 1995 году переехал на постоянное место жительства в станицу Старовеличковскую. Умер в 1999 году.

Ученица 2. Моя прабабушка Метельченко Эмилия Михайловна

Метельченко Эмилия Михайловна родилась 7 мая 1923 года в Гомельской области, деревня Старина. В 1931 году пошла в школу ,где проучилась 7 лет. В 1939 году выехала в город Ростов- на- Дону. С 1942 года выехала на Кубань в Тихорецкий район, где работала в колхозе. С марта 1943 года добровольно пошла работать в госпиталь № 2148 города Тихорецка. После освобождения Ростова , госпиталь переименовали в Эвакуационный госпиталь 2-го Украинского Фронта. С эвакуационным госпиталем дошла до Чехословакии города Бруно, где встретила День Победы. Имеет медаль «За Оборону Кавказа»,»За Победу над Германией в Великой Отечественной войне».награждена Орденом Отечественной войны второй степени ,медалью Жукова. Имеет благодарность за образцовую организацию работы отделений служб госпиталя, образцы и примерность в работе на фронте борьбы с немецкими захватчиками. В данное время проживает в городе Тимашевск.

4.Закрепление знаний с помощью викторины.

Учитель. – Спасибо, ребята, вы проделали большую работу. А для чего мы изучаем войну, для чего изучать подробности этой страшной трагедии? (Чтобы война больше никогда не повторилась.)
Учитель. – Пользуясь той информацией, которую вы прослушали, ответьте на вопросы викторины (викторина на листочках).

  1. Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 года.)

  2. Почему война называется Великой Отечественной? (Весь народ встал на защиту страны и борьбу с врагом.)

  3. Как называлась крепость, по которой враг нанес первые сокрушительные удары? (Брестская крепость)

  4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей.)

  5. В каком году была Сталинградская битва? (В 1942 году.)

  6. Какой день стал Днём Победы? (9 Мая 1945 года.)

Проверка викторины.



Учитель:Победа досталась огромной ценой. 1416 дней…Наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией. Цена победы:
27 миллионов погибших, страна в руинах, разрушены города, сожжены сёла. Ценой жизни воинов-освободителей и всего народа достигнута Великая Победа.

Стихотворение читает ученица.

В мирные годы война к нам пришла.
Многие жизни с собой унесла.
Храбро сражались наши полки,
Врага раздирали, словно волки.
Многие, многие там полегли.
Но отстояли честь нашей земли.
Мы победили в смертном бою
И доказали храбрость свою!
Жизнь и свободу солдаты спасли,
В страшных сраженьях они полегли.
В сердце их подвиги мы сохраним.
Память погибшим и слава живым!

Учитель. – Итогом нашего исследования стал творческий проект “Детям о Великой Отечественной войне”. Это стенд для учащихся 1-2 классов, куда вошли ваши рисунки о ВОВ, сегодняшние выступления, стихи. Как создавался творческий проект? (Посетили Народный музей ст. Старовеличковской, в библиотеке искали материал о войне, изучали энциклопедию о войне, писали сочинения о родственниках, об участниках ВОВ, о соседях, рисовали рисунки о войне, просмотрели фильм о войне.) Надеюсь, этот творческий проект будет иметь продолжение.


5.Рефлексия

С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок -семинар "Детям о войне"

Автор: Щукина Марина Альгирдасовна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
    ["file_id"] => string(6) "157447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593790"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Обмен опытом "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(73) "obmienopytomformirovaniieghrazhdanstviennostiipatriotizmanaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "297805"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях кружка   «Уроки нравственности» "
    ["seo_title"] => string(100) "vospitaniie-liubvi-i-uvazhieniia-k-svoiemu-otiechiestvu-na-zaniatiiakh-kruzhka-uroki-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "174412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424116296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по теме "Изменение глаголов по числам" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-izmienieniie-ghlagholov-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "130482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415903371"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства