Тема урока:Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.
Цель урока:Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.
Задачи урока:
- Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й,э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
- Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.
- Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.
- Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.
Развитие УДД:
Предметные
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- узнавать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы,
- узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,
- обозначать гласные звуки буквами,
- читать слова с изученными буквами.
Метапредметные
Регулятивные
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные
1.Ориентироваться в учебниках.
2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные
- Проявлять уважение к своемуклассу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержкуодноклассников.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
- Выполнять правила поведения на уроке.
Технология проведения урока: по системеТДМ
Тип урока: урок систематизации новых знаний.
Структура урока:Этапы: подготовительный,систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательной
- коммуникативной
Единица содержания:характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.
Граница знания – незнания:на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.
Учащихся в классе: 25
Используемые учебники и учебные пособия:
- Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.
- С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Используемое оборудование:Мультимедийное оборудование,магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного,жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»
Методический паспорт:
Тема урока: Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.
Цель урока: Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.
Задачи урока:
Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й,э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.
Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.
Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.
Развитие УДД:
Предметные
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,
- узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,
- обозначать гласные звуки буквами,
- читать слова с изученными буквами.
Метапредметные
Регулятивные
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные
1. Ориентироваться в учебниках.
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные
- Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
- Выполнять правила поведения на уроке.
Технология проведения урока: по системе ТДМ
Тип урока: урок систематизации новых знаний.
Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.
Формирование ключевых компетенций:
учебно-познавательной
коммуникативной
Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.
Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.
Учащихся в классе: 25
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.
С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
Подготовительный этап Задачи: Мотивация и подготовка детей к активной деятельности Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации Формулирование темы урока |
Оргмомент и мотивация (30 сек) | «Прозвенел опять звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели». - Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь. А теперь посмотрите на смайлик на доске. Чего у него не хватает? Ваша задача – хорошо поработать на уроке, чтобы смайлик улыбнулся. - А теперь соберитесь, настройтесь на работу. Всё у нас с вами, как всегда, получится. | Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу +Улыбки | На доске прикреплён большой смайлик без улыбки (см. Приложение 1) |
Подготовка детей к активной деятельности (1 мин) | Включает детей в работу через беседу с опорой на слайды презентации - Посмотрите на экран. Что записано? - Какие звуки они обозначают? Докажите (пропевают). - Давайте пропоём несколько гласных: сначала слева направо, затем справа налево. - Сделаем вывод: продолжите предложение «Каждая из названных гласных букв имеет свой собственный …» | + Буквы + Гласные звуки. При произношении гласных нет преграды. Они легко поются. +Звук | Слайд №1 а о у ы и а-а-а-а о-о-о-о у-у-у-у и-и-и-и а-и-о-ы у-ы-о-и |
Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации (1,5 минуты) | Просит вспомнить изученное - Посмотрите на экран, назовите гласные буквы, обозначающие твёрдость предыдущих согласных, приведите примеры слов - Назовите гласные буквы, обозначающие мягкость предыдущих согласных, докажите примерами слов - Какой гласной буквы не хватает на слайде? - Чем отличается буква Е от ранее названных? - Так какие же звуки обозначает буква Е? | + а, о, у, ы + и + е + У этой буквы нет «своего» звука, в разных местах в слове она обозначает разные звуки. + [э] , [й’э] | Слайд №1 (буквы меняют цвет на синий и зеленый) На доску – таблица с буквами Е, е. Затем выключить экран. |
Формулировка темы урока (цели урока) (1 мин) | Предлагает вывести тему урока, исходя из сделанных выводов на этапе актуализации знаний: - Определите тему урока, продолжая моё предложение - Тема нашего урока: продолжить знакомство с буквой ..., которая обозначает звуки…. -А теперь попробуйте сформулировать цель урока. Продолжите моё предложение: -Цель урока: уметь слышать …, обозначенные …, и учиться … - Где новые знания можно применить в жизни? | Предлагают свои варианты, пытаются сформулировать тему и цель +Е, [э] , [й’э] + звуки, буквой е, читать слова с е. + … | |
Систематизация знаний Задачи: Структурирование знаний через построение и реализацию проекта выхода из затруднения. Организация работы в группах. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения (7 мин) | - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по земному шару (показывает глобус). А поведёт нас очень интересный зверёк, который впервые был открыт в Северной Америке (показывает на глобусе). Кто же это? Отгадайте загадку: - Немытое в рот ни за что не возьмёт. И ты будь таким, как чистюля …. - Что вы знаете о еноте? Рассказывает о еноте с опорой на слайды № 2, 3 - Произнесите слово ЕНОТ, где находится буква Е? - Сколько звуков обозначает? Какие? - Проведите слого-звуковой разбор в парах. Приглашает проверить - Давайте проверим. Кто был прав, помашите рукой. - Сделайте вывод - МОЛОДЦЫ ! Продолжает беседу о еноте - Так где же обитают еноты? Отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нём. Рассказывает о еноте с опорой на слайды № 4,5 - Проведите слого-звуковой разбор слова лес самостоятельно. (Помогает слабым детям). Приглашает проверить - А теперь самопроверка со схемой на доске. - Оцените свою работу с помощью светофора. - Сделайте вывод. - ОТЛИЧНО! | Ученики высказывают свои предположения. +Енот + В начале слова + 2 звука, [й,э] Работают в парах на карточке (выдана заранее на парту) – после завершения работу сигнализируют взявшись за руки и подняв их. Одна пара детей производит разбор на закрытой доске с помощью магнитной азбуки. Сверяются с доской, корректируют ошибки. + В начале слова буква е обозначает 2 звука [й,э] Ученики высказывают свои предположения. + Лес Продолжают работу на чистой карточке – самостоятельно. Сверяют свою схему со схемой на доске. Поднимают смайлики светофора. + После мягкого согласного буква е обозначает 1 звук [э] | Глобус физический. Включить экран Слайды № 2, 3. Карточки (см. Приложение 2) Схема на доске На доску вывешивается таблица (см. Приложение 3) Слайды № 4, 5. Выключить экран. Схема на доске На доску вывешивается таблица (см. Приложение 4) |
Двигательная физкультминутка (1 минута) | - Пора и Дети делают зарядку Кто вприскочку, Кто вприсядку, Кто-то плечи поднимает, Кто-то плечи опускает. Сделаем руками взмах, Вправо мах и влево мах, Полуприсед, присед, наклон. Всем спортсменам шлем поклон. Стройными, красивыми все хотим мы стать, Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять! | Проводит дежурный ученик. Ходьба на месте, руки на поясе. Прыжок вверх. Присесть, руки вперед. Вставая, поднять плечи. Опустить плечи. Руки в стороны. Мах ногами вправо-влево. Полуприсед, присед руки на поясе. Наклон вперед, руки в стороны. Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола. | |
Работа в группах ( 7 минут) /упражнение на развитие фонематического слуха/ | Продолжает рассказ. - Мы продолжаем путешествовать с енотом (на доску – фото енота). Еноты обычно живут поодиночке. Но иногда они собираются в стаи по двадцать зверьков, которые делят между собой одно место ночлега или одну общую нору. Приглашает к работе в группах. - Давайте и мы поработаем в группах. Объединитесь в группы (умение отработано) и выполните задание. Предлагает проверить. - Давайте проверим. Какое слово вызвало затруднение? - Где находится буква Е? Сколько звуков обозначает? - Сделайте вывод. Предлагает обобщить. - Давайте прочитаем общий вывод на стр. 73 «Азбуки» - Прочитаем слоги-слияния с буквой е. Какой звук обозначает буква е? Как произнесем предшествующий согласный? Сначала сверху вниз шёпотом, затем снизу вверх громко. Игра со смайликами «Послушай и ответь» - Если услышите в слове 2 звука [й,э], то поднимаете красный и жёлтый смайлик. Если один [э]– зелёный. ДЕЛО, ЕХАЛ, ЕГОР, ПЕНАЛ, ПЕРЕМЕНА, ЕЛИ, ЕЖЕВИКА. - Кто оказался прав в последнем слове? - Что такое ежевика? Посмотрите, как выглядит эта ягода. Зачитывает текст со слайда. - Составьте со словом красивое предложение. | 6 групп получают задание и выполняют его, после выполнения – лидеры вывешивают на доску ответы по порядку номеров групп + полосатые + после гласной, два + После гласной буква е обозначает 2 звука [й,э] 2-3 хорошо читающих ученика читают по цепочке правило на стр. 73 «Азбуки» Читают слоги в учебнике на стр. 73. Дети берут в одну руку 2 смайлика, во вторую – один и поднимают соответствующую руку. Дети размышляют над словом и делают свои выводы. + Нужно было поднять обе руки Составляют предложения. | Доска – фото енота. Задание для групп (см. Приложение 2) На доску вывешивается таблица (см. Приложение 5) Стр. 73: « Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного» се ре ле ве не ке те Включить экран Слайд №5 Выключить экран. |
Первичное закрепление Задачи: 1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: чтение слов и небольших текстов с новой буквой. 2. Включение в систему знаний и повторение: организация самостоятельной работы |
Чтение слогов и слов с новой буквой. (5 минут) /упражнение на развитие фонематического слуха/ | - Как вы думаете, енот ест ежевику? Хотите узнать? - Прочитайте жужжащим чтением небольшие стишки на карточках, подготовьтесь к чтению вслух. «Если нет других хлопот, Ежевику ест енот. Едет в дальний лес к ежам: Ежевики много там!» ( Н. Пунько) «Ежевику ел енот: Еле-еле лезла в рот. Он её под елью ел, Много съел и потолстел» (Е. Горенбургова) - Кто готов? Прочитайте вслух. - Прочитаем хором по вариантам (шёпотом, громко, восклицательно) Предлагает задание на интерактивной доске. - Распределите слова по столбикам. - Вы отлично справились с заданием! | Предположения детей. Читают стишки на карточке жужжащим чтением ( по вариантам) Читают вслух парами по 2 строчки (всего 8 учеников). Читают хором по вариантам. Выходят по одному и выполняют задание. | Карточки с текстами (см. Приложение 6) Интерактивная доска |
Упражнения для профилактики нарушения зрения (1 минута) | | | Использование элект-ронного тренажёра. Физкультминутка для глаз. |
Организация самостоятельной работы через разноуровневые задания. (8 минут) | - Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание. - Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик) - Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука» На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий. Посчитать количество предложений. Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие. Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА. Приглашает проверить выполненное. - Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим. - Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте? - Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие. -Что такое ТИНА? ИЛ? - Замечательно, вы хорошо потрудились. | Размышляют. Выбирают посильное задание и выполняют. Читают по цепочке текст. | С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» |
Рефлексия учебной деятельности Задачи: 1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания. 2. Организация рефлексии. |
Подведение итогов. (1 минута) Рефлексия (1 минута) | - Подведём итог нашей работы. - Что нового узнали на уроке? - Продолжите моё предложение: * Мы познакомились с буквой … . * Буква е обозначает один звук … когда стоит после …. * Буква е обозначает два звука … когда стоит …. - Где можно применить полученные знания? - Что было для вас интересным на уроке? - А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо( раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску. А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике) | Подводят итог работы: +Е +[э], после мягкого согласного +[й’э], в начале слова или после гласной Отвечают на вопросы. Оформляют смайлики как самооценку своих достижений и с помощью магнитов располагают на доске вокруг смайлика учителя. | Заготовки смайликов (см. Приложение 1) |
Источники:
http://www.proshkolu.ru/user/inna177/file/165167/ - физкультминутка для глаз
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-na-bukvu-e.html - стихи про енота
http://kartinkiprovsio.ru/razd… - смайлики
Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»
Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»