kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 1 класс

Тема: Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

Цель: повторить и обобщить знания о гласных буквах е,ё,ю,я и совершенствовать умения учащихся дифференцировать функции букв е,ё,ю,я в разных позициях в слове.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся - определять функции букв е,ё,ю,я в разных позициях в слове.  научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

Писать словарные слова

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

регулятивные- определять и формировать цель деятельности на уроке; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть монологической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

 

Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы каждого обучающегося,), компьютер, проектор, экран.

Основные этапы урока :

Самоопределение к деятельности ( 3 мин.)                                                   

Актуализация знаний ( 7 мин)                                                                        

Постановка ученой задачи (3 мин)                                                              

Построение проекта выхода из затруднений( открытие нового знания) ( 10 мин)                                                                                                         

Первоначальное закрепление во внешней речи (7 мин)                             

   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Рефлексия ( 5 мин)

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Долгожданный дан звонок

    Начинается урок

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. - Сегодня мы продолжим делать доброе дело- делиться друг с другом.

- А вам хочется делиться друг с другом?

- Что вы можете сейчас отдать своим друзьям, нашим гостям, мне? (наши знания, хорошее настроение, поделиться своей радостью,доброту)

 Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках.
II. Актуализация знаний.

  1. Орфографическая минутка. Задание: Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.


У ани жывёт кот васька. он весь белый. На лапах томные патна. Хвост пушыстый.      (сл 1)

-Сколько предложений в тексте?

-Найдите предложение, которое подходит к данной схеме. (схема на доске)
 

2.Чистописание.  (сл.2, 3, 4)

На доске: Ю, Ы, Я, Ё, Н, Е  (убираем буквы)

- Какая буква лишняя? (н – обозначает согласный звук)

- Какая теперь лишняя? (ы- показатель твёрдости согласного, стоящего перед ним)

- Что можем сказать про оставшиеся буквы? (обозначают два звука, обозначают мягкость предшествующего согласного звука)

Давайте пропишем эти гласные в алфавитном порядке.(сл.5)

 (-Подчеркните самую удачную букву)

III. Определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Кто догадался, о каких буквах мы будем сегодня говорить на уроке?

- Это хитрые буквы. Почему? Вот об этом и поговорим.

-Значит, какая тема нашего урока? «Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.»

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?  (Сл.7)

Будем повторять …   работу букв е,ё,ю,я в разн. позициях

Писать …                     слова с этими буквами

Читать …                     слова

Определять…              позицию, количество звуков и букв в словах

IV. Построение проекта выхода из затруднений (открытие нового знания)

яма маяк семья мяч   (сл.8)

- Что общего во всех словах? (буква Я)

- Что мы знаем о букве я? Гласная буква, которая, обозначает два звука- [й’а]

- Назовите слова, в которых буква я обозначает два звука и объясните почему…

Какое слово оказалось «лишним»? – мяч – в нём буква я обозначает один звук а и мягкость предыдущего согласного. (Составить звуко-буквенную схему: [м’ач])

(сл.9)

V. СЕЛ                       ЕЛ                          БОЕЦ              съел          

     ПОЛЁТ                 ЁЛКА                     ПРИЁМ          съёжился              

     КЛЮВ                  ЮГ                         КАЮТА          вьюга         

     МЯСО                  ЯМА                       СТОЯТ            листья

- В каком месте слова буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных, в середине слова)

- После каких согласных? (Мягких.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Читаем каждое слово и наблюдаем) СЕЛ (Э), КЛЮВ (У), ПОЛЁТ(О), МЯСО (А)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)

- Запишите в тетрадь слова 1 столбика.

- Прочитайте слова во втором столбике

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? ЕЛ (ЙЭЛ), ЁЛКА (ЙОЛКА), ЮГ (ЙУГ), ЯМА (ЙАМА)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают два звука? (В начале слова)

- Понаблюдаем за словами третьего столбика. Прочитайте слова.

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных.) Читаем. БОЕЦ (БОЙЭЦ), ПРИЁМ (ПРИЙОМ), КАЮТА(КАЙУТА) СТОЯТ (СТОЙАТ)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Запишите слова 4 столбика в  тетрадь. Найдите в словах «хитрые» буквы.

- В какую группу мы эти слова можем поместить?

Когда ещё буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (вывод)

2. Вывод.

- Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (Если они стоят в середине слова после согласной)

- А два звука? (Если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной.)

V. физминутка

VI. Первоначальное закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику (сл.11)

1.Упр.8

Выпиши слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мяч, тётя, деревня.

  1. Словарная работа: деревня. Запись слова в тетради.

Р.Р. Составьте предложение с этим словом.

Расскажи, Айнур, о своей деревне.

Абзаново-это село. В чём разница деревни и села? (деревня-это населённый пункт, крестьянское селение, где занимаются сельским хозяйством. Село-это административный центр для близлежащих деревень, где есть больница, школа, сельсовет и т.д)

4. Поработаем в группах. Вам предстоит поработать в группах. (сл.12)

- Вспомним правила работы в группах.

Прочитайте. Найдите и подчеркните  «хитрые» буквы. Посчитайте количество букв и звуков в каждом слове.

Поёт-______________________

Весна-_____________________

Льёт-______________________

Ясно-______________________

VII. Физминутка.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест. (Сл.14, 15)

Укажите слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

1) Мера

2) вьюга

3) Метель

4) Ёж

Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько и букв?

1) Семя

2) Вьюга

3) Ёлка

   4) Каюта

IX.  Рефлексия.

Давайте подведём итоги. 

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я?

Сегодня на уроке я научился…. Определять позицию букв я е ё ю в 

                                       слове, определять количество звуков и букв,

Сегодня на уроке я запомнил ….

Сегодня на уроке мне понравилось….


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.»

Русский язык 1 класс

Тема: Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.


Цель: повторить и обобщить знания о гласных буквах е,ё,ю,я и совершенствовать умения учащихся дифференцировать функции букв е,ё,ю,я в разных позициях в слове.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся - определять функции букв е,ё,ю,я в разных позициях в слове. научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

Писать словарные слова

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

регулятивные- определять и формировать цель деятельности на уроке; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть монологической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы каждого обучающегося,), компьютер, проектор, экран.

Основные этапы урока :

Самоопределение к деятельности ( 3 мин.) Актуализация знаний ( 7 мин) Постановка ученой задачи (3 мин) Построение проекта выхода из затруднений( открытие нового знания) ( 10 мин) Первоначальное закрепление во внешней речи (7 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Рефлексия ( 5 мин)



Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. - Сегодня мы продолжим делать доброе дело- делиться друг с другом.

- А вам хочется делиться друг с другом?

- Что вы можете сейчас отдать своим друзьям, нашим гостям, мне? (наши знания, хорошее настроение, поделиться своей радостью,доброту)

Вы должны показать знания, полученные на предыдущих уроках.
II. Актуализация знаний.

  1. Орфографическая минутка. Задание: Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.


У ани жывёт кот васька. он весь белый. На лапах томные патна. Хвост пушыстый. (сл 1)


-Сколько предложений в тексте?

-Найдите предложение, которое подходит к данной схеме. (схема на доске)

2.Чистописание. (сл.2, 3 , 4)

На доске: Ю, Ы, Я, Ё, Н, Е  (убираем буквы)

- Какая буква лишняя? (н – обозначает согласный звук)

- Какая теперь лишняя? (ы- показатель твёрдости согласного, стоящего перед ним)

- Что можем сказать про оставшиеся буквы? (обозначают два звука, обозначают мягкость предшествующего согласного звука)


Давайте пропишем эти гласные в алфавитном порядке.(сл.5)


(-Подчеркните самую удачную букву)


III. Определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Кто догадался, о каких буквах мы будем сегодня говорить на уроке?

- Это хитрые буквы. Почему? Вот об этом и поговорим.

-Значит, какая тема нашего урока? «Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.»

- Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Сл.7)

Будем повторять … работу букв е,ё,ю,я в разн. позициях

Писать … слова с этими буквами

Читать … слова

Определять… позицию, количество звуков и букв в словах


IV. Построение проекта выхода из затруднений (открытие нового знания)


яма маяк семья мяч (сл.8)

- Что общего во всех словах? (буква Я)

- Что мы знаем о букве я? Гласная буква, которая, обозначает два звука- [й’а]

- Назовите слова, в которых буква я обозначает два звука и объясните почему…

Какое слово оказалось «лишним»? – мяч – в нём буква я обозначает один звук а и мягкость предыдущего согласного. (Составить звуко-буквенную схему: [м’ач])



(сл.9)


V. СЕЛ                   ЕЛ                      БОЕЦ              съел          

ПОЛЁТ                 ЁЛКА                     ПРИЁМ        съёжился              

КЛЮВ                  ЮГ                         КАЮТА          вьюга         

МЯСО                  ЯМА СТОЯТ      листья

                  

- В каком месте слова буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных, в середине слова)

- После каких согласных? (Мягких.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Читаем каждое слово и наблюдаем) СЕЛ (Э), КЛЮВ (У), ПОЛЁТ(О), МЯСО (А)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)

- Запишите в тетрадь слова 1 столбика.

- Прочитайте слова во втором столбике

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? ЕЛ (ЙЭЛ), ЁЛКА (ЙОЛКА), ЮГ (ЙУГ), ЯМА (ЙАМА)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают два звука? (В начале слова)

- Понаблюдаем за словами третьего столбика. Прочитайте слова.

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных.) Читаем. БОЕЦ (БОЙЭЦ), ПРИЁМ (ПРИЙОМ), КАЮТА(КАЙУТА) СТОЯТ (СТОЙАТ)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Запишите слова 4 столбика в тетрадь. Найдите в словах «хитрые» буквы.

- В какую группу мы эти слова можем поместить?

Когда ещё буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (вывод)


2. Вывод.

- Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (Если они стоят в середине слова после согласной)

- А два звука? (Если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной.)

V. физминутка



VI. Первоначальное закрепление изученного материала.


1. Работа по учебнику (сл.11)

1.Упр.8

Выпиши слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.


Мяч, тётя, деревня.

  1. Словарная работа: деревня. Запись слова в тетради.

Р.Р. Составьте предложение с этим словом.

Расскажи, Айнур, о своей деревне.

Абзаново-это село. В чём разница деревни и села? (деревня-это населённый пункт, крестьянское селение, где занимаются сельским хозяйством. Село-это административный центр для близлежащих деревень, где есть больница, школа, сельсовет и т.д)

4. Поработаем в группах. Вам предстоит поработать в группах. (сл.12)


- Вспомним правила работы в группах.


Прочитайте. Найдите и подчеркните «хитрые» буквы. Посчитайте количество букв и звуков в каждом слове.

Поёт-______________________

Весна-_____________________

Льёт-______________________

Ясно-______________________

VII. Физминутка.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест. (Сл.14, 15)

Укажите слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

1) Мера

2) вьюга

3) Метель

4) Ёж

Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько и букв?

1) Семя

2) Вьюга

3) Ёлка

4) Каюта



IX. Рефлексия.

Давайте подведём итоги. 

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я?


Сегодня на уроке я научился…. Определять позицию букв я е ё ю в

слове, определять количество звуков и букв,

Сегодня на уроке я запомнил …..

Сегодня на уроке мне понравилось…..










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах.

Автор: Бикбулатова Гульнара Аминовна

Дата: 25.02.2024

Номер свидетельства: 646318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Урок русского языка во 2-м классе УМК «Гармония».  Тема. «За какими буквами «прячется» звук [й,]?»"
    ["seo_title"] => string(94) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-m-klassie-umk-garmoniia-tiema-za-kakimi-bukvami-priachietsia-zvuk-i"
    ["file_id"] => string(6) "306905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458217175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства