kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме  « Правописание буквосочетаний жи –ши, ча – ща, чу – щу»

проводился во 2 классе  22 октября 2014 года  учителем начальных классов ВКК

МБОУ гимназия  №9 г. Воронеж

  Курьиной Татьяной Ивановной.

          Актуальность данной темы в том что, уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования в настоящее время. Связано это с быстро меняющимся современным миром. В век компьютеризации орфографическая грамотность  является составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, иными словами – средством общения.

Цель:  создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу и применение на письме.

Задачи:

  • образовательные: формировать орфографические навыки на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
  • воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

Методы обучения: продуктивный, системно-деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  групповая, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Технологии: игровая, сотрудничества, ИКТ.

УУД:

Личностные: умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения и классификации;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

- ученик отбирает информацию, строит логические рассуждения, анализирует и аргументирует свой способ решения.

Регулятивные:   

- умение самостоятельно сформулировать  задание;

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение соотносить учебные действия с правилом.

Коммуникативные:

- осуществление самоконтроля, взаимоконтроля;

- умение формулировать высказывание;

- способность к активной речевой деятельности и сотрудничеству с учителем, друг с другом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу» »

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями

жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Здравствуйте!!!

Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. О красоте и уникальности которого лучше всего говорит высказывание известного нам писателя, чьи произведения мы неоднократно читали К.Г.Паустовского.

2. Актуализация знаний

Русский язык— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. С русским языком можно творить чудеса! К. Г. Паустовский

-С этими словами трудно спорить. Поэтому надеюсь, что у вас ребята замечательное настроение, достаточный багаж знаний и огромное желание узнать много нового о своём родном языке. Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски. Русский язык это прежде всего слово, с помощью которого мы понимаем друг друга, передаём свои мысли и чувства.

3.Чистописание.

-Из чего состоит слово?

- Какие бывают буквы?

-Какие бывают звуки?

-Найдите в высказывании К.Г.Паустовского буквы которые обозначают шипяще звуки. (ч ш)

-Какие ещё буквы обозначают шипящие звуки?(ж щ)

чшжщ шжщч жщчш щчжш

- Понаблюдаем за изменением последовательности при написании букв. Какая последовательность букв будет следующей? Напишем, ещё три раза не нарушая её, соблюдая правильное соединение. Каллиграфия – это музыка, только обращена не к слуху, а к глазу. Следите за посадкой.

4.Постановка цели. Тема урока.

-Каллиграфия это искусство изображения слова .С опорой на транскрипцию давайте определим какое слово записано. Сделаем звукобуквенный разбор.

,эжык]

Ёжик – 2 слога,4 б.,5 зв.

-Почему произношение и написание не совпадает?

- Какие орфограммы в этом слове?

-С какими ещё буквосочетаниями мы знакомы?

-Почему правописание этих буквосочетаний является орфограммой? (произношение не совпадает с написанием)

-Почему же пишется жи –ши с буквой и, ча –ща с буквой а, чу – щу с буквой у?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Это новая для нас тема?

-Предположите чем мы будем заниматься на уроке?

-Вам помогут слова-помощники:

Будем повторять… правило написания этих сочетаний

Будем учиться… писать эти буквосочетания без ошибок.

-Какие умения помогу нам достичь поставленной цели?(видеть буквосочетания в словах, )применять правила на письме,знать характеристику звуков)

5. Работа над темой урока.

Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово.

- Составьте предложение о ёжике.

В чаще леса жил колючий ёжик.

-Найдём основу и обозначим орфограммы. Дайте характеристику предложению.

- Давайте придумаем слова-родственники к слову ёжик.

Ёжик ёж ежиха ежата ежовый съёжился

- Какое значение слова ежовый?

-А съёжился?

Держать в ежовых рукавицах – воспитывать в строгости, не позволять вольностей. (фразеологизм)

Съёжился – сжался всем телом в комок от холода или страха. (переносное значение)

-Что вы знаете о ежах?

Рассказ про ёжика. (фигурка ёжика)

6.Словарная работа.

-Из рассказа мы узнали много интересного об этом животном. На нашей планете обитает большое количество удивительных животных.

-Назовите животных, которые изображены на этих картинках.

Сорока, ворона, воробей, щуки, моржи, чайки.

-На какие 2 группы можно разделить слова с учётом орфограмм?

(словарные слова и слова с буквосочетаниями).

-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.

- В чём сходство этих орфограмм?

- А если забыли написание слова, что делать? (словари)

7. Закрепление .

-У каждого слова есть лексическое значение, но русский язык - он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков и их контрастностью.

-Как называются слова близкие по смыслу, но различные по написанию?

Подберите синонимы:

Ароматный чай – душистый чай

Просторные улицы –широкие улицы

Красивые цветы – чудесные цветы

Огромные лужи – большие лужи

-Как называются слова противоположные по смыслу?

Подбери антонимы:

узкий- широкий

свои – чужие

провожает – встречает

редко – часто

Вывод: какая орфограмма в этих словах?

8.Физультминутка

Дидактическая игра

Один ряд по слова с буквосочетаниями жи – ши, другой с ча – ща, третий чу – щу.

Лыжи,чулок,галчата,мыши,роща,щука,чудо,чаща,жизнь,чашка, пища,ищу,груши,ужин,ищу,задача,тащу,машина,щавель,бежит, кричат,выращу,шалаши,прощай,часто,чулан, тишина, отпущу,обещаю.

9.Слова обязывают к делам

- Хочу предложить вам дело по данной теме. Предоставляю возможность выбора уровня сложности с учётом уровня усвоения изученного материала.

Задание № 1. Запишите слова, вставляя пропущенные сочетания.

Встре…, пу…нка, …чело, уго…ть, бе…т, гру…, ко…н, кув…н.


Задание № 2. Запишите слова, раскрывая скобки.

Решить (задача); позвонить (врач); проворные (стриж); душистые (ландыш); я (молчать).


Задание №3. Спишите, вставляя пропущенные сочетания.

В конце предложений поставьте точку.

Малы… ходили в ро… там озеро у берега ка…лись камы… над водой летели … йки и стри … .

Проверка. Вывод:


11.Работа в группах. Слова нужно не только слушать, но и

слышать. В этом нам помогает общение. Предлагаю выполнить следующее задание в группах. Где нужно уметь слышать мнение другого человека.

12.Работа в парах.

-Мы работаем над тем, чтобы писать на нашем родном языке без ошибок. Не бойтесь ошибаться. Закроешь, дверь перед ошибкой и истина не сможет к тебе войти .Главное это желание эти ошибки исправлять и больше не допускать.

Найди ошибки

Был чюдесный осенний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.

-Какое правило помогло выполнить это задание?

13.Рефлексия.

-Хорошо вы ребята поработали.

-Над какой темой мы трудились?

-Кто помог нам определить тему урока? (ёжик)

-Давайте подведем итог нашего урока.

-Выполнили всё то что хотели?

- Что больше всего запомнилось и понравилось вам на уроке?

-В чём у вас было затруднение?

14.Оценивание.

15.Домашнее задание.

Придумайте свой рассказ, чтобы почти в каждом предложении были слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Спасибо за урок!

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

К.Г.Паустовский.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курьина Татьяна Ивановна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138907

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок по русскому языку по теме «Правописание сочетаний жи и ши»"
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_pravopisaniie_sochietanii_zhi_i_shi"
    ["file_id"] => string(6) "358496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479047044"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок русского языка по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це» (1 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_pravopisaniie_slov_s_sochietaniiami_zhi_shi_zhie"
    ["file_id"] => string(6) "379933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484557284"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок русского языка "Сочетание ЧК-ЧН""
    ["seo_title"] => string(42) "urok_russkogho_iazyka_sochietaniie_chk_chn"
    ["file_id"] => string(6) "350903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476987506"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний   ЖИ-,   ШИ». "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-riechievaia-situatsiia-obsuzhdieniie-postupkov-povtorieniie-pravil-pravopisaniia-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "228116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441118090"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykapotiemiepravopisaniieiyposliets"
    ["file_id"] => string(6) "260298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448915313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства