Урок русского языка во 2 классе Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»
Урок русского языка во 2 классе Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»
Урок русского языка по теме « Правописание буквосочетаний жи –ши, ча – ща, чу – щу»
проводился во 2 классе 22 октября 2014 года учителем начальных классов ВКК
МБОУ гимназия №9 г. Воронеж
Курьиной Татьяной Ивановной.
Актуальность данной темы в том что, уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования в настоящее время. Связано это с быстро меняющимся современным миром. В век компьютеризации орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, иными словами – средством общения.
Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу и применение на письме.
Задачи:
образовательные: формировать орфографические навыки на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
Методы обучения: продуктивный, системно-деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.
Технологии: игровая, сотрудничества, ИКТ.
УУД:
Личностные: умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения и классификации;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные:
- ученик отбирает информацию, строит логические рассуждения, анализирует и аргументирует свой способ решения.
Регулятивные:
- умение самостоятельно сформулировать задание;
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение соотносить учебные действия с правилом.
Коммуникативные:
- осуществление самоконтроля, взаимоконтроля;
- умение формулировать высказывание;
- способность к активной речевой деятельности и сотрудничеству с учителем, друг с другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу» »
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями
жи, ши, ча, ща, чу, щу»
Ход урока.
1.Организационно-мотивационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Здравствуйте!!!
Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. О красоте и уникальности которого лучше всего говорит высказывание известного нам писателя, чьи произведения мы неоднократно читали К.Г.Паустовского.
2. Актуализация знаний
Русский язык— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. С русским языком можно творить чудеса! К. Г. Паустовский
-С этими словами трудно спорить. Поэтому надеюсь, что у вас ребята замечательное настроение, достаточный багаж знаний и огромное желание узнать много нового о своём родном языке. Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски.Русский язык это прежде всего слово, с помощью которого мы понимаем друг друга, передаём свои мысли и чувства.
3.Чистописание.
-Из чего состоит слово?
- Какие бывают буквы?
-Какие бывают звуки?
-Найдите в высказывании К.Г.Паустовского буквы которые обозначают шипяще звуки. (ч ш)
-Какие ещё буквы обозначают шипящие звуки?(ж щ)
чшжщ шжщч жщчш щчжш
- Понаблюдаем за изменением последовательности при написании букв. Какая последовательность букв будет следующей? Напишем, ещё три раза не нарушая её, соблюдая правильное соединение. Каллиграфия – это музыка, только обращена не к слуху, а к глазу. Следите за посадкой.
4.Постановка цели. Тема урока.
-Каллиграфия это искусство изображения слова .С опорой на транскрипцию давайте определим какое слово записано. Сделаем звукобуквенный разбор.
[й,эжык]
Ёжик – 2 слога,4 б.,5 зв.
-Почему произношение и написание не совпадает?
- Какие орфограммы в этом слове?
-С какими ещё буквосочетаниями мы знакомы?
-Почему правописание этих буквосочетаний является орфограммой? (произношение не совпадает с написанием)
-Почему же пишется жи –ши с буквой и, ча –ща с буквой а, чу – щу с буквой у?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Это новая для нас тема?
-Предположите чем мы будем заниматься на уроке?
-Вам помогут слова-помощники:
Будем повторять…правило написания этих сочетаний
Будем учиться… писать эти буквосочетания без ошибок.
-Какие умения помогу нам достичь поставленной цели?(видеть буквосочетания в словах, )применять правила на письме,знать характеристику звуков)
5. Работа над темой урока.
Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово.
- Составьте предложение о ёжике.
В чаще леса жил колючий ёжик.
-Найдём основу и обозначим орфограммы. Дайте характеристику предложению.
- Давайте придумаем слова-родственники к слову ёжик.
Ёжик ёж ежиха ежата ежовый съёжился
- Какое значение слова ежовый?
-А съёжился?
Держать в ежовых рукавицах – воспитывать в строгости, не позволять вольностей. (фразеологизм)
Съёжился – сжался всем телом в комок от холода или страха. (переносное значение)
-Что вы знаете о ежах?
Рассказ про ёжика. (фигурка ёжика)
6.Словарная работа.
-Из рассказа мы узнали много интересного об этом животном. На нашей планете обитает большое количество удивительных животных.
-Назовите животных, которые изображены на этих картинках.
Сорока, ворона, воробей, щуки, моржи, чайки.
-На какие 2 группы можно разделить слова с учётом орфограмм?
(словарные слова и слова с буквосочетаниями).
-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.
- В чём сходство этих орфограмм?
- А если забыли написание слова, что делать? (словари)
7. Закрепление .
-У каждого слова есть лексическое значение, но русский язык - он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков и их контрастностью.
-Как называются слова близкие по смыслу, но различные по написанию?
Подберите синонимы:
Ароматный чай – душистый чай
Просторные улицы –широкие улицы
Красивые цветы – чудесные цветы
Огромные лужи – большие лужи
-Как называются слова противоположные по смыслу?
Подбери антонимы:
узкий- широкий
свои – чужие
провожает – встречает
редко – часто
Вывод: какая орфограмма в этих словах?
8.Физультминутка
Дидактическая игра
Один ряд по слова с буквосочетаниями жи – ши, другой с ча – ща, третий чу – щу.
Малы… ходили в ро… там озеро у берега ка…лись камы… над водой летели … йки и стри … .
Проверка. Вывод:
11.Работа в группах. Слова нужно не только слушать, но и
слышать. В этом нам помогает общение. Предлагаю выполнить следующее задание в группах. Где нужно уметь слышать мнение другого человека.
12.Работа в парах.
-Мы работаем над тем, чтобы писать на нашем родном языке без ошибок. Не бойтесь ошибаться. Закроешь, дверь перед ошибкой и истина не сможет к тебе войти .Главное это желание эти ошибки исправлять и больше не допускать.
Найди ошибки
Был чюдесный осенний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.
-Какое правило помогло выполнить это задание?
13.Рефлексия.
-Хорошо вы ребята поработали.
-Над какой темой мы трудились?
-Кто помог нам определить тему урока? (ёжик)
-Давайте подведем итог нашего урока.
-Выполнили всё то что хотели?
- Что больше всего запомнилось и понравилось вам на уроке?
-В чём у вас было затруднение?
14.Оценивание.
15.Домашнее задание.
Придумайте свой рассказ, чтобы почти в каждом предложении были слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Спасибо за урок!
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.