Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це» (1 класс)»
Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це»
Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це
Цели деятельности педагога: создать условия для формированиязнаний об особенностях звуков[ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, , писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные– понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;
личностные: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие.
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Целеполагание
-Откройте учебники на стр. 63, прочитайте тему. Просмотрите страничку учебника. Над каким правилом будем работать на уроке? (правописание сочетаний жи, ши, ци, же, ше, це.
–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.
1.Узнать, зачем нужны правила. 2.Научиться писать слова с сочетаниями жи, ши, ци, же, ше, це.
Учитель: Посмотрите на доску. Расскажите, по какому плану мы будем работать?
2. 3.
текст
Жи, ши, ци .
Каждый урок несет в себе что-то новое. Повторите, на какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Зачем нужны правила?).
4. ?
1 этап.
Работа в паре. У вас на партах лежат карточки. Прочитайте предложение.
В цирке жили малыши. Подчеркните буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки.
Проверка. Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Дайте характеристику звуков.
На доске:В цирке жили малыши. (Дети называют – учитель подчеркивает)
Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
Уч. С. 63. Прочитайте правило.
III. Чистописание:
Как пишутся сочетания жи, ши, ци под ударением? Как пишутся сочетания же, ше, це под ударением?
Работа в тетрадях. Запишем сочетания в тетрадь.
Повторение правил письма.
Над каким этапом работали?
IV. Актуализация опорных знаний.
V. Работа по теме урока.
2 этап. Где нам пригодятся эти знания? Что пишем дальше? (слова)
1. Словарный диктант.
– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина).
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год? (ежиха)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф).
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки
Белые (снежинки).
На доске ключ: Кувшин, машина, ежиха, жираф, снежинки.
Взаимопроверка.
– В каком слове не можете определить букву по этому правилу? Почему? Слово не подходит к этому правилу. (В слове «жираф», так как гласная безударная.) Когда мы можем пользоваться этим правилом? (Когда гласная под ударением).
Учитель: Удалось вам на этом этапе вспомнить и применить правило? Поставьте на полях цветной кружок (зеленый-вспомнили, желтый-не совсем, красный-совсем не вспомнили). Покажите мне карандаш, которым вы рисовали кружок.
VI. Физкультминутка
Я называю слова, если ударение падает на и или е – встаете, руки поднимаете вверх, если безударные – приседаете.
Где применили правило? (В словах). С каким этапом урока справились? Что составляем из слов? (Предложения).
Придумайте предложение с любым словом на это правило. (Дети называют предложения). Повторите, как оформляем предложение на письме.
Запись предложения в тетрадь.
Учитель: В каком слове в вашем предложении встретилось правило?
Выполнили 3 этап? Что составляем из предложений? (Текст).
4 этап.
2.Работа в группе над деформированным текстом.
– Текст рассыпался. Расставьте предложения в нужной последовательности.
Карточка:
Кот.
Звали кота Барсик. Ушки и шейка белые. У Славы жил кот. Сам он рыжий. Слава любил играть с котом. Хвост пушистый.
Проверка.
Встретились ли в тексте слова на наше правило? Какие? С каким этапом урока мы закончили работать?
Какой этап мы не выполнили? Какой вопрос вы перед собой ставили в начале урока, но на него ответа пока не нашли? (Зачем нужны правила?) Как вы думаете, зачем?
Учитель. Правильно, правила нужны для того, чтобы уметь писать грамотно.
VIII. Итог урока.
– Напомните, пожалуйста, какую цель мы перед собой ставили?
(Научиться писать слова)
– Когда появляются правила? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)
– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци?(Слышим [ы], а пишем и.)
- Что необычного в сочетаниях же, ше, це? (Слышим [э], а пишем е.)
Рефлексия на конец урока.
Выберете любое высказывание и продолжите его.
-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
-У меня получилось… ( написать диктант без ошибок… и т.д)
-Было трудно…
-Было интересно…
-Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци под ударением без ошибок)
В начальной школе мы изучим много правил. Надо их учить, чтобы быть грамотными.