Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
1. Организация начала урока. Психологический настрой. | Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок Начинаем наш урок. Сядьте так же тихо, Как падают снежинки Итак, русский язык, друзья! Сегодня у нас гости. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти. - Сегодня мы продолжаем работу по разделу имя существительное. -Послушайте загадку и узнаете, кто будет помогать нам во время урока. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (зима) Показ картинок зимы. -У нас за окном тоже зима, она нам будет не просто помогать, а тем, кто будет, отлично трудится, подарит снежинку на память. -Кроме того, каждый из вас в конце урока получит отметку, а поможет нам в этом снеговик. У вас на парте лежат снеговики. По выполнению, какого либо задания по моей команде вы будете рисовать вокруг него снежинки, синим карандашом. - Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу. |
2. Актуализация опорных знаний. 3.Чистописание. 4. Словарная работа. | - У вас на парте карточки. Посмотрите внимательно на буквы. А | Б | К | У | Ф | И | М | Д | О | Ё | Г | Ю | Ы | Т | В | С | П | Ё | Ш | Э | Ж | Е | Я | З | Гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных. Обведите в кружок. Гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных обведите треугольником. Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки. Буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки обведите квадратом. -Поднимите руку те, у кого осталась три буквы, две буквы? -Поднимите руку те, у кого осталась только одна буква ? Какая? -У кого осталась одна буква М, вы выполнили задание верно и зарабатываете первую снежинку. Нарисуйте себе одну снежинку. Сегодня на минутке чистописания мы поработаем именно с той буквой. - И для этого нам необходимо оформить наши тетради. Оформление тетрадей Запишите число, классная работа. Дайте характеристику первой паре. Мм. Пропишите буквы Мм до конца строки. Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом мороз, поставьте ударение, найдите безударную гласную. Пропишите слово мороз до конца строки. Те ребята, кто не допустил не единого исправления, кто написал все соединения, верно, зарабатывают снежинку. -Подберите к слову мороз, такие слова, чтобы они отвечали на вопрос, какой? ( сильный, трескучий и т.д.) -Составьте предложение с этим словом. - Запишем его в тетрадь. (письмо с комментированием) (На улице сильный мороз.) -Найдите существительное в этом предложении. Докажите. |
5. Постановка учебной проблемы. | - Ребята, мы продолжаем . Внимательно посмотрите на доску. Прочитаем слова. Лес, сугроб, дерево, шапка. Что общего между этими словами. - Это имена существительные, неодушевлённые. - Вставьте данные имена существительные в следующие предложения, не изменяя окончаний Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … |
6. Поиск решения, открытие нового знания. | - Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? - Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов. - Как нужно поступить? - Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки. Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки. - Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили? - Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов. Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе. - Запишите последнее предложение, подчеркните имя существительное. -Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (окончания) -На стр.134 авторы учебника приготовили нам правило. Прочитаем его. |
7. Физ. минутка. | -Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. На дворе у нас мороз, Чтобы носик не замерз Надо ножками потопать, И ладошками похлопать.
Но мы будем хлопать не просто так. В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза. Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья. - Молодцы! Присаживайтесь. Те, кто не допустил не единой ошибки зарабатывают снежинку. |
| - Продолжаем. Посмотрите на доску. -Что объединяет эти слова? Это имена существительные. - На какие две группы мы можем разделить эти слова? На единственные и множественные. - Измените число имен существительных. (записывают в тетрадь, один у доски) Снег-…………. Сугроб-…………… Иней-……………... Сосульки-………… Горки…………… Санки…………. - Слова иней и санки вызвали затруднение. -В русском языке есть слова, которые находятся только в единственном или только во множественном числе.(например: ножницы, брюки, молоко, бензин) -Прочитайте все имена существительные в единственном числе. -Почему они в единственном числе? -Прочитайте все имена существительные во множественном числе. -Почему они во множественном? |
8. Закрепление изученного материала. | А теперь применим наши знания на практике. Стр. 136. Упр. 359. - Выполним только первые три слова. -Какой вывод можем сделать? ( С помощью изменения числа существительного можно проверить безударную гласную) Стр.136 упр. 360. - Выполним только первые три слова. - Какой вывод можем сделать? (С помощью изменения числа существительного можно проверить звонкий согласный на конце слова) |
9. Проверка первичного усвоения знаний. | Самостоятельная работа упр. Проверка первичного усвоения знаний. Карточка 1. Подчерки имена существительные в единственном числе: Коньки, каток, лыжи, снег, зима, варежки. 2.Образуй имена существительные во множественном числе: Гвоздь- _____________ Муравей- ____________ Дорога- ______________ Друг- ________________ Проверка, самостоятельно, по ключу на доске. Поднимите руку те кто, выполнил первое задание без ошибок, нарисуйте себе снежинку. Поднимите руку те кто, выполнил второе задание без ошибок, нарисуйте себе снежинку. |
10. Итог урока. | - Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные? - Как изменяются имена существительные? - Сколько чисел у имени существительного? Оценивание. Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 5 снежинок, вы получаете оценку 5 за урок. Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 4 снежинки, вы получаете оценку 4 за урок. Поднимите руку те, кто за урок нарисовал 3 снежинки, вы получаете оценку 3 за урок. |
11. домашнее задание. | - Выучить правила стр.134, карточка. - Вы сегодня отлично потрудились! И зимушка - зима на память вам просила передать вот такие снежинки. Всем спасибо за урок! |
Этап урока | Задачи обучения | Виды деятельности учащихся | Включая всех | Оценивание | Результат обучения | Основные ресурсы |
Организационный этап. Психологический настрой. | Настроить на работу. | | Отгадывание загадки | Словесная похвала, одобрение | Вовлечение всего класса в работу. | Картинки зимы |
Актуализация знаний | Повторить пройденный материал. Настроится на следующий этап работы. | Индивидуальная работа. | работа в карточке | Работа со снеговиком. Заработанный балл (снежинка) | Переход к следующему этапу урока | карточка |
Чистописание. Словарная работа. | Формировать навыки правильного письма. Пополнение словарного запаса. | Индивидуальная работа в тетради. | Составление предложения со словарным словом | Работа со снеговиком. Заработанный балл (снежинка) | Обогащение словарного запаса | тетрадь |
Постановка учебной проблемы. | Развивать умение выделять главное, сравнивать. | Коллективная работа (подбор подходящих слов) | Самостоятельная запись последнего предложения. | Словесная похвала, одобрение | Умение различать существительные единственного и множественного числа. | Тетрадь, доска. |
Поиск решения, открытие новых знаний. | Учить работать с существительными единственного и множественного числа | Подведение итогов. | Работа с правилом (чтение хором) | Словесная похвала, одобрение | Умение изменять число имен существительных с помощью окончаний. | учебник |
Физ. минутка. | Отдохнуть. Учить различать формы им. Сущ. | | | Работа со снеговиком. Заработанный балл (снежинка) | Умение различать существительные единственного и множественного числа. | |
Закрепление изученного материала. | Дать понятие о словах исключениях. Проверки безударных гласных. Проверки звонких согласных на конце слова. | коллективная | Работа в тетради. | Словесная похвала, одобрение | Умение определять число им. Сущ. | учебник |
Проверка первичного усвоения знаний. См. работа. | Учить самостоятельно определять число им.сущ. | Индивидуальная работа. (карточка) | Оценка по ключу. | Работа со снеговиком. Заработанный балл (снежинка) | Умения находить им. Сущ. В ед. числе. Образовывать от ед. Формы им. Сущ. множественную | карточка |
Итог урока | Обобщить знания, полученные на уроке. | Фронтальный опрос | Индивидуальный подсчет баллов. | Оценивание работ по количеству баллов. | Выставление отметок. | Картинка снеговика |
Домашнее задание. | | | | | | |