Задачи: повторение изученного в начальной школе о категории числа имен существительных, знакомство с нормами образования и употребления форм числа имен существительных;
Материально-технические: учебник,индивидуальные карточки с заданиями, словарь “Грамматическая правильность русской речи”.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация | Включение в деловой ритм. Организация и проведение игры Создание проблемной ситуации, попробуйте ответить на вопрос-шутку: У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей Или - у рыб нет зуб? (Правильно сказать, у рыб нет зубов.) | Готовятся к работе. Находят правильный ответ на вопрос-шутку. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос. | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Подведение под понятие (П) |
2.Актуализация знаний (разминка) | Записывает дату. Даёт задание на повторение пройденного материала о существительных .( Назовите, пожалуйста, существительное, которое больше всего соответствует вашему настроению в данный момент, перечислите морфологические признаки данного существительного (ответы детей). Словарный диктант: чтобы, исчезать, стадион, легенда, образ, безвкусный, компьютерщик, разиня, тихоня, грязнуля. (самопроверка). Найдите имена существительные, представленные в диктанте, по следующим признакам: А) существительное нарицательное, неодушевленное, женского рода (легенда). Б) нарицательные, одушевленные, общего рода (разиня, тихоня, грязнуля). Фиксирует затруднения при выполнении учебного действия | Работают в тетрадях. Проводят выборочную работу. По «цепочке» называют выписанные слова. | Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
3.Формирование новых знаний | Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания в парах. Даёт инструкцию. Просит записать тему урока. Создаёт ситуацию успеха. Предлагает прочитать текст на странице учебника. Ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопрос. | Определяют род и число сущ., размышляя над вопросами. Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. Работают в тетрадях. Записывают тему урока. Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы. | Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
4.Первичное закрепление с комментированием | Организует игру «Передай другому». Применяет здоровье сберегающую технологию (физкульминутка) (Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши один раз, если во множественном – два раза) Даёт задание по упражнению. распределить слова по столбикам в таблице. Обращает внимание ребят на словарные слова, просит составить с ними словосочетания. | Придумывают слова, играя в мяч. Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте. Работают в тетрадях, заполняя таблицу. Знакомятся со словарными словами в рамках. Выполняют творческое задание по составлению словосочетаний. | Игровой момент (К) Контроль (Р) Классификация (П) Работа в парах (К)
|
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполните следующие задания, используя информацию из словаря “Грамматическая правильность русской речи”. 1) Слова торт, договор поставьте в форму множественного числа именительного падежа. 2) От слов дно, чулок, носок, туфля, блюдце, полотенце, солдат, партизан, грамм, килограмм образуйте форму множественного числа родительного падежа. Слово шорты поставьте в родительный падеж. Проверьте себя по словарю. Вспомним, как пользоваться словарной статьей. блюдце, им.мн.-а, род.мн. –ец Самопроверка. Проверьте, правильно ли вы образовали формы имен существительных. Блюдце - блюдец Грамм - граммов Дно - доньев Договор - договоры Килограмм – килограммов Носки – носков Партизаны – партизан Полотенца – полотенец Солдаты - солдат Торт - тОртов Туфля - туфель Чулки - чулков Шорты - шорт | Выбирают сами вариант. Работают самостоятельно в тетрадях. Работают с информацией,представленной в форме слайдов Проверяют, делают вывод. |
Самоопределение (Л) Выполнение действий по алгоритму (П) Коррекция Р) |
6. Включение в систему знаний и повторение | Делает запись на доске. Просит вспомнить пройденный материал о типе речи (рассуждение) и продолжить предложение. Разбивает класс на группы. Формулирует творческие задания: Придумайте, пожалуйста, подсказки-картинки, стихотворения, сказки, выпуски радиопередач, чтобы формы этих слов запомнились лучше. | Вспоминают пройденный материал. Заканчивают предложение (по заданному началу). Работают в группах, придумывая слова и составляя предложения (Ответы детей) Варианты выполнения творческого задания. Партизан любит есть пармезан. Нет пармезана, нет и партизан. Знаем точно назубок: Нет чулок и нет носков! Только тОрты, тОрты! Нужно съесть мне на обед 80 штук! Ведь самый лучший в мире спорт – это есть на скорость торт!
| Постановка и формулирование проблемы (П) Робота в группах (К) Составление предложений по схеме (П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учётом позиций других (К) |
7. Рефлексия | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
8.Домашнее задание | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарём. | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Дифференцированные задания (П., Л) |