kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка знакомит учащихся с правописанием О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных в Творительном падеже. На уроке созданы условия для исследовательской работы по открытию нового правила, происходит развитие  умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных" »



МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 109» г. Пермь


Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России». Учебник Канакиной


Тема урока : «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях имен существительных в Тв. падеже после шипящих и ц»


Цель:

- создать условия для исследовательской работы по открытию нового правила.


Задачи:

- познакомить учащихся с правописанием О и Е после шипящих и ц в окончаниях име существительных;

- освоить алгоритм


Планируемые результаты:


Метапредметные:

Личностные:

-формировать способность к самооценке;

- обеспечить ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

- уметь определять цель на уроке с помощью учителя,

- уметь работать по коллективно составленному плану,

- вносить коррективы в свои действия с учетом допущенных ошибок,

- планировать действия с учетом допущенных ошибок,

- планировать действия в соответствии с поставленной задачи.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- учиться работать в группе,

- формулировать свое мнение

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний,

- отличать новое от уже известного с помощью учителя,


Предметные:

- уметь использовать речевые единицы,

- уметь сравнивать разные формы имен существительных,

- делать вывод на основе наблюдения за изменением формы слова.


Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап.

- Ребята, я знаю, что вы волнуетесь. Обернитесь, поздоровайтесь с гостями. Настройтесь на работу, сделайте глубокий вдох и выдох.

- Над какой темой мы работаем в течении нескольких уроков? (Правописание безударных гласных в окончаниях существительных?)

- Какие знания необходимы для того, чтобы правильно написать безударные безударные окончания? (склонение, падеж)

- Каким способом вы пользуетесь, чтобы не допустить ошибки при написании? (учим окончания или подберем проверочное слово)

- Как думаете, всегда ли эти способы будут работать в словах? (?)

- У нас пока недостаточно материала для наблюдений.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Прочитайте слова. ( на доске)

с багаж…м

над задач…й

с куриц…й

за камыш…м

с борщ…м


- Какие вопросы я могла бы задать? (часть речи, падеж, склонение,…)

- Какие задания можно выполнить?

Задание: спишите слова в тетрадь, выделите основу, поставьте ударение, определите падеж. Если возникает непонимание, поставьте знак вопроса.

Проверка:

- В каких словах буква в окончании вызвала сомнение? Назовите слова, в которых вставили букву О, букву Е?

- Обратите внимание, на какие буквы оканчивается основа (шипящие)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание О, Е после шипящих в окончаниях имен существительных в Тв. падеже)

- Что хотите узнать на уроке?

3. Построение проекта выхода из затруднения.

- Я предлагаю в группе посоветоваться и самостоятельно открыть секрет написания букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих. У вас на столе лежит инструкция, внимательно прочитайте ее. Вам нужно проанализировать слова, действуя по инструкции, и сделать вывод.


Инструкция.

  1. Прочитайте слово, поставьте ударение, выделите окончание.

  2. Выделите основу и подчеркните букву, на которую оканчивается основа.

  3. Сделайте вывод.

  4. Сформулируйте правило.

  5. Если сможете, изобразите правило с помощью схемы.


Слова для анализа:

за туч…й, над рощ…й, с лапш…й, со свеч…й, за больниц…й, с огурц…м, с птиц…й, над чертеж…м, с малыш…м.


Правило:

В окончаниях имен существительных в Тв. падеже после __________________ под _________________ пишется О, без __________________ пишется Е.


Проверка.

У одной группы лист под документ-камеру, представители группы (1 или вдвоем) объясняют, как они действовали, к какому выводу пришли. Остальные проверяют.

- Были ли какие-то сомнения? В каких словах возникли затруднения?

- Можем ли мы теперь правильно написать слова в тетради, которые оставили? (дети объясняют, учитель дописывает окончания на доске).

- Давайте еще раз повторим правило.




4.Первичное закрепление.

- Любое научное открытие требует проверки и доказательства правильности. Проанализируйте ряды слов на карточке и определите, в какой строке: 1 вариант – Е, 2 вариант – О.

- Как для себя будете доказывать правильность выполнения? (ставить ударение, выделять основу и окончание)


1 вариант:

А) умниц…й, сердц…м, мяч…м;

Б) плач…м, шалаш…м, солнц…м;

В) крыш…й, пальц…м, туч…й;

Г) груш…й, кольц…м, кирпич…м


2 вариант:

А) морж…м, сторож…м, танц…м;

Б) врач…м, грач…м, помощниц…й;

В) уж..м, ключ…м, лиц…м;

Г) циркач…м, кольц…м, за зайц…м.


Проверка.

Выведено на смарт-доску. Дети объясняют, я вписываю буквы.

- Назовите нужную строку. Докажите. Почему другие строки не подходят?

- Кто может сказать, что понял, как работает это правило?

- Какие ошибки можно допустить при применении этого правила?(ударение, и т.д.)

(видела на уроке спор детей - шприцем и шприцом)


5. Групповая работа на применение нового правила.

- В любой деятельности: учебной, внеучебной важно не только иметь хорошие знания, уметь их использовать, но и ценится умение наглядно представлять свою точку зрения.

Задание: отгадайте слово, поставьте в Тв. падеж, определите гласную в окончании. Постройте график окончаний.

  1. Бельевое изделие для вытирания лица и тела после душа (полотенце)

  2. Приспособление в ванной для обливания водой (душ)

  3. Палочка из воска с фитилем внутри для освещения (свеча)

  4. Медицинское учреждение (если заболел – тебе туда) (больница)

  5. Дом для временного проживания приезжих с обслуживанием (гостиница)

  6. Непромокаемое пальто (плащ)


Е . . . .



О . .




1 2 3 4 5 6


Проверка: собираются и вывешиваются диаграммы всех групп, выясняются ошибки.





6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке в жизни?

- Как думаете, что вам нужно изменить в себе, чтобы работать лучше?


7. Домашнее задание.

Придумайте схему к этому правилу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трещенко Елена Геннадьевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiiaporusskomuiazykunatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "280508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453385908"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока по теме "«Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_o_i_e_v_okonchaniiakh_imen_sushchestvitelnyk"
    ["file_id"] => string(6) "483222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541139980"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных "
    ["seo_title"] => string(94) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-bukv-shipiashchikh-v-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425895346"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства