~~Тема урока :Правописание безударной гласной в корне слова
Цели урока: 1)Повторить основные понятия орфограммы
«Безударная гласная в корне слова»;
2)Научиться применять их на практике.
3) Совершенствовать умения работать в парах,
в группах.
Оборудование: мультимедийная презентация, перфокарта, карточки, дерево, листочки, цветок, сигнальные карточки.
• Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
• Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
• Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.
Ход урока
I Организационный момент
- Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения происходят весной?
- Сегодня и на нашем дереве будут распускаться цветы и листики. Для этого мы должны правильно выполнить все задания на уроке. Вы готовы?
II Актуализация опорных знаний
1.Блиц – опрос
(3 человека работают по карточкам, а остальные 2 у доски с проверкой).
1.Что такое корень?
2.Какие гласные в русском языке вы знаете?
3.Чем отличаются безударные гласные от ударных?
4.Почему при написании слов с безударными гласными возможны ошибки?
5.В каких морфемах могут быть безударные гласные?
2) Каллиграфическая минутка
о а е и я
прогл.тил оп.здал см.треть ум.лчать
- Подберите к этим словам и запишите проверочные слова.
3)На доске: лесник, леса, мелколесье, лиса, лисёнок, лисонька.
- Прочитайте слова.
- Как вы думаете, что можно сказать об этих словах? (Имена существительные).
- Разделите слова на группы.
- По какому признаку вы разделили? ( Однокоренные слова).
- Запишем в два столбика:
лесник лиса
леса лисёнок
мелколесье лисонька
- Найдите среди них слова, у которых произношение одинаково, а пишутся по-разному. (Лиса и леса).
- Почему? Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Правило).
IV Сообщение темы и цели урока
- Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
2. Повторение алгоритма:
1.Прочитай слово.
2.Поставьте ударение.
3.Выдели корень.
4.Определи безударную гласную.
5.Подбери проверочные слова.
3.Выполнение упражнения по учебнику на с.162, № 12 – с комментированием.
- Так как же проверить безударную гласную в корне слова?
3.Работа в парах. Игра «Взаимопроверка»
-Вставьте пропущенные гласные и разберите их по составу:
З.лёная, сл.зать, выл.тел, х.лодный.
V Физкультминутка
VI Игра «Будь внимателен»
- Я буду называть слова с безударными гласными в корне, а вы показывайте сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Ночевка, дела, мелок, весна, листок, полевой, цветок.
VIII Работа в группах
На экране появляется цветок с заданиями.
Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо чаще собирать гнёзда родственных слов. Поработайте в группах. На лепестках записан»корень». Вам нужно подобрать к ним родственные слова:
- лёд-
-бел-
-свист-
- мороз-
-ход-
-А затем написать ещё свои слова с безударной гласной в корне.
IX Игра «Третий лишний»
- Исключите в ряду «лишнее слово». Объясните свой выбор.
1.Аллея, молодой, пожелтели.
2.Сидеть, молоко, цветник.
- Напишите ещё 5 словарных слов по памяти.
X. Творческая работа
Рыжая л.са убежала в тёмные л.са.
-А кто желает, может придумать продолжение.
Разбор по члена и частям речи.
( 1 ученик выполняет морфологический разбор имени существительного).
XIIДомашнее задание: (по выбору): с.162, №13, подобрать и записать 5 слов на изученную орфограмму, повторить правило.
XIII.Итог урока
- Ребята, посмотрите на дерево. Оно расцвело. А что за буквы написаны на листочках и цветке? ( Это гласные, которые нужно проверять).
- А что появилось на дереве? ( Цветок, листочки).
- Есть ли в этих словах безударные гласные?
– Давайте их проверим.
- Какую орфограмму мы повторяли на уроке?
- - Какие задания вам понравились больше всего на уроке?
- Оцените свою работу (дети поднимают сигналы).