Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне" »
Урок русского языка в 3 классе.
Правописание слов с безударными гласными в корне
Автор-составитель Хамидуллина С.И.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 г.Качканар
Цели: знакомить учащихся с особенностями проверяемых и проверочных слов; продолжить работу над развитием речи, орфографическую зоркость; воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества, аккуратность.
Ход урока:
Организационный момент. Игра на внимание.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня мы будем изучать новую тему, продолжим работу над развитием орфографической зоркости и ещё, я уверена, что вы покажете и мне и гостям, что вы на уроке внимательны, активны, дисциплинированы и умеете аккуратно выполнять свою работу.
А сейчас послушайте одну историю, чтобы догадаться, о чём мы будем говорить.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
- мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся играть в футбол.
Почему так получилось? Какое правило не знал автор записки?
Как правильно писать это слово? М..чи – мЯч.
Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока.
Сегодня мы пропишем эти буквы (а, и, о, е, я). Почему? Они являются проверяемыми безударными гласными.
4.Словарная работа.
Придумано кем-то красиво -
За помощь поблагодарить,
И это обычное слово
Нельзя забывать говорить.
О каком слове идёт речь? Найдите слово спасибо в словаре, спишите, разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Какая орфограмма? А знаете ли вы, как появилось это слово? Оно произошло от сращения слов спаси и бог. Т. о. люди говоря спасибо просят у бога защиты для того кого благодарят.
5. Работа над темой.
Итак, давайте вспомним как проверять безударные гласные. Разберите по составу следующие слова: побег, полевой, у бабушки, школьница.
Поставьте над каждым словом ударение, подчеркните безударный гласный.
- в каких частях слова может встретиться безударный гласный?
Если безударный гласный в приставке или суффиксе, то надо вспомнить как пишется эта часть слова. А если в корне? – подберём проверочное слово.
- Прочитайте самостоятельно правило на стр. 99.
- Какие гласные требуют проверки? А, я, о, е, и.
- Чем проверяем? Ударением.
- Как проверяем? Подбираем проверочные слова.
Познакомьтесь со способами подбора проверочных слов.
Изменить слово способом «много-один»;
Подобрать однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением;
К глаголу подобрать однокоренное прилагательное;
К существительному подобрать однокоренное прилагательное;
Изменить время глагола;
Подобрать однокоренное слово, состоящее из корня.
6. Физминутка.
7. Упражнения в подборе проверочных слов.
Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лелип_ля и луга. Льдом покрылась р_ка.
Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы. Над л_снымитр_пинками согнулись под тжестью инея ств_лым_л_дыхб_рёз. На соснах л_жатсн_говые шубы. Кругом узоры птичьих сл_дов.
А) работа по слайду с сигнальными карточками (з..ма, сн..га, г..ра, и т.д.)
Б) работа в парах. Найти окончание пословицы ( пословицы даны на карточках)
Январь - году начало,а зиме – середина.
В феврале зима с веснойвстретятся впервой.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
В) самостоятельная работа на карточках по вариантам с последующей самопроверкой.
Вариант 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Голая з..мля промёрзла. К вечеру пот..плело. В воздухе закружились крупные сн..жинки. Их становилось всё больше. Вот снег пов..лил хлопьями.
Вариант 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Пришла з..ма с х..лодными в..трами и тр..скучими морозами. Всё покрылось глубоким снегом, а реку ск..вал лёд. И только на середине р..ки осталась ш..рокая полынья, где плавала Серая Шейка.