kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Сложные слова" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Применение частично-поискового метода при знакомстве со сложными словами».

Цели:

  • формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня;
  • формировать умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные О и Е;
  • знакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова;
  • развивать внимание, наблюдательность, мышление;
  • воспитывать аккуратность при работе в тетради, сотрудничество при работе парами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложные слова.3кл. »

Урок русского языка в 3 классе.



Тема: «Применение частично-поискового метода при знакомстве со сложными словами».


Цели:

  • формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня;

  • формировать умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные О и Е;

  • знакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова;

  • развивать внимание, наблюдательность, мышление;

  • воспитывать аккуратность при работе в тетради, сотрудничество при работе парами, интерес к железной дороге.



I. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок. Прошу всех успокоиться и тихо сесть за парты.


II

Объявление цели урока.

Сегодня мы отправимся туда, где работают большинство ваших родителей, повстречаемся с очень полезными машинами и узнаем еще один секрет русского языка.


III. Разминка, чистописание.

Чтобы красиво написать, надо приготовить к письму свои пальчики. Разотрем и разогреем их от основания к кончикам.

На минутку чистописания к нам пришли две буквы: О и Е.

(картинки на доску)

В своей прописи откройте страницу 6 и найдите показ. Сначала сядем прямо, правильно положим тетрадь, правильно возьмем ручку. Теперь напишем эти буквы в воздухе, а после – в прописи. Стараемся точно повторить образец.

(контроль во время работы)

Все постарались и в награду получают от букв О и Е их портреты.

(каждому картинки: буквы О и Е на полосках бумаги)

Эти буквы нам сегодня еще пригодятся.

А пока запишем в тетрадях число, «классная работа».




IV. Объяснение новой темы.

А теперь, как я и обещала, мы отправляемся на работу к вашим родителям. Куда? (В локомотивное депо.)

Там нас встретили три большие машины с очень длинными именами.

1 – машина, которая возит грузы с помощью электричества

(дети – электровоз).

2 – машина, которая возит грузы с помощью тепла (дети – тепловоз).

3 – машина, которая возит грузы с помощью пара (дети – паровоз).

(Все определения напечатаны на полосках бумаги и помещены на доску. При назывании нужного слова, на доску помещается изображение электровоза, тепловоза и паровоза.)


Все сумели угадать, но какие же слова вам подсказали нужное название?


Пар + возит

Тепло + возит

Электричество + возит


Мы возьмем целые слова?

(Нет.)

А какую их часть?

(Корень.)

Выделим корень.

(Ножницами отрежем нужные части слов «пар» и «возит» и попробуем составить слова.)

Получилось слово?

(Нет.)

Нам нужна помощь. Не зря мы взяли с собой эти буквы (О и Е). Какая буква поможет составить слово? (Буква О.)

Верно. Она соединит два корня и получится слово «паровоз».

(На доске из напечатанных слов составляется слово.)


Наш паровозик удивился: «Надо же, мое название состоит из двух частей, будто поезд из вагончиков».


А как такое слово разобрать по составу?

(Предложения детей и разбор на доске)


п а р о в о з

Что необычного?

(Два корня, две основы).


По аналогии проходит работа со словами «тепловоз» и «электровоз».


Слова, в которых два корня, называются сложными.


Кто знает, какую работу выполняют эти машины?

(Электровоз и тепловоз тянут составы с грузом или пассажирские поезда, тепловоз и паровоз выполняют маневровые работы на станциях – составляют поезда.)


А теперь электровоз и тепловоз должны ехать на работу, а с нами поиграет паровозик.


V. Физкультминутка.



VI. Первичное закрепление.


Мы немного отдохнули и можем приниматься за работу. У паровозика в вагончиках задания для вас. Мы будем переходить из вагона в вагон, выполнять задания, а в последнем вагоне получим награду за работу.


1). В первом вагоне – целая гора ножниц. Чтобы взять их в руки надо повторить правила техники безопасности. (Дети перечисляют)


Ножницы, а также скрепки, нам понадобятся для создания сложных слов из простых. Работать будете парами. У вас на партах лежат полоски со словами. Для работы вам пригодится одна из букв, что вы получили в начале урока, только выберите нужную.

Отрежьте лишнее, добавьте соединительную гласную, соедините с помощью скрепок и несите на доску. Здесь слово поместите под нужной схемой.



Ловит + рыбу = рыболов

Сам + летает = самолет

Возит + лес = лесовоз

Колоть + лед = ледокол

Вертеть + летать = вертолет


Море + ходить = мореход

Земля + копать = землекоп

Птицы + ловить = птицелов

Камни + падать = камнепад

Корни + плод = корнеплод


У всех получились слова, молодцы. Запишите в тетрадь 3 слова с соединительной гласной О и 3 слова с соединительной гласной Е. Подчеркните соединительные гласные.


Первое задание мы выполнили, можем переходить во второй вагон.


2). В этом вагоне нас ждут загадки, отгадками на которые будут сложные слова. Нужно их отгадать, а отгадки записать в тетрадь. Главное условие – все делать молча.


Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной

Никуда не годный.

(Мухомор)


Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

(Пылесос)



Много есть зверей рогатых

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу

(Носорог)


Какие слова записали? (2 – 3 ученика)


Запишите их на доске, выделите корни, подчеркните соединительную гласную (по 1 слову 3 человека). То же самое делаем в тетради.


Очень хорошо. Это задание мы тоже выполнили. Можно переходить в третий вагон. Там нас ждет последнее задание.


3). Здесь перемешались слова сложные и простые. Их надо распределить в два столбика.

(Слова на полосках бумаги на доске крепятся магнитами. Дети переставляют слова в нужные столбики.)


сложные слова простые слова

………….. ………….

Проход, пароход, снегопад, снеговик, мышеловка, ловушка, длинноухий, ушастый.


Докажите, что слова на своих местах. Как можно это сделать? (выделить корни и основы).

Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.


Вот и все задания. А теперь – последний вагон и награда. Скажите мне, что нового вы узнали о словах?


VII. Итог:


Слова могут состоять из двух основ. Основы соединяются гласными О или Е. такие слова называются сложными.


Завтра мы узнаем как еще могут образовываться сложные слова, а сейчас – маленькие призы. На этих картинках не просто предметы. Их названия – сложные слова. Эти слова вам надо записать в тетрадь на самоподготовке, а еще придумать и записать как можно больше сложных слов, в которых есть корень «сам».














5



Просмотр содержимого документа
«Распечатать »


Картинки распечатать в несколько экземпляров, детям раздать в конце урока по несколько штук (от 5 и больше)








Слова для работы в парах

ловит

рыбу

сам

летает

возит

лес

колоть

лед

вертеть

летать

море

ходить

земля

копать

птицы

ловить

камни

падать

корни

плод


Соединительные гласные для работы в парах


о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

е

е

е

е

е

е

е

е

е

е

е

е




Таблички на доску (вырезать и склеить в 1 полоску)

Соединительная гласная О

Соединительная гласная Е



Слова для работы на доске (3 задание)

Слова вырезать, где надо - склеить



сложные слова

простые слова

проход

пароход

снегопад

снеговик

мышеловка

ловушка

длинноухий

ушастый





Просмотр содержимого презентации
«сложные слова офис 2007»

Машина, которая возит грузы с помощью электричества Машина, которая возит грузы с помощью тепла Машина, которая возит грузы с помощью пара

Машина, которая

возит грузы

с помощью электричества

Машина, которая возит грузы

с помощью тепла

Машина, которая возит грузы

с помощью пара

пар + возит тепло + возит электричество + возит

пар + возит

тепло + возит

электричество + возит

пар + возит тепло + возит электричество + возит

пар + возит

тепло + возит

электричество + возит

пар + воз тепл + воз электр + воз

пар + воз

тепл + воз

электр + воз

пар + о + воз тепл + о + воз электр + о + воз

пар + о + воз

тепл + о + воз

электр + о + воз


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка "Сложные слова" 3 класс

Автор: Попова Юлия Викторовна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока русского языка "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110730"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406530304"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Знакомство с новым понятием "Сложные слова""
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav3klassiepotiemieznakomstvosnovymponiatiiemslozhnyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "260998"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449057164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства