Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Применение частично-поискового метода при знакомстве со сложными словами».
Цели:
формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня;
формировать умение правильно писать в сложных словах соединительные гласные О и Е;
знакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова;
развивать внимание, наблюдательность, мышление;
воспитывать аккуратность при работе в тетради, сотрудничество при работе парами, интерес к железной дороге.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок. Прошу всех успокоиться и тихо сесть за парты.
II
Объявление цели урока.
Сегодня мы отправимся туда, где работают большинство ваших родителей, повстречаемся с очень полезными машинами и узнаем еще один секрет русского языка.
III. Разминка, чистописание.
Чтобы красиво написать, надо приготовить к письму свои пальчики. Разотрем и разогреем их от основания к кончикам.
На минутку чистописания к нам пришли две буквы: О и Е.
(картинки на доску)
В своей прописи откройте страницу 6 и найдите показ. Сначала сядем прямо, правильно положим тетрадь, правильно возьмем ручку. Теперь напишем эти буквы в воздухе, а после – в прописи. Стараемся точно повторить образец.
(контроль во время работы)
Все постарались и в награду получают от букв О и Е их портреты.
(каждому картинки: буквы О и Е на полосках бумаги)
Эти буквы нам сегодня еще пригодятся.
А пока запишем в тетрадях число, «классная работа».
IV. Объяснение новой темы.
А теперь, как я и обещала, мы отправляемся на работу к вашим родителям. Куда? (В локомотивное депо.)
Там нас встретили три большие машины с очень длинными именами.
1 – машина, которая возит грузы с помощью электричества
(дети – электровоз).
2 – машина, которая возит грузы с помощью тепла (дети – тепловоз).
3 – машина, которая возит грузы с помощью пара (дети – паровоз).
(Все определения напечатаны на полосках бумаги и помещены на доску. При назывании нужного слова, на доску помещается изображение электровоза, тепловоза и паровоза.)
Все сумели угадать, но какие же слова вам подсказали нужное название?
Пар + возит
Тепло + возит
Электричество + возит
Мы возьмем целые слова?
(Нет.)
А какую их часть?
(Корень.)
Выделим корень.
(Ножницами отрежем нужные части слов «пар» и «возит» и попробуем составить слова.)
Получилось слово?
(Нет.)
Нам нужна помощь. Не зря мы взяли с собой эти буквы (О и Е). Какая буква поможет составить слово? (Буква О.)
Верно. Она соединит два корня и получится слово «паровоз».
(На доске из напечатанных слов составляется слово.)
Наш паровозик удивился: «Надо же, мое название состоит из двух частей, будто поезд из вагончиков».
А как такое слово разобрать по составу?
(Предложения детей и разбор на доске)
п а р о в о з
Что необычного?
(Два корня, две основы).
По аналогии проходит работа со словами «тепловоз» и «электровоз».
Слова, в которых два корня, называются сложными.
Кто знает, какую работу выполняют эти машины?
(Электровоз и тепловоз тянут составы с грузом или пассажирские поезда, тепловоз и паровоз выполняют маневровые работы на станциях – составляют поезда.)
А теперь электровоз и тепловоз должны ехать на работу, а с нами поиграет паровозик.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
Мы немного отдохнули и можем приниматься за работу. У паровозика в вагончиках задания для вас. Мы будем переходить из вагона в вагон, выполнять задания, а в последнем вагоне получим награду за работу.
1). В первом вагоне – целая гора ножниц. Чтобы взять их в руки надо повторить правила техники безопасности. (Дети перечисляют)
Ножницы, а также скрепки, нам понадобятся для создания сложных слов из простых. Работать будете парами. У вас на партах лежат полоски со словами. Для работы вам пригодится одна из букв, что вы получили в начале урока, только выберите нужную.
Отрежьте лишнее, добавьте соединительную гласную, соедините с помощью скрепок и несите на доску. Здесь слово поместите под нужной схемой.
Ловит + рыбу = рыболов
Сам + летает = самолет
Возит + лес = лесовоз
Колоть + лед = ледокол
Вертеть + летать = вертолет
Море + ходить = мореход
Земля + копать = землекоп
Птицы + ловить = птицелов
Камни + падать = камнепад
Корни + плод = корнеплод
У всех получились слова, молодцы. Запишите в тетрадь 3 слова с соединительной гласной О и 3 слова с соединительной гласной Е. Подчеркните соединительные гласные.
Первое задание мы выполнили, можем переходить во второй вагон.
2). В этом вагоне нас ждут загадки, отгадками на которые будут сложные слова. Нужно их отгадать, а отгадки записать в тетрадь. Главное условие – все делать молча.
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный.
(Мухомор)
Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
(Пылесос)
Много есть зверей рогатых
В зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу
(Носорог)
Какие слова записали? (2 – 3 ученика)
Запишите их на доске, выделите корни, подчеркните соединительную гласную (по 1 слову 3 человека). То же самое делаем в тетради.
Очень хорошо. Это задание мы тоже выполнили. Можно переходить в третий вагон. Там нас ждет последнее задание.
3). Здесь перемешались слова сложные и простые. Их надо распределить в два столбика.
(Слова на полосках бумаги на доске крепятся магнитами. Дети переставляют слова в нужные столбики.)
сложные слова простые слова
………….. ………….
Проход, пароход, снегопад, снеговик, мышеловка, ловушка, длинноухий, ушастый.
Докажите, что слова на своих местах. Как можно это сделать? (выделить корни и основы).
Запишите слова в тетрадь в два столбика, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Вот и все задания. А теперь – последний вагон и награда. Скажите мне, что нового вы узнали о словах?
VII. Итог:
Слова могут состоять из двух основ. Основы соединяются гласными О или Е. такие слова называются сложными.
Завтра мы узнаем как еще могут образовываться сложные слова, а сейчас – маленькие призы. На этих картинках не просто предметы. Их названия – сложные слова. Эти слова вам надо записать в тетрадь на самоподготовке, а еще придумать и записать как можно больше сложных слов, в которых есть корень «сам».
5