Урок по русскому языку «Волшебная лампа Аладдина»
Тема урока: Род и число имен существительных и прилагательных.
Цель урока: Развивать умения правильно определять окончания имен прилагательных; расширять представления учащихся о разновидностях имен прилагательных; познакомить с вопросами, на которые могут отвечать имена прилагательные (чей? чья? чьё? чьи?); повторить падежи имен существительных.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, DVD с записью восточной музыки; изображение волшебной лампы; портрет Аладдина, Джафара, Жасмин, Джинна.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 1)
- Ребята, тема нашего урока - род и число имен существительных и прилагательных. Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением правильно определять окончание имен прилагательных, познакомимся с новыми вопросами, на которые могут отвечать имена прилагательные, повторим падежи имен существительных.
- Но урок у нас сегодня будет необычный, сказочный. (Звучит восточная музыка). Ребята, кто из вас любит сказки? А вы сами хотели бы стать героями волшебной сказки? (Ответы детей).
- Тогда слушайте меня внимательно:
- В одной далекой стране жили – были юноша, чьим домом была улица, девушка, чьим домом был дворец и джинн, чьим домом была волшебная лампа. (Сл. № 2) Волшебной лампой завладел коварный визирь Джафар. Он захватил трон султана, а его дочь, прекрасную Жасмин, заточил в высокую башню. (Сл. № 3) Спасти её может только отважный Аладдин. Его ждут многочисленные препятствия, которые приготовил для него Джафар. Аладдин не ходил в школу, и поэтому ему не обойтись без вашей помощи. (Сл. № 4)
III. Проверка домашнего задания. (Сл. № 5)
- Ребята, кто из вас желает помочь Аладдину? Итак, в путь.
- И вот первое испытание – проверка домашнего задания (упр. 491): назвать окончания прилагательных и объяснить орфограммы в словах.
- Ребята, мы помогли Аладдину справиться с первым заданием Джафара – перебраться через высокую гору Массада. Аладдин благодарен нам за помощь, но Джафар очень этим недоволен. Он уже приготовил второе испытание для Аладдина.
IV. Знакомство с новыми вопросами к именам прилагательным. (Сл. № 6)
- Ребята, давайте откроем учебники и выполним упражнение 492.
1. Списать текст и решить орфографические задачи - с/о (Один ученик - у доски с/о). Проверка.
2. Обозначить прилагательные и найти слова - командиры. (Коллективно).
- А выполнив это упражнение, мы поможем Аладдину пройти под горным водопадом Негева.
- Ребята, Аладдин очень благодарен вам за помощь. Он очень устал, но у него хватило сил дойти до леса, а дальше он идти не смог. Аладдин прилег в тени деревьев и задремал. Давайте и мы с вами отдохнем.
V. Физминутка. (Сл. № 7)
На горе стоит лесок,
Он не низок не высок.
Удивительная птица подает нам голосок.
По тропинке мы шагаем-
Аладдину не мешаем.
Говорим: "Такого парня не оставим мы в беде".
- Ребята, теперь Аладдину предстоит дорога через дремучий лес. Но пока Аладдин спал, а мы с вами отдыхали, удивительная птица украла у него карту леса. Мы должны помочь Аладдину найти птицу и расшифровать карту, иначе Аладдину не пройти через волшебный лес.
VI. Работа с правилом. (Сл. № 8)
- Упр. 493- в парах, затем фронтально.
VII. Работа с учебником. (Сл. № 9, 10)
- От злости, что Аладдин так успешно и быстро идет освобождать свою принцессу, Джафар устроил землетрясение. Огромная пропасть перед Аладдином.
Как перебраться через неё? Вдруг Аладдин увидел вдалеке лестницу, но пройти по ней может тот, кто знает все падежи по порядку. Ребята, поможем Аладдину справиться с этим заданием?
- Выполним упр. 494 – хором называем падежи по порядку.
VIII. Работа в ТПО. (Сл. № 11, 12)
- Вот и башня, в которой томится прекрасная Жасмин. Но внизу стража – грозные грифоны, которые охраняют вход в замок. А чтобы усмирить грифонов, нужно изменить имена существительные и прилагательные по падежам, иначе они ни за что не пропустят Аладдина в башню. И прекрасная Жасмин будет обречена стать женой ужасного Джафара. Вы готовы помочь нашим друзьям?
- Чтобы помочь Аладдину и Жасмин, нужно выполнить упр. 494 (По «цепочке»).
- А пока Аладдин взбирается по крутой лестнице в высокую башню, я расскажу вам о том, что обозначает имя принцессы Жасмин.
- Жасмин – декоративный кустарник с пахучими белыми цветами. В арабских странах обозначает символ чистоты, верности и нежности.
IX. Подведение итогов урока.
- Ура, Жасмин спасена! А все благодаря вам, ребята. На этом уроке вы не только помогли Аладдину спасти Жасмин, но закрепили знания по нашей теме урока.
- Ребята, что же вы узнали нового на уроке? Что мы повторили сегодня? (Ответы детей).
X. Выставление оценок.
- Ребята, вы помогли освободить Жасмин. Волшебная лампа снова в руках Аладдина. И он хочет отблагодарить тех ребят, которые помогали ему преодолевать все препятствия.
XI. Домашнее задание.
- Ребята, для вас есть еще одно задание, но уже не от злого Джафара, а от доброго Аладдина. И я надеюсь, что вы с ним все успешно справитесь. (стр. 59, правило; упр. 495)