Урок русского языка «Приемы формирования орфографической грамотности»
Урок русского языка «Приемы формирования орфографической грамотности»
Цели:1)показать различные приемы формирования орфографической грамотности;
2) способствовать развитию речи, памяти, логического мышления обучающихся;
3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; чувство дружбы и товарищества.
Оборудование: рисунки первоцветов, Красная книга, иллюстрация к картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», скворечник, конверт с письмом, буквы Вв, рисунки грача, стрижа, сороки, скворца, ребусы, листочки с текстом для индивидуальной работы и домашнего задания.
Тип урока: закрепление знаний
Методы обучения: наглядно- образный, словесный, частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Приемы формирования орфографической грамотности» »
Тема: «Приемы формирования орфографической грамотности»
Цели:1)показать различные приемы формирования орфографической грамотности;
2) способствовать развитию речи, памяти, логического мышления обучающихся;
3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; чувство дружбы и товарищества.
Оборудование: рисунки первоцветов, Красная книга, иллюстрация к картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», скворечник, конверт с письмом, буквы Вв, рисунки грача, стрижа, сороки, скворца, ребусы, листочки с текстом для индивидуальной работы и домашнего задания.
Тип урока: закрепление знаний
Методы обучения: наглядно- образный, словесный, частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление приемов по орфографии
1.Она приходит с ласкою и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет - в лесу подснежник расцвет.
- Как определили, что это весна? (расцветает подснежник)
- Почему этот цветок так называется?
- Назвать родственные слова к слову подснежник, отвечающие на вопросы кто? что? (снежок, снеговик, снежинка, снегопад, Снегурочка, снегирь)
- Какие первоцветы знаете? Показ рисунков. (Не рвать цветы! Их становится все меньше.)
Показать Красные книгу и первоцветы, занесенные в нее.
2.Минутка чистописания – Вв
- подбор однокоренных слов к слову весна ( веснушки весенний, веснянка)
- разбор по составу
- что называется окончанием? корнем? суффиксом? основой?
- какой части слова нет в этих словах?
- что называется приставкой?
3. Деформированные предложения.
Солнце, лед, растопить, весенний
- составить предложение, изменяя если нужно окончания. ( Весеннее солнце растопило лед.)
Полный разбор предложения по членам и по частям речи.
Что выражает предложение? Назвать орфограммы , словосочетания.
4. Нравится вам весна?
Распространите рассказ так. Чтобы можно было видеть, что весна – прекрасное время года, используя имена прилагательные.
На доске: Отшумели вьюги. Ярче светит солнце. Скоро зажурчат ручьи. Покажется травка. На деревьях появятся листочки.
5. Комментированное письмо.
- Выписать из текста с доски слова с различными орфограммами. (вьюги, солнце, зажурчат, ручьи, травка, деревья, листочки). Объяснить их.
Физкультминутка
Просыпайся детвора.
Всем вставать давно пора
К нам пришла весна- красна
Стало детям не до сна
Мы кораблик свой возьмем
К ручейку бежим бегом
Ты, кораблик наш, плыви
Пусть сбываются мечты
Ну, а нам пора уж в класс
Учеба- главное для нас.
Показываю бумажный кораблик.
Пуская весной кораблики, можно загадывать желания. Вы тоже загадайте желание на этот урок. Кто будет стараться- желание исполнится.
- О какой примете весны не сказано в тексте на доске?(прилет птиц)
-Кого вы видите на картине? Какое время года? Чем нравится картина?
Послушайте, как о ней говорит писательница Н.Шанина
Эту картину написал Алексей Кондратьевич Саврасов. На первом плане художник нарисовал грачей. Птицы заняты важным делом О ни спешат построить жилье. В центре картины кривые, изогнутые березки не щадили их метели. На заднем плане видны крыши сараев и церковь. а дальше простор земли, легкое небо. На холсте не увидишь мрачных тонов. Цвета голубые, серые, нежные. Полотно полно света, свежего дыхания весны. Эту картину природы увидел Саврасов в тихом уголке русского селения.с любовью и теплотой он показал ее людям.
-Что значит не щадили?
На картине грачи вьют гнезда. Есть такая пословица «Увидел грача- весну встречай».З
Запись пословицы в тетрадях под диктовку.
8. Проверка домашнего задания. Прочитать пословицы о весне.
9. Грачи вьют гнезда для птенцов. А где живут скворцы? (Для них нужно строить скворечники.) Учитель показывает скворечник.
- Чем птицы помогают людям? (Поедают вредных насекомых, красиво поют.)
- Можно это назвать дружбой? (Да, птицы – наши пернатые друзья. В весенние каникулы всегда проходит неделя птиц, отмечается День птиц.)
_ самостоятельной составление предложения о птицах.
10. Списать с доски пословицы о дружбе, вставляя пропущенные слова.
Сам погибай, а … выручай (товарища).
К дому друга … никогда не бывает длинной (дорога).
- Как запомнить написание слова товарищ ( сущ. м.р. с шипящей на конце пишутся без ь), а слово дорога? ( словарное слово, сочетание –оро-)
Прошу вас все слова назвать, где –оро- нужно написать (воробей, сорока, ворона, огород, горох, город).
11. А может ли быть дружба между мальчиком и девочкой? А если они живут в разных городах?
Вот такое письмо отправил мальчик девочке.
Куда: орел, ул.зеленая, 5.
Кому: мишкиной соне.
Показываю конверт. Открываю его, читаю письмо.
Здравствуй, соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть шарик. Твой друг лев.
Шарик очень звонко лает.
- На какое правило сделаны ошибки?
- Какие здесь есть орфограммы?
Запись имен собственных в тетрадь.
-Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
12. Сочиняем стихи. Дописать слова на листочках. (индивидуальная работа)
Есть сладкое слово-
Есть быстрое слово-
Есть кислое слово-
Есть слова с окошком-
Есть слово комочек-
Есть слово промокшее-
Есть слово упрямое-
Есть слово зеленое-
IV. Дом задание. Докончить рассказ.
Начало пригревать весеннее солнышко. Но река еще была покрыта льдом. Ваня с Колей решили порыбачить. Ваня радостно выбежал на середину речки. Лед затрещал…
V. Обобщение.
- О чем говорили на уроке? Что нового узнали?
VI. Итог урока. Оценивание детьми своей работы на уроке. Кораблик выполнил ваши желания, мечты. Учитель раздает пятерки, вырезанные из красного картона.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Формирующий этап в экспериментальном исследовании процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами. "
["seo_title"] => string(141) "formiruiushchii-etap-v-ekspierimiental-nom-issliedovanii-protsiessa-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-pri-rabotie-so-slovarnymi-slovami"
["file_id"] => string(6) "153979"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1421083847"
}
}