Формирующий этап в экспериментальном исследовании процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами.
Формирующий этап в экспериментальном исследовании процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами.
Современное общество нуждается в гражданах с активной гражданской позицией, грамотных, обладающих развитой речью, имеющих богатый словарный запас. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя - словесники прилагают большие усилия, однако грамотность продолжает оставаться низкой. Это связано, в первую очередь, с тем, что у обучающихся отсутствует мотивация к занятиям русским языком. Использование учителем однообразных форм и приемов работы на уроке, отсутствие системы в работе делают его скучным и непривлекательным для школьников.
При этом возникают противоречия между
- потребностью общества в гражданах с богатым словарным запасом, способных ориентироваться в сложных ситуациях и несовершенством образовательной системы, которая должна готовить таких граждан;
- необходимостью формирования у современных школьников культуры устной и письменной речи и отсутствием системы в работе учителя по решению этой проблемы.
В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.
Цель: организация работы со словарными словами на уроке русского языка для развития орфографической грамотности обучающихся.
Объект исследования: процесс развития орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка.
Предмет исследования: методы и приемы работы со словарными словами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирующий этап в экспериментальном исследовании процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами. »
Формирующий этап в экспериментальном исследовании процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами.
Конспекты уроков с использованием приемов работы со словарными словами.
Тема: Имя числительное.
Цели:
- Формировать представление о понятии числа;
- Формировать умения отличать имена числительные, характеризовать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительными;
Пример:Два седых пастуха выгнали двадцать коров на луг щипать траву. У каждой в носу было по одному кольцу. Двадцать два школьника, которых водили в лес на экскурсию, были ошеломлены увиденной картиной.)
- Проверьте значение слов из первого столбика по этимологическому словарю, определите их первоначальное значение (этимологический анализ).
- Можно ли в этом значении их употребить в вашем тексте?
- Назовите числительные
Работа с учебником. Беседа:
- Что вы узнали об имени числительном, прочитав лингвистический текст?
- Дайте определение имени числительного.
- На какие разряды делятся числительные? Приведите примеры из придуманного вами текста.
- Как изменяются порядковые и количественные числительные?
Выполнение упражнения № 439.
Закрепление изученного материала.
- Найдите в предложениях числительные и сходные с ними слова, относящиеся к другим частям речи.
- Купил десяток яиц. Съел неполный десяток яиц. Вошел семнадцатилетний юноша. Город с трехмиллионным населением. В колоде игральных карт не оказалось шестерки и семерки треф. По двору бегали шестеро щенят.
Диктант.
- Запишите, выделите имена числительные как члены предложения.
Сорок делится на четыре. Семью семь- сорок девять. Вышел пятый номер газеты. Это было в 1812 году.
Выполнение упражнения № 440 (самостоятельно).
3.Итоги урока.
4.Домашнее задание: упр. № 438.
Тема: Определительные местоимения
Цели:
- Сформировать понятие об определительных местоимениях;
- Выработать умение находить определительные местоимения в тексте, употреблять их в речи;
- Закрепить умение распознавать орфограммы на безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые).
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Изучение нового материала:
На доске записаны местоимения. Учащиеся должны определить разряд этих местоимений.
Я, тот, некоторый, этот, весь, себя, любой, никакой, сколько, нисколько, несколько, кто, никто, некто, твой, наш, их, ничей, некого, нечего, кто-то, что-нибудь, который, каков, она, их, мы, ваш, несколько, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
- Выпишите определительные местоимения. Это будет нетрудно сделать, если вы помните все остальные разряды.
- Определительные местоимения служат средством уточнения того предмета, о котором идет речь, они придают ему значение выделения или обобщения.
- Знакомство с материалом учебника.
4.Закрепление изученного материала:
Работа с таблицей:
- Распишите слова по столбикам: в первый- местоимение, во второй- употребляемое с ними словарное слово, в третий- все остальные слова.
местоимение
Слово с непроверяемой гласной в корне
Остальные слова
Такой барсучий, твой карандаш, наша берлога, с некоторых пор, он возник, другой человек, сколько стоит, в некотором дворце, который час.
- Какое слово может быть отнесено и в первый, и во второй столбик? (который)
- Составить текст, используя определительные местоимения и слова, написанные на доске: район, собака, событие, фонарь, фонтан.
- Что объединяет все эти слова? (они словарные)
- Проверьте по толковому словарю, в правильном ли значении вы их употребили.