kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальное исследование процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами. Констатирующий этап.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество нуждается в гражданах с активной гражданской позицией, грамотных, обладающих развитой речью, имеющих богатый словарный запас. Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя - словесники прилагают большие усилия, однако грамотность продолжает оставаться низкой. Это связано, в первую очередь, с тем, что у обучающихся отсутствует мотивация к занятиям русским языком. Использование учителем однообразных форм и приемов работы на уроке, отсутствие системы в работе делают его скучным и непривлекательным для школьников.

    При этом возникают противоречия между

- потребностью общества в гражданах с богатым словарным запасом, способных ориентироваться в сложных ситуациях и несовершенством образовательной системы, которая должна готовить таких граждан;

- необходимостью формирования у современных школьников культуры устной и письменной речи и отсутствием системы в работе учителя по решению этой проблемы.

    В связи с этим возникает проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она активизировала учебно-познавательную деятельность школьников, развивала их орфографическую грамотность.

    Цель: организация работы со словарными словами на уроке русского языка для развития орфографической грамотности обучающихся.

    Объект исследования: процесс развития орфографической грамотности обучающихся на уроках русского языка.

    Предмет исследования: методы и приемы работы со словарными словами.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальное исследование процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами. Констатирующий этап. »

Экспериментальное исследование процесса обучения на уроках русского языка при работе со словарными словами.

Констатирующий этап.


На констатирующем этапе эксперимента будут использованы такие эмпирические методы исследования, как педагогическое наблюдение, беседа, метод изучении продуктов деятельности.

Педагогическое наблюдение.

1. Цель наблюдения: изучить эффективность приемов работы со словарными словами на уроках русского языка.

2. объект: работа со словарными словами на уроках русского языка, 6 класса.

3. Испытуемые: учитель русского языка и литературы, учащиеся.

4. Вид наблюдения:

- По типу связи с объектом изучения: непосредственное наблюдение,

- По времени и пространству: узкоспециальное,

- По условиям организации и проведения: наблюдение в естественных условиях.

5. Содержание:

- Использование отдельных приемов работы со словарными словами;

- Частота использования приемов работы со словарными словами;

- Затруднения, возникающие у педагога и учащихся в процессе освоения учебного материала во время работы со словарными словами;

- Решение учителем трудных ситуаций;

- Системность в работе учителя с данными приемами.

6. Способ фиксирования результатов.





Протокол наблюдения

Класс

Тема

Приемы работы

Деятельность учащихся

Примечание

1

6

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Словарный диктант

Написание словарного диктанта


2

6

Н и НН в суффиксах имен прилагательных

-

-


3

6

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

-

-


4

6

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

-

-


5

6

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Словарный диктант

Написание словарного диктанта



7. Способ обработки данных: качественный анализ.

8. Ожидаемый результат.

В ходе педагогического наблюдения предполагается выявить системность и эффективность работы со словарными словами на уроках русского языка.

Педагогическая беседа.

1. Цель: изучить возможности использования приемов работы со словарными словами на уроках русского языка.

2. Объект: приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.

3. Испытуемый: учитель русского языка и литературы.

4. Вид беседы: неформализованная.

5. Содержание:

- Используете ли Вы на уроках русского языка словарную работу?

- Какие приемы работы со словарными словами Вы используете на уроках русского языка?

- Какие приемы Вам кажутся целесообразными на уроках русского языка в среднем звене?

- С какими трудностями Вы сталкивались, используя приемы работы со словарными словами?

- Какие шаги Вы предпринимали для преодоления этих трудностей?

- Какие приемы работы со словарными словами, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными при развитии орфографической грамотности обучающихся?

6. Способ фиксирования результатов:


Протокол беседы

  • Используете ли Вы на уроках русского языка словарную работу?

Да

  • Какие приемы работы со словарными словами Вы используете на уроках русского языка?

Словарный диктат, тесты, работа с толковым словарем

  • Какие приемы Вам кажутся целесообразными на уроках русского языка в среднем звене?

Все выше перечисленные

  • С какими трудностями Вы сталкивались, используя приемы работы со словарными словами?

Обучающиеся плохо запоминают правописание словарных слов- плохая память, связанная с тем, что они мало читают

Какие шаги Вы предпринимали для преодоления этих трудностей?

Даю домашнее задание: выучить наизусть правописание словарных слов; составить предложения со словарными словами

  • Какие приемы работы со словарными словами, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными при развитии орфографической грамотности обучающихся?

Если приемы работы со словарными словами используются систематически, то эта работа будет эффективной.


7. Способ обработки данных:

Качественный анализ полученной информации.

8. Ожидаемый результат:

В ходе беседы предлагается выявить разнообразие использованных приемов работы со словарными словами, системность этой работы и ее эффективность на уроках русского языка.

Метод изучения продуктов деятельности.

1.Цель: изучить степень использования приемов работы со словарными словами на уроках русского языка через анализ рабочих тетрадей.

2.Объект: использование приемов работы со словарными словами на уроках русского языка.

3.Испытуемые: обучающиеся 6 класса.

4.Содержание:

- Наличие в тетрадях словарных слов, соединенных в группы;

- Наличие в тетрадях текстов словарных диктантов;

- Наличие толкования словарных слов;

- Наличие этимологического анализа слов.

Проверка тетрадей обучающихся показала, что в них присутствуют некоторые виды работы со словарными словами: тексты словарных диктантов, предложения, в которые включены словарные слова, лексический анализ слов.

5.Способ обработки данных:

Качественный анализ данных.

6.Ожидаемый результат:

В ходе анализа рабочих тетрадей предполагается выявить степень разнообразия используемых приемов работы со словарными словами, системность в работе на уроках русского языка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Федяева Людмила Ивановна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства