|   Автор материала (ФИО)   |     Еремчук Ольга Николаевна       |  
  |   Должность (с указанием преподаваемого предмета)   |     учитель начальных классов            |  
  |   Образовательное учреждение       |    МБОУ «Гимназия № 8» города Ангарска   |  
  |   Класс (возраст)   |    2 класс   |  
  |   Название материала   |     Урок русского языка       |  
  |   Учебный предмет   |     Русский язык       |  
  |   Тема урока   |     А если одного предложения мало…       |  
  |   Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс   |    Учебник «Русский язык», ОК «Гармония», автор Соловейчик М.С.   |  
  |   Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)   |    Текстовый документ  Презентация       |  
  |   Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие)   |     Компьютер, проектор, презентация по теме «А если одного предложения мало…»       |  
  |   Тип урока   |     Урок освоения новых знаний.       |  
  |   Цель урока       |     Для учителя   Научить отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока ученики должны научиться составлять небольшие тексты и редактировать их.   Для учащихся   Научиться отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока научиться составлять небольшие тексты и редактировать их.       |  
  |   Задачи:                                                                                   |     Метапредметные:   Регулятивные:    на уроке.   • Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать,    группировать, анализировать; формулировать свои мысли,    высказывать их вслух, развивать умение делать выводы,    переключать внимание.   Личностные:  • Организовать обмен содержанием субъективного опыта между    учениками.  • Общение с учениками выстраивать на принципах    сотрудничества.   • Организовать атмосферу включённости каждого ученика в    работу класса.    Коммуникативные:     Планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание.   Предметные:  Составлять текст. Анализировать и корректировать текст с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.    |  
  |   Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое),  
              |    Тип урока – урок освоения новых знаний.  Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления. Используется фронтальная работа; групповая работа; экспериментальная работа; работа с учебником.       |  
 
       |         Этапы урока       |         Деятельность учителя   |         Деятельность обучающихся   |        Формируемые УУД   |  
    Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.    Самоопределение к деятельности   |    Цель урока: научить отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока ученики должны научиться составлять небольшие тексты и редактировать их.       |    Постановка цели вслед за учителем.   |    Личностные УУД: самоопределение.  Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.   Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.   |  
     Актуализация знаний.          |    Записанные на доске в столбик слова (Винтик, Шпунтик, Пончик, песня, Пилюлькин) учитель открывает на 7 секунд и вновь закрывает.  Дает задание – записать в тетрадь слова, которые удалось запомнить, выделить орфограммы пастой зеленого цвета.  Вопрос – “Что увидели?”, “Что заметили?”                                              Проверяет правильность ответов.  Рассказывает о другом персонаже этой замечательной книги. Вот так его описал автор: “Этот коротышка носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому малышки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам”.  Спрашивает: “Кто это?”   |    Выполняют задание учителя. Затем сверяют с записями на доске. Недостающие слова дописывают.  Процесс обсуждения строится так, чтобы в нем прозвучало следующее: слова можно разбить на две группы по признаку “Лишнее слово”.  В одном случае этим словом будет “песня” – это не имя собственное, а все оставшиеся слова – имена собственные.  В другом – слово “Пилюлькин”, в котором мягкость согласного обозначена мягким знаком, а в остальных словах мягкость согласного перед согласным обозначена другим способом.  В задании встретились орфограммы: написание имен собственных с большой буквы (Винтик, Шпунтик, Пончик, Пилюлькин – персонажи книги Н. Носова “Незнайка и его друзья”) и мягкий согласный перед мягким согласным.                       
      
     
     
     Отвечают: “Это главный персонаж книги – Незнайка”.   |    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.  Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.  Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.       |  
    Постановка  учебной задачи         |    Подтверждает: “Да, это Незнайка. Сегодня он пожаловал к нам в гости и не с пустыми руками. Он принес для каждой группы (ученики класса, сидящие за круглым столом, случайным образом разбиты на 4 подгруппы) пакет. Но вы же знаете, что Незнайка ужасный путаник, растеряшка и неумеха. Вот и на этот раз он все напутал. Он хотел рассказать о своих друзьях, о городе, в котором они живут, но все предложения, которые он пытался составить, рассыпались на отдельные слова. Как мы можем исправить эту ситуацию?”      Спрашивает: “Что означает “восстановить”?                      Организация практической работы в группах по восстановлению предложений из набора слов.                                          “Получился рассказ Незнайки о своих друзьях. Нравится он вам?”   |                                                                    Предлагают восстановить рассыпанные предложения.      Предложение будет восстановлено, если оно будет выражать мысль, чувство, слова будут связаны между собой так, что станет понятно, о чем или что мы хотим сказать.              Восстановленные предложения выписываются на доску:  1. Коротышки были очень маленькие. 2. В одном сказочном городе жили коротышки. 3. Каждый коротышка был с небольшой огурец. 4. В городе у коротышек было красиво.          “Нет. Предложения нужно переставить местами, заменить часто повторяющиеся слова другими”.   |     Регулятивные:    планирование, прогнозирование.   Познавательные: моделирование,    логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации       |  
    Решение учебной задачи         |    “Правильно. Такая работа называется редактированием. Отредактируйте”.                                              Учитель прикрепляет еще одно предложение: “Вот какой чудной был этот Незнайка!”  Вопрос: “Может ли это предложение быть следующим и почему?”          “Верно! Незнайка рад, что у вас всё получилось и дарит песню, под которую мы сейчас потанцуем…   А теперь откройте учебник на с. 87, прочитайте новые сведения авторов учебника”.                                              “Можно ли записанные на доске предложения назвать текстом и почему?”          “Вот теперь и запишем в тетрадь тему нашего урока. Кто ее сформулирует?”       |            Дети в группах составляют свои тексты, заменяя повторяющееся слово “коротышки” местоимениями.  Результаты групповой работы обсуждаются, и на доске появляется текст: “В одном сказочном городе жили коротышки. Они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец. В городе у них было красиво”.                      “Нет, в нем другая, чем в предыдущих предложениях, мысль”.                          Читают – “Часто нам бывает мало высказать мысль с помощью одного предложения. Мы хотим ее продолжить, развить и делаем это с помощью других, следующих предложений, но не любых. В них должно говориться о том, о чем уже шла речь. Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом”.          Дети доказывают, что записанные предложения образуют текст.                  В процессе обсуждения дети предложат запись “Учимся составлять текст”.   |         |  
    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону     |         |    Далее выполняется практическая работа по памятке № 4 (см. с. 201).  Взаимопроверка в группе.   |     Регулятивные:   контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.   Личностные: самоопределение.   |  
    Первичное закрепление         |    “Откройте тетрадь-задачник на с. 51, упражнение 246.  Будут ли предложения, взятые из книги Н. Носова, текстом?”                  “Найдите в тексте слова, позволяющие коротко сказать, о чем говорится в отрывке. Выпишите их как название текста”.      “Найдите в тексте предложение, в котором высказана главная мысль”.                      “Выпишите в тетрадь названия цветов, которые росли вокруг домов, впишите в план города название его улиц”.       |    
     
     “Да, поскольку есть главная мысль, идет ее развитие, так как в каждом предложении добавляется что-то новое.  
     
     “Цветочный город”.  
     Дети должны прийти к общему мнению, что таковым является предложение “А сам город назывался Цветочным городом”.  
     В процессе работы отделяются имена собственные от имен, не являющихся таковыми, и применяется орфограмма “большая буква в именах собственных”.   |    Регулятивные УУД: контроль, оценка.  Познавательные: умение структурировать знания  выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.  Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера   
          |  
    Рефлексия         |    “Итак, поведение Незнайки позволило нам открыть для себя новое знание, чему-то научится.  Что вы сумеете сделать после нашего урока?”       |                    Важно, чтобы дети выделили то, чему, по их мнению, они смогли научиться, что могут сделать почти самостоятельно.       |    Коммуникативные УУД: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.  Регулятивные УУД: самооценка.   Познавательные УУД:   рефлексия   Личностные:  смыслообразование   |