Автор материала (ФИО) | Еремчук Ольга Николаевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МБОУ «Гимназия № 8» города Ангарска |
Класс (возраст) | 2 класс |
Название материала | Урок русского языка |
Учебный предмет | Русский язык |
Тема урока | А если одного предложения мало… |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебник «Русский язык», ОК «Гармония», автор Соловейчик М.С. |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Текстовый документ Презентация |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие) | Компьютер, проектор, презентация по теме «А если одного предложения мало…» |
Тип урока | Урок освоения новых знаний. |
Цель урока | Для учителя Научить отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока ученики должны научиться составлять небольшие тексты и редактировать их. Для учащихся Научиться отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока научиться составлять небольшие тексты и редактировать их. |
Задачи: | Метапредметные: Регулятивные: на уроке. • Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Личностные: • Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. • Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. • Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание. Предметные: Составлять текст. Анализировать и корректировать текст с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое),
| Тип урока – урок освоения новых знаний. Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления. Используется фронтальная работа; групповая работа; экспериментальная работа; работа с учебником. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке. Самоопределение к деятельности | Цель урока: научить отличать текст от предложения и от группы предложений. К концу урока ученики должны научиться составлять небольшие тексты и редактировать их. | Постановка цели вслед за учителем. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. | Записанные на доске в столбик слова (Винтик, Шпунтик, Пончик, песня, Пилюлькин) учитель открывает на 7 секунд и вновь закрывает. Дает задание – записать в тетрадь слова, которые удалось запомнить, выделить орфограммы пастой зеленого цвета. Вопрос – “Что увидели?”, “Что заметили?” Проверяет правильность ответов. Рассказывает о другом персонаже этой замечательной книги. Вот так его описал автор: “Этот коротышка носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому малышки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам”. Спрашивает: “Кто это?” | Выполняют задание учителя. Затем сверяют с записями на доске. Недостающие слова дописывают. Процесс обсуждения строится так, чтобы в нем прозвучало следующее: слова можно разбить на две группы по признаку “Лишнее слово”. В одном случае этим словом будет “песня” – это не имя собственное, а все оставшиеся слова – имена собственные. В другом – слово “Пилюлькин”, в котором мягкость согласного обозначена мягким знаком, а в остальных словах мягкость согласного перед согласным обозначена другим способом. В задании встретились орфограммы: написание имен собственных с большой буквы (Винтик, Шпунтик, Пончик, Пилюлькин – персонажи книги Н. Носова “Незнайка и его друзья”) и мягкий согласный перед мягким согласным.
Отвечают: “Это главный персонаж книги – Незнайка”. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. |
Постановка учебной задачи | Подтверждает: “Да, это Незнайка. Сегодня он пожаловал к нам в гости и не с пустыми руками. Он принес для каждой группы (ученики класса, сидящие за круглым столом, случайным образом разбиты на 4 подгруппы) пакет. Но вы же знаете, что Незнайка ужасный путаник, растеряшка и неумеха. Вот и на этот раз он все напутал. Он хотел рассказать о своих друзьях, о городе, в котором они живут, но все предложения, которые он пытался составить, рассыпались на отдельные слова. Как мы можем исправить эту ситуацию?” Спрашивает: “Что означает “восстановить”? Организация практической работы в группах по восстановлению предложений из набора слов. “Получился рассказ Незнайки о своих друзьях. Нравится он вам?” | Предлагают восстановить рассыпанные предложения. Предложение будет восстановлено, если оно будет выражать мысль, чувство, слова будут связаны между собой так, что станет понятно, о чем или что мы хотим сказать. Восстановленные предложения выписываются на доску: 1. Коротышки были очень маленькие. 2. В одном сказочном городе жили коротышки. 3. Каждый коротышка был с небольшой огурец. 4. В городе у коротышек было красиво. “Нет. Предложения нужно переставить местами, заменить часто повторяющиеся слова другими”. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Решение учебной задачи | “Правильно. Такая работа называется редактированием. Отредактируйте”. Учитель прикрепляет еще одно предложение: “Вот какой чудной был этот Незнайка!” Вопрос: “Может ли это предложение быть следующим и почему?” “Верно! Незнайка рад, что у вас всё получилось и дарит песню, под которую мы сейчас потанцуем… А теперь откройте учебник на с. 87, прочитайте новые сведения авторов учебника”. “Можно ли записанные на доске предложения назвать текстом и почему?” “Вот теперь и запишем в тетрадь тему нашего урока. Кто ее сформулирует?” | Дети в группах составляют свои тексты, заменяя повторяющееся слово “коротышки” местоимениями. Результаты групповой работы обсуждаются, и на доске появляется текст: “В одном сказочном городе жили коротышки. Они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец. В городе у них было красиво”. “Нет, в нем другая, чем в предыдущих предложениях, мысль”. Читают – “Часто нам бывает мало высказать мысль с помощью одного предложения. Мы хотим ее продолжить, развить и делаем это с помощью других, следующих предложений, но не любых. В них должно говориться о том, о чем уже шла речь. Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом”. Дети доказывают, что записанные предложения образуют текст. В процессе обсуждения дети предложат запись “Учимся составлять текст”. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | | Далее выполняется практическая работа по памятке № 4 (см. с. 201). Взаимопроверка в группе. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
Первичное закрепление | “Откройте тетрадь-задачник на с. 51, упражнение 246. Будут ли предложения, взятые из книги Н. Носова, текстом?” “Найдите в тексте слова, позволяющие коротко сказать, о чем говорится в отрывке. Выпишите их как название текста”. “Найдите в тексте предложение, в котором высказана главная мысль”. “Выпишите в тетрадь названия цветов, которые росли вокруг домов, впишите в план города название его улиц”. |
“Да, поскольку есть главная мысль, идет ее развитие, так как в каждом предложении добавляется что-то новое.
“Цветочный город”.
Дети должны прийти к общему мнению, что таковым является предложение “А сам город назывался Цветочным городом”.
В процессе работы отделяются имена собственные от имен, не являющихся таковыми, и применяется орфограмма “большая буква в именах собственных”. | Регулятивные УУД: контроль, оценка. Познавательные: умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
|
Рефлексия | “Итак, поведение Незнайки позволило нам открыть для себя новое знание, чему-то научится. Что вы сумеете сделать после нашего урока?” | Важно, чтобы дети выделили то, чему, по их мнению, они смогли научиться, что могут сделать почти самостоятельно. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. Познавательные УУД: рефлексия Личностные: смыслообразование |