Тема. "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов".
Цели. Закрепление знаний о способах проверки слов с согласными на конце, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.
Слайд 1
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Начинается урок
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.
- Самоопределение к деятельности
Слайд 2
Учитель. Послушайте одну удивительную историю.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает...
– А-а-а! О-о-о! – это плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.
У. Соединив гласные и согласные каждой строки с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
Слайд 3
Дети. Парные звонкие и глухие согласные.
Итак, ребята, цель нашего урока: закрепление знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце.
У. Сегодня нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку.
Слайд 4
У. Ребята, что вы видите на этом слайде.
Д. Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке.
У. Посмотрите и лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их.
Слайд 5
(Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.
Обратить внимание детей на посадку и положение тетради. )
– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.
Слайд 6
У.Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных.
(Спросить 2-3 человек.)
У. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?
Д. Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
У. А чтобы правильно писать парные согласные на конце слова мы должны уметь отвечать на 3 вопроса.
Слайд 7
Что
Где надо проверять?
Как
У. Что надо проверять?
Д. Парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т
У. Где надо проверять?
Д. На конце слова.
У.Как надо проверять?
Д. Изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
У. Для того, чтобы нам было легче применять правило, которое мы уже с вами знаем, мы будем пользоваться алгоритмом.
Слайд 8
Алгоритм: (предложение читает ученик)
Пример:
Читаю слово [дуп]
На конце слова слышу звук [п]
Изменяю слово[дуп] так ,чтобы после согласной стояла гласная [дубы]….
Перед гласной слышу звук [б ], значит в слове дуб пишу букву: Б
Физкультминутка
III. Закрепление пройденного материала
У. А сейчас я посмотрю, как вы научились применять правило. Для этого мы побываем в гостях у сказки.
Слайд 9
У. Послушайте внимательно фрагмент сказки.
Учитель включает грамзапись сказки К.Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.
У. Что это за сказка? Кто ее написал?
Дети отвечают.
У. Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?
Выслушиваются ответы ребят.
Слайд 10
У. Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору.
Д. Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф .
У. Из этих зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова пользуясь алгоритмом.(Дети работая у доски по очереди называют слов с п.ил г. согласной применяя алгоритм подбирают проверочное слово).
У. Ребята, а теперь давайте хором проверим и прочитаем правильно ли мы с вами выполнили задание.
Слайд 11
медведи - медведь
ежи - ёж
жирафы - жираф
львы - лев
У. Итак, какие слова требуют проверки?
Д. Слова с парными согласными в конце слова.
У. А сейчас мы с вами поиграем в игру молчанка.
Игра “Молчанка”
Я буду поочерёдно называть слова с глухими и звонкими согласными на конце слова, а вы подбираете, молча, проверочное слово и, обсудив с соседом, поднимаете вместе карточку с соответствующей согласной буквой.
Гриб, арбуз, кровь ,снег , уж, тетрадь.
- Молодцы все справились с этим заданием.
IV. Рефлексия.
Слайд 12
У. Оцените свою работу на уроке. Если вы не ошибались, поднимите зеленый кружок,
Если у вас были 1-2 ошибки, то желтый кружок.
Если несколько ошибок, то красный..
VII. Итог урока
Вот и закончилась наша игра
Итоги её подвести нам пора.
У. Чем мы занимались сегодня на уроке?
Д. Закрепляли знания о правописании парного согласного на конце слова.
Слайд 13
Молодцы! Спасибо за внимание!