формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;
развития внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствования грамматико - орфографических, речевых умений и навыков;
воспитания в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы: частично - поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)
Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, портрет Трубачева О.Н
индивидуальные листы «березки» самооценки знаний;
карточки – задания
плакаты: “Душа слова ”, пословицы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Душа слова" »
Тема: "Душа слова"
Дата проведения:15.10.2014г
Цели: создать условия для:
формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;
развития внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствования грамматико - орфографических, речевых умений и навыков;
воспитания в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.
Тип урока:изучение и первичное закрепление нового материала.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы:частично - поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)
Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы:фронтальные, индивидуальные.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, портрет Трубачева О.Н
индивидуальные листы «березки» самооценки знаний;
карточки – задания
плакаты: “Душа слова”, пословицы
1.Организационный момент.
- Дорогие ребята! Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем необычном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
- Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
2. Постановка темы и целей урока
- Как вы думаете, чему мы с вами будем учиться?
- Все правильно. Но послушайте, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: "Землясогревается солнышком, а душа – добротой". (Пословица написана на доске.)
- Что же такое душа? (Душа - внутренний мир человека)
- Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание) Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу. Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, рассорить и примерить. Какие же бывают слова расскажет нам…
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его внутренний мир)
- Сегодня у нас не просто урок, а урок - исследование.
- Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями?
- Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть позже.
- Запишите в тетради сегодняшнее число.
3. Актуализация знаний.
Давайте на минутке чистописания напишем буквы, которые написаны на доске. Все они разные, но они нам помогут выполнить следующее задание.
На доске:
Думоблркоста
- Из курса изо мы с вами знаем, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны теплыми цветами, и составьте из них слово. Кто составил, поднимайте руку.
- Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.
– Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке.
- Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!
4.Формирование новых знаний
- Так, что же такое доброта? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.)
Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич.
Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого - лингвиста Олега Николаевича Трубачева.
Мы уже приняли участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово», конкурсе - викторине «Грамотеи», конкурсе детских рисунков «Из радуги красок рождается слово». И конечно, наш урок мы тоже посвятим именно этому легендарному человеку, о котором мы узнаем из презентации. Презентация о О.Н. Трубачеве
Трубачев Олег Николаевич родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский. В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет. Он рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии.
Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет!
За фундаментальный труд "Этимологический словарь славянских языков»
О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание доктор.
- Итак, у вас на партах лежат копии страничек из этого словаря, книгу мудрости я бы назвала. Вы посмотрите, сколько толкований дается этому слову, переводя его с разных языков. Дома вы можете попросить родителей помочь вам прочитать их. А мы с вами прочитаем последний абзац. Это исконно старославянское слово, которое люди используют с незапамятных времен.
- А теперь мы обратимся к такой науке, как лексика.
Лексика
- Что изучает лексика? (Лексика – это раздел науки, который изучает словарный состав языка.)
Слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?
- Но как же узнать, правы вы или нет?
- Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?
- Правильно, в толковом словаре. (Одни из крупнейших словарей русского языка - Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович)
Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
- Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)
- Запишите антоним: Доброта –злоба.
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Физминутка:
- Ребята, встаньте парами лицом друг к другу. Звучит песня о доброте: «Дорогою добра» Минков
- Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза.Почувствуйте тепло рук. Представьте себе энергию, которая течет сквозь ваши руки к рукам вашего соседа по парте. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно.Вы передайте друг другу теплоту и доброту руками. А сейчас музыка замолкает и вы открываете глазки. И можете сказать что - нибудь хорошее и приятное друг другу.
- Доброта поселилась в ваших душах!
5. Первичное закрепление
Фонетика
– Отправимся дальше в такой раздел о языке, как фонетика. Что он изучает? (Фонетика – это раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)
- Вслушайтесь внимательно на слово доброта и скажите, сколько звуков [о] вы здесь слышите?
– У вас получились разные ответы. Давайте сделаем звуко - буквенный разбор слова и выясним: кто из вас прав?
- Сколько же звуков [о] в слове? (Ни одного звука [о] в слове нет.)
- Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове? (Они безударные, в слабой позиции). Что надо делать в таких случаях? (Надо проверить безударные гласные)
- Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово?(Орфография.)
На доску прикрепляется карточка:
Орфография
- Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке? (Орфография изучает правила написания слов.)
- Верно. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове?
-( Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.)
- “Доброта” - ударение падает на III слог;
- Безударные гласные в I и II слогах;
- Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;
- Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.
На доску прикрепляется карточка:
Словообразование
- Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, – это словообразование. Что такое словообразование?
(Словообразование – это раздел науки, который изучает процесс образования новых слов.)
- Напомните мне, из чего могут состоять слова? (Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки.)
- Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “доброта”? Разберём слово «доброта» по составу.
- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово доброта?
– Какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.)
- Давайте проведем соревнование, чья пара больше придумает родственных слов к данному слову.
Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову "доброта".
– Что рассматривает синтаксис? (Синтаксис – это наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.)
Предложение рассыпалось, помогите его собрать.
добро, побеждает, В, всегда, сказках, зло.
Итог
- Чему мы сегодня учились?
- Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Этимология, лексика, фонетика, орфография словообразование, синтаксис)
- С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал?
А можно еще сказать, что "Мы учились доброте"? Стихотворение о доброте прочитает нам…
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс! Это произошло благодаря вам!
- Какое самое интересное задание было? Кто считает, что понял тему урока, работал на уроке активно, подойдите и возьмите с березки зеленый лист.
- Кто считает, что тему урока понял, но мог бы работать на уроке лучше, подойдите и возьмите желтый лист с нашей березки. – Кто не был активен на уроке, возьмите красный лист. Выставление оценок. Домашнее задание в тетради самостоятельных работ, по выбору: кто желает может выполнить упражнение, номер которого видит на доске.