kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имя существительное (4класс).

Технологии: модульно-блочная, уровневая  дифференциация.

(шестой модуль – итоговый контроль)

Цели:

  • учебно-познавательные:
  1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;
  2. формирование языкового и речевой компетенций;
  3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;
  • интеллектуально-развивающие:
  1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда;
  3. развивать творческий подход;
  • воспитывающая:
  1. формировать у учащихся коммуникативные умения;
  2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

 

 

Оборудование:

- толковые словари;

- блок-опоры;

-музыка («Кировск – мой городок»)

- тесты, карточки (с региональным компонентом)

- конспект по теме «Имя существительное»;

- разноуровневые домашние задания;

- выставка рисунков «Зима в Кировске».

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. »

Урок русского языка.

.

Тема: Имя существительное (4класс).

Технологии: модульно-блочная, уровневая дифференциация.

(шестой модуль – итоговый контроль)

Цели:

  • учебно-познавательные:

  1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;

  2. формирование языкового и речевой компетенций;

  3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;

  • интеллектуально-развивающие:

  1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

  2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда;

  3. развивать творческий подход;

  • воспитывающая:

  1. формировать у учащихся коммуникативные умения;

  2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.



Оборудование:

- толковые словари;

- блок-опоры;

-музыка («Кировск – мой городок»)

- тесты, карточки (с региональным компонентом)

- конспект по теме «Имя существительное»;

- разноуровневые домашние задания;

- выставка рисунков «Зима в Кировске».








Ход урока.

  1. Орг.момент. Урок русского языка.

  2. Игра.

Прочитайте предложение.

[йа оч’ин’ л’убл’у горат кирафск]

(Я очень люблю город Кировск)

- Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному городу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край».

Задание.

- Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания.

III. Орфографическая пятиминутка.

Зима принесла в наш город много слов.

- Прочитайте эти слова.

С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель.

- Что вы заметили? (два одинаковых слова)

- Так ли это?

- Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари)

Задание.

1гр. – определяет лексическое значение слова: иней

2гр. – изморозь

3гр. – изморось

- Назовите слова – синонимы!

(иней – изморозь)

- Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы.

Проверка – ключ

(и,е,е,е,з,е,с,д,е)

- В каком слове допустили ошибки?

- Какие орфограммы мы вспомнили?

- Какое слово лишнее? Почему? (блестит)

- Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да)

IV. Тема: Имя существительное.

Целеполагание:

  1. Повторить всё, что мы знаем об имени существительном.

- Я добавляю ещё одну цель:

  1. Составить открытый конспект по данной теме.

- Работать будем в паре, в группе.

Представление: 1гр. Смекалистые

2гр. Сообразительные

3гр. Догадливые

- Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы?

- Что это? (устойчивое сочетание слов)

1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)

2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)

3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)


«Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино.

- Чтобы бы вы ответили ему?

(Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной)

- Давайте докажем Буратино важность имени существительного.


«Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам».

V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся)

Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы)

Схема на доске.

- Задание. Подчеркнуть.

1гр. – явления природы

2гр. – признак, как предмет

3гр. – действие, как предмет.

- Проверка.

VI. Какими признаками обладает имя существительное?

(постоянными и непостоянными)

- Что относим к постоянным признакам? (ответы)

- Мы это знаем?

- Давайте докажем!

«Снежная атака»

Вопросы:

- Почему в определении существительного указываются два вопроса:

кто? что? (одуш. и неодуш.)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)

- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)


- Физминутка!

(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели)

Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь.

- Молодцы!

- Какие существительные называются собственными? (ответы)

- Изменяются ли имена существительные по родам? (нет)

- В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

- Сколько родов в русском языке?

- Как определить род у имени существительного?

- Что вы знаете о типах склонения?

- Как определить склонение?

-Работа в паре!

Маршрутный лист. Задание №2.

- Соедини линиями правильные ответы.

Работаем в группе!

(если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами)

Задания:

1гр.Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное.

Исправь ошибки:

Ждал этот Край человека,

И Люди пришли наконец,

Посеять в долине умптэка

Искры своих сердец. (И. Марченко)

2гр. Род.

- На сколько групп вы бы разделили имена существительные?

Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние.

3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души».

Вам письмо!

Уважаемые знатоки!

Я давно живу в Кировске и очень люблю этот город, уважаю его жителей.

Вопрос:

- На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе.

Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-антонимы. И пусть они чаще звучат в нашем городе.

Определите склонение!

- Проверка! Защита!


Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь.

Вопрос!

Могу ли я написать слова: земля, север с заглавной буквы?

(Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера)


VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)

- Как изменяются имена существительные?

(по числам)

-Найди лишнее:

Ельник, мерзлота, Кировск, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.)

Маршрутный лист. Задание №1.

- Что мы называем склонением?

Вопрос – ловушка?

- Просклоняй имена существительные.

Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е)

- Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)

- Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.)

- Как различить В.п. и Р.п.?

смотрю на оленя

враги оленя

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

Д.п. кто? что?

И.п. кем? чем?

Т.п. кого? что?

П.п. кому? чему?

Р.п. о ком? о чём?

В.п. кого? что?

2группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

И.п. с, за, между…

Т.п. к, по

П.п. через, в, на

В.п. у, от, до, из…

Д.п. в, о, при, на

3группа. Маршрутный лист. Задание №7.

- Взаимопроверка. (консультанты)

- Физминутка (музыка)

- Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные)

- Подберите синоним к слову родник.

- Родник – ключ, источник.

- Ключ! Какое это слово? (многозначное)

(ответы: ключ - дверной, музыкальный)

- Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр)

- Вспомним слова – ключи!

1скл. – земля, вода

2скл. – конь, вода

3скл. – степь, печь

- Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ)

Задания! Маршрутный лист.

1группа – задание №5.

2группа – задание №6.

3группа – Исследование.

Вывести правило!

Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц?

«е» или «о»

Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й.

Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е)

Проверка заданий.

  1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?

  2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?

  3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения е.(дети выводят алгоритм)

- Что ещё мы должны знать об имени существительном?

(синтаксическую роль имени существительного в предложении)

- Ответы.

Творческая работа.

1группа: Определите сами задание.

Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4)

2группа: Составить предложение. Исправить ошибки.

Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3)


3группа:

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.)

3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.)

4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.)

(С первым снегом на Север прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.)

- Каких существительных больше в вашем сочинении?

(существительных во множественном числе)

- Это поиск следующего урока.

Подведение итогов.

- Работа в группах.

- Составить открытый конспект по теме «Имя существительное».

(проверяет консультант из 3 группы)


Конспект. Имя существительное.

  1. _______________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы ________________________ , обозначает _________________ .

  2. Имя существительное имеет свои морфологические признаки: ______________ и ________________.

  3. К постоянным признакам относим:

______________ или _________________ ;

______________ или _________________ ;

_______________ ( ...... , ..... , ..... );

_______________ ( ..... , ..... , ..... ).

  1. К 1 скл. относятся _______________________ ,

ко 2 скл. _______________________ ,

к 3 скл. _______________________ .

  1. К непостоянным признакам относим : ____________ ,

_______________ .

  1. Безударное падежное окончание существительных в ед.числе можно проверить _______________________

  2. Окончание -е пишется у существительных

_______________________________________________.

  1. Окончание -и пишется у существительных

_______________________________________________.

  1. В предложении имя существительное может быть

______________________________________________.

  • Проверка!

  • Рефлексия.

  • На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе».

  • Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным)

Благодарю вас за урок.

Вы – молодцы!

Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

- Домашнее задание. (на выбор)

1-3 балла

2-4 балла

3-5 баллов

- Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить.


Домашнее задание по теме «Имя существительное».

Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить.

Задание №1.

Расставить знаки препинания.

Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере.

Задание №2.

Составить предложение.

Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в.

Задание №3.

Сочинение.

Зимнее утро.

1предложение – морозы (И.п.)

2предложение – берёза (П.п.)

3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.)

4предложение – прилёт (Д.п.)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка.

Автор: Вотчал Светлана Николаевна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiiepoznavatielnoghointieriesanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455552385"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства