Урок – путешествие (закрепление) «Безударные гласные в корне слова»
Урок – путешествие (закрепление) «Безударные гласные в корне слова»
Закрепление навыка работы со словарными словами и словами с безударной гласной в корне слова. Работа с загадками, кроссвордами. Расширение и обогащение словаря.
Цели: - отработать умение распознавать в словах проверяемые
и непроверяемые безударные гласные;
- правильно проверять слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание,
мышление, речь;
- воспитывать любовь к родному краю и русскому языку.
Задачи: - закреплять умение распознавать проверяемые и
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- стимулировать работоспособность учащихся
использованием психологического настроя и разгрузки,
гимнастикой для глаз, физкультминуткой.
Оборудование: карта путешествия, тетради, тесты, смайлики, проектор, экран, простой карандаш.
-
Ход урока.
Заставка (слайд №1)
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.
( слайд №2)
А) Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнем же урок, не будем зря время терять!
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Б) Психологический настрой.
Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя : глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
( слайд № 4 )
2 этап. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.
А) -Сегодня у нас не просто урок письма, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
- Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. В тетрадях мы будем записывать свои открытия.
Б) - Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадях, давайте разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.
А теперь откроем свои тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение)
Приложение №2
( слайд № 3 )
Четвертое декабря.
Классная работа.
( слайд № 4)
- Прочтите стихотворение и вы узнаете тему нашего урока:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
( слайд № 5 )
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– А Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
(слайд №6)
- Итак, тема нашего урока “Правописание безударных гласных в корне слова”. Мы будем закреплять навыки правописания безударных гласных в корне слова.
(слайд №7)
3 этап. Работа по теме урока.
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.
А) Путешествовать мы будем по карте.
. На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Лесная Полянка, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.
(слайд № 8)
- Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
(слайд № 9)
Запишем заглавную и строчную букву В в.
«В» - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто никого нет важнее тут.)
(слайд № 10)
Б) - Вот мы подошли к ОзеруСловарных Слов.
(слайд №11)
- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в тетрадях слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь))
(слайд №12 )
С) А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)
(Слайд № 13)
Физминутка для глаз.
(слайд № 14)
Д) - А теперь перед нами – Лесная Полянка.
(слайд № 15)
И мы составим предложение о жителе леса, а о ком именно – отгадайте загадку.
Он такой со всех сторон колючий,
Что на нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это… (ёжик).
(Работа с деформированным предложением)
В, ж..вёт, ё.., л..су, к..лючий.
В этом предложении много «опасных» мест, но нам обязательно надо их исправить, чтобы дойти до главного города «Граматеевска».
(Дети записывают предложение в тетрадях после подробного разбора: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово).
В лесу живёт колючий ёж.
Проверим.
(слайд № 16, 17)
Молодцы, ребята!
(слайды №18)
Е) - Вы хорошо поработали и прошли Лесную Полянку. Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.
- Итак, что же надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова?
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
(слайд №27)
-Какие гласные в корне слова надо проверять?
(О, А, И, Е, Я)
(слайд №28)
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(Изменить форму слова: трава-травы;
подобрать однокоренное слово: садовник-сад)
(слайд №29)
Ж) Подвижная физкультминутка.
(слайд №30-40)
З). Город “Грамотеевск”.
- Вот мы и дошли до города «Грамотеевск».
(слайд №41)
- Но и здесь нас ждут испытания.
(слайд №42)
- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
На рике тронулся лет. Вада вышла из биригов. Ана залила паля. Много бет вода принесла людям и жывотным висной.
-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места» ?
Рике-проверяем безударную гласную (реки)
Лет-проверяем парную согласную на конце слова (льды)
Вада- проверяем безударную гласную (воды)
Биригов- словарное слово(берег)
Ана- проверяем безударную гласную (он)
Паля- проверяем безударную гласную (поле)
Бет- проверяем парную согласную на конце слова (беда)
Жывотным-правописание жи-ши
Висной- проверяем безударную гласную (весны)
Проверим себя.
(слайд №43)
На реке тронулся лед. Вода вышла из берегов. Она залила поля. Много бед вода принесла людям и животным.
-Следующее задание необычное и самое трудное, потому что его вы будете выполнять самостоятельно и на отдельных листах.
И) - Возьмите тесты. Вы видите три тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов выбрать правильный и подчеркнуть его.. Желаю удачи!
А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?
1) тяжелый – тяжесть 3) столовая - столик
2) похвала – хвалить 4) гостиница – гость
В) В каком слове допущена ошибка?
1) морской 3) посодить
2) письмо 4) страна
С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?
1) камушки 3) стрелки
2) легкие 4) спортивный
Дети выполняют самостоятельно, затем проверяем коллективно)
(слайд №44)
- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
Приложение №4
.
4 этап. Работа с учебником.
Цели этапа: Закрепить знания учащихся. Объяснить домашнее задание.
(слайд №45)
-Откройте учебники, найдите на странице 7 упражнение № .
-Прочитайте задание.
-Это будет ваше домашнее задание.
5 этап. Итог урока.
Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»
А) Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
(слайд № 46)
Б) - Я вам предлагаю ответить на вопросы:
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
(слайд № 47)
С) Самооценка полученных знаний на уроках.
Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.
(Дети думают и показывают облачко, звездочку или солнышко)
1. Я все понял, но у меня остались вопросы.
2. Я все понял, могу работать по алгоритму.
3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.