урок русского языка по теме "закрепление. Орфограммы в корне слова"
Урок русского языка по теме "закрепление. Орфограммы в корне слова"
Урок- путешествие: плавание по океану орфографии.Закрепление умений находить опасные местав корне слова.Путешествие на остров "Безударных гласных", остров "Парных согласных", остров "Непроизносимых согласных". Работа по учебнику - выборочное списывание по группам..............................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме "закрепление. Орфограммы в корне слова" »
Урок русского языка на тему:
«Орфограммы в корне слова».
Провела учитель
начальных классов
Панфилова Е.А.
МБОУ «СОШ №10»
село Бурлацкое
2015 год
Тема: орфограммы в корне слова.
Цель: развивать умение распознавать безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные в корне слова; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки; формировать умение применять на практике правила правописания орфограмм в корне слова; развивать интерес к русскому языку как учебному материалу, обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием их речи; воспитывать чувство коллективизма, сопереживания и дружбы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята! Посмотрите, какая необыкновенная снежинка! На ней что-то написано.
В знаний чудесных большой океан
Вихрем ворвался пират Шарлатан!
Над Новым годом нависла угроза!
В темницах томятся друзья деда Мороза
И если от вас помощь не придёт,
То скоро растает наш снежный народ
Мы обращаемся с просьбой ко всем:
Вы нам помогите! Быстрей!
Ваш Снеговик
- Готовы вы, ребята отправиться в опасное путешествие, чтобы помочь друзьям деда Мороза?
Сегодня нам предстоит плавание по океану Орфография. Мы будем находить опасные места в корне различных слов, и учиться применять правила при написании орфограмм в этой части слова.
3.Чистописание.
- На нашем пути есть препятствие. А какое вы узнаете, если отгадаете загадку.
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(метель)
А теперь то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента как «петля».
- Если вы постараетесь, метель уляжется, и мы сможем отправиться в путешествие.
- Молодцы!
4.Словарная работа.
- Отправляясь в путешествие необходимо запастись продуктами. Какие овощи на борт корабля мы возьмём.
1.Название этого овоща произошло от латинского слова капуста, что означает голова (капуста).
2.Огородное растение с крупными семенами – горошинами (горох).
3.Этот овощ получил название агурос за то, что в отличие от других овощей, его можно есть неспелым (огурец).
4.Этот овощ был завезён из Южной Америки, клубни его растут в земле (картофель).
5.Про этот овощ сложена загадка «Красная девица сидит в темнице. А коса на улице» (морковь).
ПРОВЕРКА
- Назовите слова, в правописании которых надо запомнить безударную гласную о в корне слова. (горох, огурец, морковь)
- Какую безударную гласную в корне слова капуста надо запомнить? (а)
- Назовите слово, в корне которого надо запомнить правописание двух безударных. (картофель)
Вывод: написание гласных в этих словах надо запомнить, нельзя проверить ударением.
5.Работа по теме урока.
1. - Итак, начинаем наше плавание. Мы на острове «Безударные гласные». На жителей этого острова – гласные буквы – Шарлатан наслал живность морскую. Освободить жителей нам поможет – только королева Ударение. Как вы думаете почему? (Безударные гласные в корне слова проверяются ударением)
На доске
С..лёные брызги о а
М..рской берег а о
З..л..неют водоросли е е и и
М..л..дая чайка а а о о
(Дети показывают на сигнальных карточках, проверяют, записывают)
- Какие гласные чаще всего бывают опасными в безударном положении? Открыть: а, о, и, е, я.
Вывод: как проверить безударную в корне слова? (изменить слово, чтобы безударный стал ударным)
- Вы хорошо потрудились на острове «Безударные гласные». Давайте отдохнём.
Физминутка.
2. - Остров «Парные согласные». Буквы этого острова околдованы Шарлатаном. Давайте их разбудим.
Закрыты б в г д ж з
п ф к т ш с
- Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных на конце слова и в корне слова. (Нужно изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный м н р л )
- Шарлатан приготовил для вас испытания. Я буду читать предложения, а вы находить в них слова с парными согласными, требующие поверки.
Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна.
Плавает по морю селёдка.
Уплыл из своего дома ёрш.
Уползла его соседка улитка.
- Запишите слова. Которые вы запомнили.
Проверка.
- Сделайте вывод, как же проверить парный согласный.
3. - Находим следующий остров «Непроизносимые согласные». Здесь часто происходит извержение вулкана. И если в это время произносят слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из этих согласных теряется, его как бы нет.
- Как вы думаете, что сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный или, наоборот, не написать лишнюю букву. (нужно подобрать проверочное, в котором все звуки произносятся)
4. - А теперь очередное задание Шарлатана. Нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква.
Работа в парах по карточкам.
Дуют ветры ярос?ные, гонят лодки парус?ные.
- Докажите Шарлатану, что вы хорошо знаете правописание непроизносимых согласных.
- Найдите (по классу развешены слова: солнце, звёздный, мороз, зима, счастливый) слова с непроизносимой согласной.
5. - Вы достойно справились с испытанием и заслужили отдых.
Немного расслабимся.
Звучит спокойная музыка.
- Ребята! Положите руки на парты. Опустите голову, закройте глаза. Представьте, наш корабль спокойно продолжает свой путь по океану Орфографии. Ваши мышцы плеч, лица, ног, расслаблены. Вокруг тишина. Мирно плещется о борт волна. Вслушайтесь в звучание музыки. Вам хорошо, спокойно. Мысли только светлые, добрые. Океан спокоен – спокойны и вы. Вы полны сил и энергии. Вы много знаете и умеете. На счёт три откройте глаза. Один! Два! Три!
6. - Прямо по курсу остров Шарлатан! Теперь Шарлатан хочет испытать вас. Он даёт вам задание. Работа по учебнику № 312 – выборочное списывание
1 ряд выписать слова с непроизносимой согласной;
2 ряд выписать слова с парной согласной;
3 ряд выписать слова с безударной гласной.
Проверка – назовём опасные буквы.
6.Подведение итогов.
Вот над островом Шарлатан закружились снежинки. Шарлатан очень хотел бы иметь таких друзей, как вы. Ему одиноко и горько. И если вы сумеете назвать орфографические правила, которые помогли нам справляться с опасностями в пути, то я уверена, произойдёт чудо!
1.Провописание безударных гласных в корне, непроверяемых ударением.
2.Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
3.Правописание парных согласных в корне слова.
4.Правописение непроизносимых согласных.
5.Помогали друг другу в опасном плавании по океану Орфографии.
- Друзья! Посмотрите, как изменился облик Шарлатана. На его лице сияет улыбка, он, счастлив, что, наконец, обрёл друзей, а на его груди распустилась роза. Сердце Шарлатана наполнилось добротой и любовью.
Снеговик благодарит вас за помощь. Ему очень хочется, чтобы вы расшифровали слово, которое он для вас приготовил. Найдите букву – снежинку, которая соответствует её месту в алфавите.
114
14 16 13 16 5 24 29 !
М о л о д ц ы !
Дейсвительно дети молодцы. Я ставлю оценки.
Сегодня вы выручили из плена безграмотности помощников деда Мороза. И ещё снеговик даёт вам домашнее задание. Из слова снежинка составить слова.