Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, презентации со слайдами групп животных, учебники, кроссворд «Насекомые» на доске, ребусы «Рыбы», картинки домашних и диких животных, карточки и картинки к игре «Распредели животных по группам», картинки экологических правил.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Вы готовы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Тогда поскорей в путешествие класс!
Царство животных приглашает нас!.
- Начинаем наш урок познания мира. На уроке мы отправимся в увлекательное и познава-
тельное путешествие по царству животных.
II. Повторение изученного.
На доске: собака, роза, мышь, сорока.
- Найдите «лишнее» слово. (Роза).
- Почему? К какому царству оно относится? (К царству растений).
- Чем похожи остальные слова? (Они относятся к царству животных).
- Животные – часть живого в природе, как и растения. Чем же они отличаются от растений? (Животные способны передвигаться).
- Можно ли перечислить всех представителей царства животных? (Очень сложно).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, презентации со слайдами групп животных, учебники, кроссворд «Насекомые» на доске, ребусы «Рыбы», картинки домашних и диких животных, карточки и картинки к игре «Распредели животных по группам», картинки экологических правил.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
Вы готовы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Тогда поскорей в путешествие класс!
Царство животных приглашает нас!.
- Начинаем наш урок познания мира. На уроке мы отправимся в увлекательное и познава-
тельное путешествие по царству животных.
II. Повторение изученного.
На доске: собака, роза, мышь, сорока.
- Найдите «лишнее» слово. (Роза).
- Почему? К какому царству оно относится? (К царству растений).
- Чем похожи остальные слова? (Они относятся к царству животных).
- Животные – часть живого в природе, как и растения. Чем же они отличаются от растений? (Животные способны передвигаться).
- Можно ли перечислить всех представителей царства животных? (Очень сложно).
III. Cообщение темы и целей урока.
- Кто сформулирует тему урока?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных и поделим всех животных нашей планеты на группы.
IV. Изучение нового материала.
- Мы познакомились с наукой о растениях. Как она называется? (Ботаника).
- Наука о животных называется ЗООЛОГИЯ. (Слайд 2).
- ЗОО – животные, ЛОГОС – учение или наука.
- Животных на Земле очень много. Они обитают везде.
- Где обитают животные? (В воде, в земле, на земле, в воздухе).
- Учёные зоологи делят царство животных на большое число групп, но только не по месту проживания, а по строению организма. А организм у них состоит из клеток.
- Все животные делятся на 2 группы – ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ и МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ.
- Кто может объяснить, что значит «одноклеточное» животное, а что «многоклеточное»?
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ – животные организмы, тело которых состоит из одной клетки.
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ – животные организмы, тело которых состоит из многих клеток.
(Показ картинок; амёбы и инфузории-туфельки).
- Представителями одноклеточных являются АМЁБА и ИНФУЗОРИЯ-ТУФЕЛЬКА. Этих животных можно увидеть только под микроскопом. Вот так они выглядят. С ними вы подробнее будете знакомиться в старших классах.
- Многоклеточные животные делятся на БЕСПОЗВОНОЧНЫХ и ПОЗВОНОЧНЫХ. (Слайд 3).
Беспозвоночные животные.
- Догадайтесь, какая особенность есть у беспозвоночных животных? (Внутри тела не имеют
костного скелета, его главной части - позвоночника).
- А у позвоночных животных? (Есть позвоночник и кости).
- Для чего нужен животным скелет? (Скелет – опора тела).
- Беспозвоночные животные мельче позвоночных, однако во многих отношениях устроены не менее сложно. Их тело состоит из различных частей – крылья, ноги, глаза и т.д., каждая из которых выполняет особые функции, а поведение отличается большим разнообразием и сложностью.
- А вы, ребята, встречали в природе беспозвоночных животных? Приведите примеры.
- Итак, к беспозвоночным относятся: ЧЕРВИ, МОЛЛЮСКИ, ИГЛОКОЖИЕ, НАСЕКОМЫЕ, ПАУКООБРАЗНЫЕ И РАКООБРАЗНЫЕ. (Слайд 4).
1 группа беспозвоночных животных – это ЧЕРВИ. (Слайд 6).
- Червей насчитывают около 40 тыс. видов.
- Кто в природе встречал червей? Названия, каких червей вы знаете? (Кольчатые черви, дождевые черви, пиявки).
- Обратите внимание на строение организма червей. По каким признакам они отличаются от других животных? (Удлинённое тело, стенки которого состоят из кожного покрова и мускулатуры, передвигаются путём сокращения тела).
(Презентация 2 «Беспозвоночные» 2-6 слайды).
2 группа –МОЛЛЮСКИ. (Слайд 7).
- К моллюскам относятся морские животные – улитки, слизни, кальмары, каракатицы, осьминоги. Самое крупное беспозвоночное животное на Земле – гигантский кальмар, его длина превышает 10 метров, а вес – 1 тонна.
Признаки моллюсков: мягкое тело, обычно защищено раковиной.
(Презентация 3 «Моллюски»).
3 группа – ИГЛОКОЖИЕ. (Слайд 8).
- Это морские животные. Они встречаются на любых глубинах океанов. Насчитывается около 7 тыс. этих видов. К ним относятся – морские звёзды, морские ежи, змеехвостки, морские огурцы, морские лилии.
- Размеры иглокожих могут быть от нескольких миллиметров до метра.
Признаки иглокожих: на коже имеются иголки.
(Презентация 2 «Беспозвоночные» 18 – 22 слайды).
4 группа – НАСЕКОМЫЕ. (Слайд 9).
- Приведите примеры насекомых.
Признаки насекомых: 1) имеют 6 пар ног; 2) имеют насечки на теле; 3) тело делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко.
Игра «Разгадай кроссворд».
(На доске кроссворд, у учителя – загадки про насекомых).
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик).
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка – көбелек).
3. Нос долог,
Голос тонок,
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар – шыбын).
4. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза – шегіртке).
5. Без работы, хоть убей,
Жить не может … (Муравей – құмырсқа).
6. Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (Муха – масса).
7. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (Оса – сона).
(Презентация 4 «Насекомые»).
- Какое животное на картинках не является насекомым? (Паук). Почему?
5 группа – ПАУКООБРАЗНЫЕ. (Слайд 10).
- К паукообразным относятся – пауки, клещи и скорпионы. Они имеют плотный наружный скелет. Тело паука состоит из двух главных отделов – головогруди, к которой прикреплены ноги и брюшко. Все пауки и скорпионы хищники, и почти все они ядовиты (у пауков ядовит укус, а у скорпионов жало на конце брюшка). Укус некоторых пауков смертелен даже для человека.
Признаки паукообразных: имеют 8 ног.
6 группа – РАКООБРАЗНЫЕ. (Слайд 11).
- Это раки и крабы. Они, так же как и паукообразные, имеют плотный наружный скелет. Ноги этих животных образованы отдельными члениками.
- Паукообразных и ракообразных называют членистоногими.
(Презентация 5 «Членистоногие»).
V. Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Изучение нового материала (продолжение).
Позвоночные животные. (Слайд 5).
Загадка.
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают. (Рыбы).
1 группа – РЫБЫ – БАЛЫҚТАР. (Слайд 12).
- Рыбы появились на Земле около 500 млн. лет назад – раньше всех других позвоночных. Они и по сей день остаются самыми разнообразными позвоночными на планете – известно более 23 000 их видов.
- Чем рыбы отличаются от всех других животных?
(Рыбы отличаются от всех других позвоночных, тем, что живут в воде, тело их покрыто чешуёй и они дышат жабрами. Оказавшись на суше, большинство рыб через несколько минут погибают).
Признаки рыб: 1) тело покрыто чешуёй; 2) дышат жабрами.
- Названия каких рыб вы знаете?
Игра «Загадочная рыбка».
- Расшифруйте названия рыб: КАЩУ, НЬКУО, ПАРК, МОС, РАСЬКА.
(Презентация 6 «Рыбы).
2 группа – ЗЕМНОВОДНЫЕ или АМФИБИИ. (Слайд 13).
Загадка:
Скачет зверушка:
Не рот – а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? (Лягушка).
- Это лягушки, жабы, тритоны, саламандры.
- Название «Амфибия» означает – «живущий двоякой жизнью».
- Как вы понимаете это выражение?
- Это значит, что эти животные могут жить и на суше, и в воде.
- Все эти животные стараются жить около водоёмов. Вода им родней. Выходят из воды обычно
земноводные с заходом солнца. В это время воздух влажный и их кожа не сохнет под лучами
солнца. Кожа земноводных всегда должна быть влажной. Иначе она высохнет и животное
погибнет. У всех земноводных 2 пары конечностей. Это лапы для плавания и прыгания. Пос-
кольку они много времени проводят в воде, то лапки у них с перепонками. Такими лапками
удобно отталкиваться от воды. У некоторых земноводных длинные и высовывающиеся языки,
которыми они ловят насекомых. Хватают только тех, кто движется.
Признаки земноводных: кожа нежная и голая, живут на суше и в воде.
(Презентация 7. «Земноводные»).
3 группа – ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.(Слайд 14).
- Это животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем.
- Отгадав загадки и расшифровав ребусы, вы узнаете, о ком пойдёт речь.
- Это ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы, аллигаторы.
- Пресмыкающихся ещё называют рептилиями. Это очень древние животные. Эти животные
могут жить в норах, под землёй и в воде. Передвигаются ползком. Все рептилии любят тепло.
Ведь температура их тела такая же, как и температура окружающего воздуха. Если холодает,
то эти животные засыпают и не проснутся, пока не потеплеет.
Признаки пресмыкающихся: тело покрыто чешуйками или панцирем, передвигаются ползком,
откладывают яйца.
(Презентация 8 «Пресмыкающиеся»).
4 группа – ПТИЦЫ - ҚҰСТАР. (Слайд 15).
- Какие животные умеют летать? (Птицы).
- Каких птиц вы знаете? А на казахском языке?
- На Земле обитает более 9 000 видов птиц. Есть птицы очень большие, есть очень маленькие.
Одни летают выше облаков, а другие и вовсе не летают. Одни питаются только рыбой, а другие
насекомыми. Хищные поедают других птиц, а есть такие, которые едят только ягоды и семена.
Игра на внимание «Прилетели птицы».
- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно
хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
- Что неправильно? (Мухи).
- А мухи – кто это?
- Вы правы, продолжаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
- Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки…
- Продолжаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
- Все вы молодцы!
- Что отличает птиц от других животных? (Тело покрыто перьями, 2 ноги и 2 крыла, умеют
- Это животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком. Каких млекопитающих вы
знаете? А на казахском языке?
- Их очень много. От малютки мыши до великана слона. Тело у большинства покрыто шерстью
и имеет жирный слой под кожей. Малыши млекопитающих появляются на свет совсем беспо-
мощными, и в первые дни жизни питаются молоком матери. Млекопитающие живут повсюду.
Киты, дельфины всю жизнь проводят в океане. Белые медведи и выдры чувствуют себя как
дома и на суше, и в воде. Большинство же зверей обитает на суше.
Признаки млекопитающих: 4 ноги, тело покрыто шерстью, детёнышей кормят молоком.
(Презентация 10 «Млекопитающие»).
Работа по учебнику.
Учебник на странице 87. Чтение текста и ответы на вопросы учебника.
Закрепление изученного.
- А теперь закрепим всё, о чём вы сегодня узнали в виде игры «Распредели животных по
группам».
(Работа проходит в виде самостоятельной работы. 2 ученика работают у доски – распределяют названия групп и картинки животных; остальные дети работают по кар-
точкам – провести стрелки от животного к группе; слабым детям – карточка «Угадай группу»).
- В каком царстве мы побывали на уроке?
- Очень многие виды животных стали редкими, а некоторые навсегда исчезли с лица Земли. Почему это происходит? (Слайды 18 – 23).
- В Красную книгу Казахстана в настоящее время включены 125 видов животных: млекопитающих – 40, птиц – 6, рыб – 16, земноводных – 3, пресмыкающихся – 10.
- Что люди делают для сохранения животных?
- А мы с вами чем можем помочь животным?
- Я покажу вам картинки, а вы скажите, что можно делать в природе, а чего нельзя.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
- Было бы чудесно, если бы все детишки и все взрослые поступали так.
- На этом стихотворении мы заканчиваем наш урок. А теперь подведём итоги.