Поурочный план по познанию мира в 2 «Б» классе
по теме «Многообразие мира животных. Группы животных»
Цель урока: узнать о новых видах животных и их групповых признаках.
Задачи урока:
1.повторить пройденный материал по разделу «Растения», выполняя задания по таксономии Блума
2.изучить новый материал, работая в группах
3.оценить работу на уроке и знания друг друга.
Ожидаемые результаты:
Все – к концу урока смогут показать свои знания по разделу «Растения» и изучат новую тему (каждый на своем уровне), (знание, понимание, применение).
Большинство – закрепят свои знания с помощью построения «кластера» (анализ, синтез).
Некоторые – смогут рассказать часть материала другим ребятам, организуют работу группы, справедливо оценят работу других ребят и свою работу, запомнят весь материал в деталях, оценят значимость в жизненной ситуации, (оценка).
Ход урока:
Время в мин.
Этапы урока
Действия учителя и учеников
Форма работы/вид оценивания
2
1.Орг.момент. Создание коллаборативной среды.
Игра – приветствие. «Здравствуйте!»(учащиеся встают в круг и поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:(2 слайд)
-желаю (большими пальцами)
-успеха (указательными пальцами)
-большого (средними пальцами)
-во всем (безымянными пальцами)
-и везде (мизинцами)
-здравствуйте! (всей ладонью)
- Удачи тебе на уроке! (переплетаются пальцы рук)
Коллективная/ нет оценивания
20
2.Обобщение и повторение пройденного материала (задания по таксономии Блума)
Каждой группе даются задания шести уровней, которые ученики выполняют индивидуально с учетом возможностей каждого.
Задание 1 – знание: Графический диктант «Да» «Нет»
- Растение это живой организм
- Сирень это трава
- Стебель подземная часть растения
- На месте цветка появляется плод
- Всем растениям нужен воздух, вода, свет, тепло
Ответ:
Задание 2– понимание: Найди соответствие
- Корень
- Стебель
- Лист
- Цветок
- Плод
Задание 3– применение: Допиши в таблицу
Деревья
Кустарники
Травы
1.
2.
3.
Задание 4– анализ: Разгадай загадки
*
Не страшны мне даже волки:
У меня кругом иголки.
Если схватит кто-то все ж,
Пожалеет, ведь я … (Ёж)
Всех, кто рядом, в летний зной
Может он облить водой.
Строить дом поможет он:
Носит бревна крупный.
(Слон)
У него красив наряд,
Больше всех он солнцу рад.
Во все горло во весь дух
На заре кричит … (Петух)
Ему трудно нагибаться,
Чтобы кушать зелень трав.
Он привык листвой питаться
Прям с деревьев. Он - …
(Жираф)
Кто грибов к себе в дупло
Натаскал пока тепло?
Не крупна она, не мелка.
Каждый знает – это …
(Белка)
Хвостик – будто коромысло,
Крылья, крупные глаза.
Над кувшинкою повисла
Летним утром …
(Стрекоза)
Физминутка
Физминутка на уроке – это радость на весь день
Взаимопроверка
3
3. Деление на группы
Деление на 4 группы. Дети вытягивают картинки и садятся за свой стол, соответствующий изображению на картинке. На интерактивной доске высвечивается название каждой группы:
1.Птицы
2.Насекомые
3. Млекопитающие или Звери
4. Рыбы
А теперь поднимите свои картинки и покажите друг другу, верно ли вы определили группу животного, изображенного на картинке?
Индивидуальная/ самооценка
5
4.Актуализация новой темы
И наша тема сегодня «Многообразие мира животных.
Наша цель: доказать, что мы истинные знатоки животных
Сегодня на уроке мы будем находить и доказывать главные признаки каждой группы.
Рассказ учителя
- Сообщение учителя.
Учитель: - Каких животных вы знаете?
Дети: отвечают
Учитель: А кто такие животные?
Дети: (это живые организмы)
Учитель: Животные - это организмы, составляющие часть органического мира.
Учитель: - А, что вы знаете о питании животных?
Дети: отвечают
Учитель: Питание животных - это поступление в организм и усвоение веществ, необходимых для жизни и движения.
Учитель: - А, что такое среда обитания?
Дети: отвечают.
Среда обитания- это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие.
Учитель: Наука о животных называется – Зоология. Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп.
Дети отвечают
Учитель: Но эти группы можно разделить ещё на несколько подгрупп.
1.по питанию
2.по строению
3.по месту обитания
животные питаются
Другими животными
Травой
Травой и другими животными
Хищники
Травоядные
Всеядные
Олень, корова, сайгак, слон, жираф…
Волк, лиса, тигр, лев, барс…
Медведь, барсук, ёж…
Хищники – это такие животные, которые поедают других животных.
-Назовите хищников?
Травоядные – это животные, которые питаются исключительно растительной пищей: листьями, травой, плодами, и ветками деревьев.
-Назовите травоядных животных?
Млекопитающие или Звери – это животные, которые вскармливают потомство молоком, заботятся о нём, обитают повсюду.
- Назовите млекопитающих животных?
Учитель: - Назовите главный признак этой группы животных?
Дети: Тело покрыто шерстью.
Учитель:
Птицы
Следующая группа животных – это птицы.
-Что вы знаете о птицах?
- Каких птиц вы знаете?
Учитель: Птиц на земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу другие – только в степи, третьи на берегу моря, за четвертыми ухаживает человек.
Учитель: - А чем питаются птицы?
Дети: (отвечают)
Учитель: Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц, а есть такие, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Загадка. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучих крыла
У хозяина…….(орла)
Учитель: - А кто из вас знает, какая птица самая большая в мире? ( Страус)- это птица не летающая.
Учитель: Назовите главный признак птиц?
Дети: тело покрыто перьями.
Учитель: Теперь посмотрите на эти фотографии? Кто это?
Дети: Насекомые.
Учитель: - Каких насекомых вы знаете?
Насекомые – это самая большая группа животных.
Бабочка.
Учитель:- А почему мы их так называем? Если рассмотреть рисунок бабочки, то мы можем увидеть, что у неё есть голова, грудка, и брюшко.На брюшке – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название « насекомые»- от слова
« насекать».На голове у бабочки глаза, усики и ротовые органы. К груди прикрепляются крылья, две пары или одна. Некоторые насекомые крыльев не имеют. А теперь самое главное у насекомых только шесть ног.
Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день.
Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75см. Таким у стрекозы был размах крыльев.
Паук – это не насекомое.
Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.
Учитель: Назовите главный признак насекомых?
Дети: У насекомых шесть ног.
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.( рыбы)
Следующая группа – это рыбы.
Учитель: - Что вы знаете о рыбах?
- Каких рыб вы знаете?
Учитель: Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб яркая расцветка и необычная форма.
Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение.
Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Все тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает словно броня, чешуя!
Учитель: - Назовите главный признак этой группы?
Дети: Скользкая чешуя, жабры, плавники.
Учитель: Молодцы, хорошо знаете рыб.
Есть среди нас любознательные ребята которые подготовили сообщение о животных.
- Сообщение детей
Выступление детей каждой группы
- Рыбы
- Млекопитающие или Звери
- Насекомые
- Птицы
Индивидуальная/
нет оценивания
5
5. Практическая часть:
Изучение и построение схемы
Задача: Группы 1,2, 3, 4 изучают материал в учебнике о группах животных ( ) и составляют кластер;
Задание: распределить роли в группах, прочитать материал в учебнике, дополнить кластер (вклеить)
Групповая/само и взаимооценивание внутри группы
3
6.Делегирование и оценивание
Оценивание работы группы одним делегатом (На доске вывешивается правильный вариант кластера)
Групповая/взаимооценивание
5
7. Рефлексия
Как вы оцените свою работу на уроке?
2
8. Закрепление и домашнее задание
Задание на выбор:
Подготовить пословицы и поговорки о животных.
Физминутка.
1.Нахмуртись как зимняя тучка.
2.Улыбнитесь друг другу.
3.Пройдитесь грациозно, как котёнок.
4.Засияйте, как солнышко.
5.Потопайте ножками, как медвежонок.
6.Потянитесь, как тигрёнок.
7.Покажите, как летают бабочки.
8.Покажите, как колышется стебелёк цветка на ветру.