Цель: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне; познакомить детей с событиями 1812 года, с историческими личностями, участвующими в этих событиях (М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Александр I).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Отечественная война 1812 года»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Урок по теме
«Отечественная война 1812 года»
Окружающий мир
4 класс
УМК «Перспектива»
Кожаринова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
г. Мичуринск-наукоград
2015
Цель: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне; познакомить детей с событиями 1812 года, с историческими личностями, участвующими в этих событиях (М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Александр I)
Задачи:
сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
развивать познавательный интерес к родной истории, логическое мышление и связную речь учащихся;
воспитывать чувство уважения к прошлому нашей страны, патриотизм, национальную гордость.
продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта военных действий, лента времени, учебники.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Актуализация знаний учащихся.
Работа по «Ленте времени».
- Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по реке времени, путешествие против течения: из настоящего в прошлое, в прошлое нашей страны.
- Назовите даты, размещённые на «Ленте времени».
( на доске – 1240, 1242, 1380, 1480, 1612, 1709)
- С какими историческими событиями, именами людей они связаны?
1240 год – Невская битва (князь Александр Невский);
1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский);
1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);
1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);
1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);
1709 год – Полтавская битва (Пётр I);
II. Погружение в проект
1.Вступительное слово учителя. Подготовка к изучению нового материала.
–Сегодня на «Ленту времени» мы поставим новую дату. Догадайтесь, какой датой продолжим этот ряд?
Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных... …Сердца их мщеньем зажжены. Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья За Русь, за святость алтаря.
(А.С. Пушкин)
2.Сообщение темы и целей урока.
Стадия вызова.
– 1812 год. Мы обратимся к событиям, которые происходили в истории нашей Родины 2000 лет назад. И отправимся в 1812 год.
- Это для вас открытие нового знания? (Нет. Знакомились на уроках литературного чтения, ИЗО, читали дополнительную литературу)
-Насколько верны ваши знания в этой теме? Ответьте на вопросы.
Прием «Верные - неверные высказывания» или «Истинные или ложные высказывания»(ученики поднимают карточки «да» или «нет» или «+», «-»)
- Война 1812 года была «отечественной войной»?+(Люди защищают своё Отечество, Родину. Защита свободы и независимости своей Родины.)
- Александр I был главнокомандующим русскими войсками? - (Александр I (император России) принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова.)
- Слова Наполеона "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её" + (Французский полководец Наполеон стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. Эти слова он заявил перед вторжением в Россию)
–Решающей силой победы в войне является личность командира. - (Только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!) - А что вы ждёте от сегодняшнего урока? (Цель, задачи урока)
III. Планирование работы
Стадия осмысления.
- Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Приблизить к нам далекое прошлое, сделать его зримым помогут нам история, литература и искусство.
(Учитель представляет 3 блока урока и ставит перед ними таблички с названиями.)
1. Деление на группы
2. Определение направления работы для каждой группы
Сегодня вы будете работать в группах, и не случайно я поделила вас на пять групп. Мы будем работать, используя приём «6 шляп». Каждой группе вверяется одна из пяти шляп. Синяя шляпа - учитель руководит процессом
- Вспомним правила совместной работы, используя прием «6 шляп».
Белая - чётко излагать факты, работать по алгоритму (плану), своевременно выполнять задание.
Красная - работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми.
Черная - не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу.
Зеленая – работать створческим подходом.
Жёлтая – быть позитивно настроенным, каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Синяя (учитель) – вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего, следить за временем, доводить начатое дело до конца.
3. 1 БЛОК «История»
Стадия вызова.
– Итак, начало 19 века? Россия является империей, ей управляет император Александр I. А в это время во Франциик власти приходит Наполеон Бонапарт.
Работа по учебнику. Историческая справка (Зачитывает учитель)
Стадия осмысления.
- Предлагаю проанализировать историческую справку, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
Стадия рефлексии : РАЗМЫШЛЕНИЕ
Отчет групп по выполненной работе. Обсудим вместе
Белая
- Одев белую шляпу, наша группа решила составить «Инфо-карту»
Главнокомандующие русской и французской армий
Дата1812г.
12 июля - декабрь
Важные сражения
Война 1812 года
Численность армий
Отечественная война
Итог войны
Красная
- Мы одеваем красную шляпу и нас сразу переполняют эмоции
Любая война – это трагедия, потеря близких. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества.
– Невозможно победить ту страну, народ которой дружно встаёт на защиту Отечества.
- Командующим русской армии был назначен 68-летний Кутузов, который отличался не только опытом, храбростью, умением, но и добротой. Он понимал, жалел солдат, в каждом солдате видел, в первую очередь, человека.
Черная
- Мы не хотим, чтобы в нашей жизни была война. Война страшная, грозная, разрушительная. На войне убивают.
- Французская армия захватывает наши земли. Уходя с территории, захваченную Наполеоном, люди сжигали дома, уводили или убивали скот, жгли посевы. Армия отступает.
- «Заняв Москву, я поражу ее в сердце»- сказал Наполеон. И Москва была оставлена.
Жёлтая
- Это была вынужденная мера
- Кутузов понимает, что если продолжить сражение, то он потеряет армию.
Он сказал: «Если потеряем армию – потеряем Россию» и пошел на хитрость. «Старый лис Севера»- сказал о Кутузове Наполеон.
- Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками.
На защиту своего Отечества поднялся весь народ, что стало причиной победы России в войне 1812 г.
Зеленая – Прием «Синквейн»
Война. Беспощадная,страшная. Стреляют, разрушают, убивают. Война — это зло, позорящее человеческий род. Трагедия.
Вывод (синяя шляпа)
– Невозможно победить ту страну, народ которой дружно встаёт на защиту Отечества. Только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!
4. 2 БЛОК «Литература»
Стадия вызова.
Ни одно событие из российской военной истории (кроме Великой отечественной, конечно) не оставило в литературе такую живую и долгую память, как война с Наполеоном.
М. Ю.Лермонтов, Л. Н. Толстой, Василий Жуковский, Сергей Алексеев и этот список можно ещё долго продолжать.
Кстати, 2015 год объявлен годом литературы в России (13 июня 2014 года Владимир Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.)
Стадия осмысления.
Звучат звуки войны, канонада, либо тревожная музыка..
Чтение отрывка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Стадия рефлексии.
Подведение итогов работы групп. Обсудим вместе.
- Продекламировать отрывок из стихотворения, исходя из цвета шляпы.
Белая – Одев белую шляпу, наша группа решила составить кластера по теме «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
- Бородино – одно из самых ярких сражений военной истории, поэтому мы составили кластер в виде солнца.
Автор
Время и события, описываемые в стихотворение
Т
Тема, основная мысль
ема
Герои
Средства худ. вырызительности
Память потомков
Связь времён
Красная
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой
- «Велика Россия, а отступать некуда» - сказал М. И. Кутузов. И в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решается дать большое сражение.
Черная проблема
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди.
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.
- С наступлением темноты битва завершилась. Никого нельзя было назвать победителем. Русская армия потеряла 1/3 часть , французская – почти половину. Десятки тысяч солдат полегли на Бородинском поле.
Жёлтая
На защиту своего Отечества поднялся весь народ, что стало причиной победы России в войне 1812 г. Великий русский полководец М. И. Кутузов отмечал: «Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!»
Зеленая
- Использование средств художественной выразительности, сделали произведение ярким, оживили образы героев:
Эпитеты:…
Олицетворения:…
Сравнения:….
Метафоры:…
Голубая (учитель) - 26 августа (8 сентября) - это День воинской славы. Им стал день Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.
5. 3 БЛОК «Искусство»
Вернисаж «Мужественный русский народ»
Стадия вызова.
Выразителями патриотических чувств русского народа в период Отечественной войны 1812 г. выступили многие деятели культуры и искусства.
Свято чтит и помнит русский народ подвиг, совершенный во время Отечественной войны 1812 года.
Стадия осмысления.
- В Эрмитаже есть галерея героев Отечественной войны 1812 года. Рассмотрите фотографии фрагмента галереи. В облике каждого героя столько достоинства, воли, мужества.
А. С. Пушкин, не раз бывавший в Военной галерее Зимнего дворца, так передал своё восхищение воинской доблестью русских полководцев:
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года
- Грандиозную живописную панораму создал художник Франц Алексеевич Рубо.
- ПОЛЮБУЙСЯ батальной картиной, в которых отражены темы сражений, битв, военных походов
- Не менее интересны картины художника В. Верещагина
Стадия рефлексии.Подведение итогов работы групп. Обсудим вместе. Используя прием «6 шляп»
Белая
- Нам известен такой факт, что грандиозная живописная панорама создана художником Ф. А. Рубо К столетнему юбилею Бородинской битвы. Её можно увидеть в специально построенном здании в Москве — музее-панораме «Бородинская битва», так как это громадное живописное полотно размером 115 м в длину и 15 м в высоту. На нем 3000 фигур.
Красная
– Нас поразила картина художника Н. Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой". Во время боя под Салтановкой произошёл эпизод, ставший легендарным. Генерал взял с собой в армию своих детей — Александра (16 лет) и Николая (11 лет). В бою они были при отце. Во время решительной атаки на французские батареи Раевский взял их с собой во главе колонны Смоленского полка. Героический пример командира и его детей воодушевил войска, они рванулись вперёд и всё опрокинули перед собой.
Черная –У нас негативное отношение к командующему французской армии Наполеон изображён надменным и самолюбивым. Есть такой интересный факт. Наполеон приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».
- Средствами художественной выразительности передано состояние армии Наполеона, потерявшей надежду на победу на картине В. Верещагина. На Большой Смоленской дороге. Отступление...
Жёлтая
–Было создано множество исторических картин, в которых отражены темы сражений, битв, военных походов Сведения о войне 1812 года и его героях помогло «оживить» их образы. Своё отношение к участникам войны художники передают с помощью кисти.
Зеленая - Наша группа решила использовать приём РАФТ
Р роль, я буду говорить от своего имени
А аудитории ученики 4б
Ф форма письмо-обращение
Т Галерея героев Отечественной войны 1812
Ребята. В Санкт-Петербурге в одном из залов Эрмитажа есть Галерея героев Отечественной войны 1812 года. В ней собрано более трёхсот портретов Это не только галерея красивых произведений искусства великих художников, но и дань памяти героям той войны. Если вы будете в городе Санкт-Петербурге обязательно посетите в Эрмитаже Галерею героев Отечественной войны 1812 года.
Рефлексия деятельности: подведение итогов:
Белая - Сегодня мы перелистали трагические и героические страницы истории нашей Родины.
Красная - «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет»? (Александр Невский). Эти слова мы можем отнести к теме нашего урока.
Черная –Любая война – это трагедия, потеря близких. Война — это зло, позорящее человеческий род.
Жёлтая –Народ становится сильнее, когда он помнит о всех испытаниях в своей истории. Память о них переходит от одного поколения к другому и связывает эти поколения.
Зеленая- Многие деятели культуры и искусства отразили события войны1812 года в своём творчестве.
Синяя - «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет». К этим словам подойдёт ещё одна дата, 70-летие победы, которой мы будем отмечать в этом году, ВОВ…..
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает вглубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли… В. Жуковский
- Закончить наш урок я хотела бы видеороликом, в котором использованы фрагменты из кинофильма Сергея Бондарчука, снятого по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Посвящён он генералам 1812 года. (Андрей Петров - Марина Цветаева – Романс)
(Бородинское сражение дало «поучительный пример доблести старших начальников, не повторявшийся в последующих войнах всех армий». Русские потеряли под Бородином 29 генералов (6 убитыми и 23 ранеными).