Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс)
Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс)
Цели урока:
Дидактические цели: создать условия для формирования представления о войне 1812 года; показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
Развивающие цели: продолжить развитие и становление: интеллектуальных умений; практических умений: работа со справочниками, тестами; положительных качеств ребенка.
расширить социальный опыт учащихся;
Воспитательные цели: воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс) »
Егорова Ольга Николаевна, учитель начальных классов I кв. категории
МБОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ»
Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс)
Цели урока:
Дидактические цели: создать условия для формирования представления о войне 1812 года; показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
Развивающие цели: продолжить развитие и становление: интеллектуальных умений; практических умений: работа со справочниками, тестами; положительных качеств ребенка.
расширить социальный опыт учащихся;
Воспитательные цели: воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня прекрасный день и не только потому, что отличная погода, но и потому, что мы узнаем много нового и интересного. Пожелаем друг другу удачи и успехов. Прижмитесь друг к другу плечо к плечу, улыбнитесь. Помните: рядом с вами всегда находится плечо друга, который поможет вам в трудную минуту.
2. Актуализация знаний.
- К сожалению, в жизни существуют такие понятия как горе, боль, страх, смерть. СЛАЙД
- Скажите, что причиняет людям боль, горе, приносит гибель близких?(Война).
- А какие войны вы знаете? СЛАЙД
- Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово война?
Какие войны Вы знаете СЛАЙД ТЕМА
3.Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, какая тема урока?(Война).
Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим. Тема урока – Отечественная война 1812 года
- Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с общей картиной Отечественной войны 1812 года.
(Отечественная война 1812 года)
- Что мы должны будем знать к концу урока?
СЛАЙД
ЦЕЛИ узнать ( кто её начал, когда, между какими государствами шла война, чем она закончилась).
- А что вы знаете об этой войне на данный момент?
Поиск решения учебной задачи.
Учитель: В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.
К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники.
Наполеон был уверен в скорой победе.
Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.
- В начале 19 века громадная армия императора Франции Наполеона завоевала почти всю Европу.
2 слайд (картина). « Я буду господином мира,- заявил Наполеон,- остается одна Россия, но я раздавлю её»
3 слайд (высказывание Наполеона).
-Что вам больше всего не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?(раздавлю)
- Да, действительно, все это звучит унизительно, точно Россия, какая- то букашка. Поэтому на борьбу с неприятелем поднялась не только армия, но и весь русский народ на защиту Отечества. Война получила название…(Отечественная). Создавались небольшие партизанские отряды, которые наводили ужас на неприятеля.
- А какую ещё вы знаете Отечественную войну? Сколько лет в этом году исполнится со Дня победы? (70).
- Мы вновь будем вспоминать героев этой войны.
Учитель: В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт.
Наполеон Бонапарт – кто он? СЛАЙД (выступление учащегося)
Наполеона Бонапарт – человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 он уже был генералом, затем стал правителем Франции, после чего его провозгласили императором.- Он был очень опытным полководцем, завоевал многие страны Европы, и вот теперь настал черёд…(России).
Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.
Учитель: Почему войска с радостью встретили Кутузова? (выступление учащегося)
Михаил Илларионович Кутузов - опытный полководец, не раз рисковавший – в прямом смысле – во время военных действий своей головой. Особенно опасным для него оказался бой против турок, когда пуля ударила его в левый висок и вылетела близ правого глаза. Он стал слепнуть. Врачи думали, что Кутузов умрет, но Бог его хранил. Хранил настолько, что он остался жив и после второго ранения в голову, когда пуля ударила в щеку и вылетела в затылок. Военврач пророчески сказал после этого: «Должно быть, что судьба бережет голову Кутузова на что – нибудь великое».
Так оно и случилось. СЛАЙД
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД
Работа с текстом учебника Ответы на вопросы
В каком году была война, о которой шла речь на уроке?
Между какими государствами шла война?
Назовите имена полководцев во главе каждой армии.
Основные даты события Слайд
Какое произведение посвящено этому событию? «Бородино»- Кто автор? М. Ю. Лермонтов.
Узнать о Бородинской битве.
Войска с радостью встретили Кутузова потому, что он одержал уже много побед, к тому же был учеником Суворова
3. Бородинская битва
– Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородино, в 110 км от Москвы, началось генеральное сражение 8 сентября 1812 года в 6 часов утра.
Учитель: Тяжёлый был день 8 сентября 1812 года. Вот как писал М. Ю. Лермонтов об этом дне в стихотворении «Бородино»
(выступление учащегося)
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
6. Отступление русских Слайд ПОЖАР
Учитель: Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал, как полководец мог сдать Москву в руки неприятелю. М. Ю. Лермонтов даже начал с этого вопроса стихотворение «Бородино»:
Инсценировка отрывка
(выступление учащихся)
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель: -На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно …:
РАСТРЕЛСЛАЙД Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение
Отрывок из стихотворения
(выступление учащегося)
– Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(А. С. Пушкин)
Учитель: За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские войска освободили свою землю.
Обобщение по теме урока
Учитель: ответьте на вопрос: За что сражались русские воины на Бородинском поле?
Дети: За своих детей, женщин, стариков, за мир в России, за свободу.
Учитель: Скажите, что приносит людям война?
Учитель: Большинство людей хотят, чтобы на земле был мир, радость, счастье, чтобы звучали голоса птиц и светило солнце.
В честь памятных дат люди создавали памятники. Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества. В 1837–1883 году по проекту архитектора Тона был возведён Храм Христа Спасителя, Триумфальная арка. в память о победе в Отечественной войне 1812 года. Наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая сегодняшнюю тему.
Мы сегодня на уроке работали – слушали, смотрели фильм, читали.
– А сейчас я хочу проверить знания, полученные на уроке.
VI. Тест – экзамен (Приложение 2)
Домашнее задание – с. 112– 113, 116 (пересказ); синквейн со словом Родина
Обобщение.
Учитель:
В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб — бородинский.
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.
Приложение 1.
В каком году была война, о которой шла речь на уроке?
Между какими государствами шла война?
Напишите имена полководцев во главе каждой армии.
Итог сражения
Приложение 2. Тестовая работа (Печатный вариант или использование Classroom)