kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическому воспитанию в школе уделяется особое внимание. Урок на тему "Отечественная война 1812 года" ценен в воспитательном плане для подрастающего поколения. На примере героев этой войны формируются такие ценности как честь, долг, любовь к Отечеству и готовность его защищать.

Урок построен по технологии критического мышления с использованием ИКТ. Отвечает современным требованиям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года" »

Одной из важных воспитательных задач, стоящих перед школой является воспитание патриотизма. Исходя из этого, мною представлена методическая разработка урока «Отечественная война 1812 года».

ФИО

Рогалева Надежда Владимировна

Место работы

МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева»

Должность

учитель истории

Предмет

история

Класс

8

Базовый учебник

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России. XIX век» 8 класс: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

Тема: "Отечественная война 1812 г."

Цели:

Образовательные (дидактические)

  • создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 года

  • способствовать изучению основных событий войны

  • формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г.

Развивающие:

  • способствовать становлению исследовательской компетентности у обучающихся

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к своему народу, к Родине.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы: беседа и дискуссия.

Предлагаемая работа состоит из методической разработки урока и приложения

Оборудование урока: экран, мультимедиапроектор, презентация., портреты полководцев - героев войны.

Технологии, используемые на уроке: технология развития критического мышления через чтение и письмо (приемы: «мозговой штурм», «кластер», лекция с остановками, синквейн, сочинение от лица исторического героя) и ИКТ - технологии

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Стадия вызова

Организационный момент.

Активизация познавательного интереса к изучению нового материала:

Портреты Наполеона Бонапарта, АлександраI, Кутузова М.И., Багратиона, М.Б. Барклая – де-Толли (слайд 1)

- Посмотрите внимательно на представленные вашему вниманию портреты, вспомните, кто это и подумайте какое историческое событие их объединяет.

- Сформулируйте тему урока и поставьте перед собой задачи, которые нужно решить на уроке.

- Обратите внимание на вопросы, ответы на которые мы с вами должны найти в ходе изучения темы. (слайд 2)








Высказывают свою точку зрения, доказывают.

Формулируют тему и задачи урока

Стадия осмысления

(Прием «лекция с остановками»)

- Слушая лекцию, составьте опорный конспект по теме урока

- В 1810 году Наполеон Бонапарт задумался о войне с Россией. Министр полиции Жозеф Фуше предупреждал Наполеона : "Государь, я вас умоляю, во имя Франции, во имя Вашей славы, во имя Вашей и нашей безопасности вложите меч в ножны, вспомните о Карле XII"

- Опираясь на знания, полученные вами в ходе изучения темы "Внешняя политика России в 1801-1812 гг." попробуйте определить причины, которые заставили Наполеона думать о войне с Россией.

- Александр I понимал, что нарушая условия Тильзитского мира, он может разозлить Наполеона и очередная война с Францией будет неизбежна

- Прочтя высказывание Александра I (слайд 3), определите его позицию в отношении войны с Францией.

- Опираясь на высказывание Наполеона (слайд 4) приложение определите планы Наполеона. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в отношении России в течение месяца. Как вы думаете, на чём были основаны его расчёты? Ответить на этот вопрос вам поможет карта (слайд 5)

- В ночь на 12 (24) июня 1812 года многотысячная армия императора Франции Наполеона по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России (слайд 6)."Великая армия" Наполеона насчитывала около 420 тыс человек. Ей противостояла русская армия из 210 человек. К тому же она была разделена на три части.

- : Спрогнозируйте возможные действия русских армий в такой ситуации.



-Определяя планы войны, Александр I рассчитывал на то, что силами армии Барклая де Толли удастся задержать французов, а Багратион со своей армией ударив в тыл французам, заставит их отступить. Не удалось этим планам осуществиться, т.к. силами одной только армии удержать Наполеона было невозможно Было решено, что первая армия Барклая де Толли и вторая Багратиона, отступая, соединяться в Вильно и дав здесь сражение разобьют Наполеона. Но Багратион не успел подойти к Вильно в назначенное время и отступление продолжалось. Но даже отступление русских армий не дало возможности Наполеону быстро одержать победу над Россией.

- Почему? Для ответа используйте слайд презентации (слайд 7).

В конце июля у Смоленска две армии, армия Барклая де Толли и армия Багратиона соединились. Руководство армиями взял на себя Барклай де Толли, т.к он в то время занимал пост военного министра. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение. Город удержать не удалось, но французы под его стенами потеряли около 20 тыс. человек.

На основе слайда презентации (слайд 8). Определите тактику, которой придерживался Барклай.Чем была вызвано недовольство армии своим главнокомандующим?

Перед Александром I встал вопрос: кому быть главнокомандующим. В это время, завершив войну с Турцией, в Россию вернулся М.И Кутузов. (слайд 9), и Александр I подписал указ о назначении Кутузова главнокомандующим русской армии.

- Используя слайд 9. ответьте на вопросы: « Почему Александр I, который недолюбливал Кутузова. Назначил его главнокомандующим армии? Как в русской армии отреагировали на назначение Кутузова? Как вы думаете, почему была именно такая реакция? На что рассчитывал Наполеон, узнав о назначении Кутузова главнокомандующим?

- 17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию. Он был встречен общим ликованием. Офицеры поздравляли друг друга. Осматривая войска Кутузов сказал: "Разве можно с такими молодцами отступать?", и тут же отдал приказ к отступлению.

- Предположите почему?

- Русская армия отступает к Москве. За ней по пятам идёт Наполеон. А в Москве необычная жизнь. Все, кто мог держать оружие, записывались в народное ополчение. Старики, женщины, дети, оставляли Москву. Кутузов понимал, что долго отступать нельзя, взбунтуются солдаты, которые рвались в бой. Наконец вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у с. Бородино в 110 км от Москвы.

26 августа 1812 года здесь произошла знаменитая Бородинская битва (слайд 10)

- : На основе текста учебника Стр 36-37и схемы битвы (слайд 11) составьте рассказ о Бородинской битве. Слайд 12. Решение проблемного задания.

- А 27 августа русская армия вновь начала отступление. Она оказалась у стен Москвы. 1 сентября в деревне Фили состоялся военный совет. На этом совете решался вопрос: дать новое сражение или оставить Москву, сдав её без боя Наполеону.

- Как разрешился этот вопрос на совете? Почему именно такое решение было принято?

2 сентября русская армия покинула Москву. Наполеон вступил в опустевший город.

- Как повела себя в Москве французская армия. К каким проблемам в армии, на ваш взгляд, могло привести такое поведение солдат и офицеров?

- Через два дня после прибытия французов в Москве начался пожар. Сначала думали, что пожар произошёл по причине того, что солдаты слишком близко к домам развели огонь, а дома были сплошь деревянные. Но потом оказалось, что сотни бродяг, вооружённых головёшками поджигали дома. (слайд 13)

Тяжело пришлось французам в сожжённой Москве, без продовольствия. Наполеон трижды предлагал АлександруI начать переговоры о мире. Но все его письма оставались без ответа.

- Как вы думаете, почему Наполеон предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I на предложение не ответил?

- Пока Наполеон находился в Москве, русская армия отступила на юг и остановилась у села Тарутина. Кутузов, совершив такой маневр , перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с её оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия.

- Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что армия его разлагается, грабежи, мародёрство не прекращаются. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадёжны ввиду действия русских партизан. Ещё в начале войны действия партизан были узаконены. Первый партизанский отряд возглавил Д.В. Давыдов. Второй А. Фигнер. Отлично владея французским языком, Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага. Большую известность приобрёл крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Москвой. Этот отряд включал 5,5 тыс. человек и не раз успешно громил довольно крупные силы регулярной армии Наполеона. Известность своими отважными действиями приобрела крестьянка - партизанка Сычёвского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина. Действия партизан наносили значительный урон армии Наполеона. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве Наполеон терял ежедневно полторы тысячи человек.(слайд 15)

6 октября французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. В сражении под Малоярославцем Наполеон потерпел поражение и вынужден был отступить в сторону западной границы по Смоленской дороге.

слайд 16. Что из себя представляла армия Наполеона в период отступления? И можно ли её вообще назвать армией? Почему?

При переправе через р. Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки "Великой армии". Сам император ещё раньше, бросив войска , бежал в Париж.

В конце декабря 1812 г. Кутузов доложил царю : "Война окончилась за полным истреблением неприятеля" 25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

В Москве построена Триумфальная арка в честь победы русских войск в войне 1812 года, в Смоленске воздвигнут памятник героям Отечественной войны (слайд 17)





Слушают учителя, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект или кластер





Отвечают на вопрос







Отвечают на вопрос, используя карту









«Мозговой штурм»

Прогнозирование возможных действий русской армии в сложившейся ситуации














Отвечают на вопрос, используя слайды презентации







Отвечают на вопрос, используя слайды презентации








Отвечают на вопрос, используя слайды презентации





Прогнозирование возможных причин отступления русской армии, которые увидел Кутузов.











Самостоятельная работа







Отвечают на вопросы, используя слайды презентации, текст учебника, документы















Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

































Отвечают на вопросы

Стадия рефлексии

- Продолжите фразу «Главнейшими причинами победы России были…»



- Расставьте по степени значимости следующие причины:

  1. патриотизм народа;

  2. мужество армии;

  3. искусство полководцев;

  4. слабость французской армии;

  5. сильные морозы зимой 1812г.

- Составьте синквейн 1группа о Кутузове М.И., 2гр.- о Наполеоне, 3гр. – об Александре I, 4гр.- о патриотизме русского народа

Домашнее задание: 1) параграф 6 – повторить; анализ документов на стр. 40-41;

2) написать сочинение от лица – участника событий (или солдата, или полководца,…)


Продолжают фразу, называя причины победы русской армии в Отечествен-ной войне 1812г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Автор: Рогалева Надежда Владимировна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "239296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по истории на тему: «Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог?»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_istorii_na_tiemu_groza_dvienadtsatogho_ghoda_nastala_kto_tut_"
    ["file_id"] => string(6) "355035"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478187123"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Отечественная война 1812 года". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "219230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434055340"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Обмен опытом "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(73) "obmienopytomformirovaniieghrazhdanstviennostiipatriotizmanaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "297805"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства