kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историко-литературная игра «Великая Отечественная война: год за годом».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историко-литературная игра «Великая Отечественная война: год за годом» может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на 2 курсе. Она может проходить и как самостоятельное мероприятие во время  проведения декады общеобразовательных предметов в техникуме. Поскольку мероприятие интегрированное с литературой, его можно провести и как урок литературы по теме: «Поэзия Великой Отечественной войны», так как  программа 2 курса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной  войны». Перед учителем  стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.

Игра проводится как интеллектуальное соревнование. Её можно организовать как во внеучебное время, так и в классе как урок нетрадиционного типа. Учитывая то, что тема «Искусство во время войны» в учебнике истории изложено очень сжато, можно расширить этот материал, что будет способствовать целостному восприятию темы и получению дополнительных знаний. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историко-литературная игра «Великая Отечественная война: год за годом». »

Департамент образования и науки Костромской области

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Шарьинский политехнический техникум Костромской области»











Историко-литературная игра


«Великая Отечественная война: год за годом».








Разработал(а):

преподаватель общественных дисциплин: Мякишева Н.С.,





Шарья 2012 г.





Пояснительная записка.

Историко-литературная игра «Великая Отечественная война: год за годом» может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на 2 курсе. Она может проходить и как самостоятельное мероприятие во время проведения декады общеобразовательных предметов в техникуме. Поскольку мероприятие интегрированное с литературой, его можно провести и как урок литературы по теме: «Поэзия Великой Отечественной войны», так как программа 2 курса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.

Игра проводится как интеллектуальное соревнование. Её можно организовать как во внеучебное время, так и в классе как урок нетрадиционного типа. Учитывая то, что тема «Искусство во время войны» в учебнике истории изложено очень сжато, можно расширить этот материал, что будет способствовать целостному восприятию темы и получению дополнительных знаний. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют раздел, посвящённый истории Великой Отечественной войны, формируют команды для проведения конкурса. В свою очередь учитель литературы готовит подборку материала о писателях, поэтах, композиторах, которые создавали свои произведения во время войны, стараясь с помощью слова, музыки бороться с врагом. Заранее готовятся чтецы. Выбираются капитаны команд. Готовится презентация.

В конкурсе участвуют две команды по пять человек. Зрителями и вместе с тем участниками игры могут быть одногруппники соревнующихся команд. Мероприятие проводят совместно учитель истории и литературы. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников. Мероприятие проводится в большом кабинете, предварительно оформленном согласно данной тематике. В качестве основного оформления является презентация, которая содержит в себе не только текстовый материал, алгоритм проведения, но и музыкальное оформление и кадры документальной хроники. Что позволяет создать определённую атмосферу, соответствующую тому времени. Учитывая, что этот год юбилейный, мероприятие можно провести к празднованию Дня Победы с приглашением ветеранов, которым будет приятно вспомнить песни своей молодости, посмотреть, что современная молодёжь знает о войне.







Аннотация.

Внеклассное интегрированное мероприятие по предметам «История» и «Литература» на тему Великой Отечественной войны. Можно использовать как интеллектуальное соревнование, как урок нетрадиционного типа. Данная разработка сопровождается презентацией с видеосюжетами, музыкой, иллюстрациями. Предназначена для использования учителями-предметниками, методистами, классными руководителями.




































Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.

Возраст обучающихся: 15-17 лет



Цели и задачи:

- в игровой форме проверить знания по истории Великой Отечественной войны;

- дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность;

- дать обзор поэзии времен ВОВ;

- показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

- развивать умение слушать;

- воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

- заинтересовать учащихся в изучении литературы, посвящённой данной теме;

- воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны;

- формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.


Ожидаемые результаты:

1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.

2. Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.

3. Желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

4. Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны.


Формы и методы реализации поставленных задач:

Устный журнал. Урок – презентация.


Оборудование:

- Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.

- Презентация

- Видеофрагменты

- записи песен «Священная война», «В землянке», «Синий платочек», «Огонёк», «День Победы», «В лесу прифронтовом», «Тёмная ночь», запись звука метронома.

- Выставка книг о Великой Отечественной войне.

- Музыка в исполнении учащихся: В. Высоцкий «Только он не вернулся из боя».

Приложение

ТСО: Компьютер. Мультимедиапроектор.


Литература:

  1. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.

  2. Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996. Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.

  3. Кислицына Л.П., Суслова Л.М. Познавательная игра для старшеклассников. Классный руководитель. 2004.№8

  4. Мультимедиа-ресурсы: Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.. Косулина Л.Г. История России: ХХ в. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М.: Клио Софт,2002. От Кремля до Рейхстага, CD-ROM.


Тип урока:

Урок - обобщение материала. Интегрированный урок.

Комбинированный урок. Внеклассное мероприятие.

Лекция с элементами беседы, чтение стихотворений,


Форма проведения:

Устный журнал. Урок – презентация.














Ход мероприятия:

На фоне 1 слайда звучит музыка, оформлено название игры. В это время собираются команды, зрители, жюри,


I этап. 1941 год. Трагическое начало (2 слайд)


Учитель истории: 22 июня 1941 года нападением Германией на СССР началась Великая Отечественная вой­на. Этот год был, несомненно, самым трагическим и страшным. Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью - так напутствовал Гит­лер свои войска перед нападением на нашу страну. Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни.


(Показывается видеофрагмент. 3 слайд)


Учитель литературы (4 слайд): Есть у Шолохова незаконченный роман. Он называется «Они сражались за Родину». Мне кажется, это название может быть общим для всех книг о Великой Отечественной войне: и тех, которые мы уже читали, и тех, которые ещё будут написаны.

О чём бы ни были эти книги - все они рассказывают о том, как люди защищали Родину. Как много лиц, героев, судеб... А подвиг один. Народ защитил Родину.

В годы войны самые главные и искренние слова были сказаны в публицистике и поэзии. Поэт Алексей Сурков в мае 1942 года сказал: «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать...»

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. В годы войны многие стих-я уже в первые месяцы стали песнями. Звучит песня «Священная война». 5 слайд.

(Далее - история создания песни «Священная война»).


Учащийся: Шел третий день войны.. Москва, настороженная, собранная, готовая к обороне. Дети, повзрослевшие до времени. Тревога и боль затаились в глазах людей - третий день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей...

Утром, 24 июня 1941 года на первой полосе газет "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача "Священная война".

Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александрову. Стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась песня. Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года. Мы пели "Священную войну" для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды, - вспоминает один из исполнителей. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках... вдруг встали после первого куплета "Священной войны" и в наступившей тишине стоя слушали песню... Потом песню требовали повторить еще и еще раз, пытаясь подпевать, запомнить слова - увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены"

Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С того дня "Священная война" была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлевских курантов она звучала по радио.


Учитель литературы: Остро чувствовали эту ответственность и поэты, и писатели. 1215 из них ушли на фронт, более 400 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран - в военных госпиталях.

Поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу, так как обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.


Учащийся читает стих-е М. Львова «Чтоб стать мужчиной».

Чтоб стать мужчиной,

мало им родиться,

Чтоб стать железом,

мало быть рудой.

Ты должен переплавиться.

Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты — солдат, и всё сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.


Далее видеофрагмент( 6 слайд)


Учитель литературы: Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение «Жди меня» К. Симонова. Оно звучит как заклинание, молитва. Учащийся читает стих-е «Жди меня»


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


Учитель литературы: С этим стих-ем перекликается стих-е-песня «В землянке». (История песни «В землянке» на фоне музыки 7 слайда)

Зимой 1941-1942 годов по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Слова и мотив ее передавались из уст в уста и опережали весть о ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.

Между тем слова "Землянки" принадлежали поэту Алексею Суркову, музыка - композитору Константину Листову. Но в том что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась в белоснежных полях под Москвой во время оборонительных сражений за столицу.

Когда поэт писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это было несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта.


Учитель литературы: Действительно, в этих, таких необходимых каждому солдату строчках - столько тепла, надежды, тревоги.


Учитель истории.


1 задание (разминка): дать определения понятиям (игра «Аквариум», по 3 понятия): Паулюс, Цитадель, Тигры, Пантеры, Мамаев курган, Маринеску, Хатынь, ОСТ, Барбаросса, Нюрнбергский процесс, Тайфун, Егоров и Кантария, Зорге Рихард, Вермахт, Холохост.


2 задание. Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего (30 секунд для ответа на один вопрос)


1 команда.

  1. Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил на­звание «Барбаросса». Как назывался второй? («Ост»)

  2. Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, вскоре ставшее словами известной песни, посвя­щенной Великой Отечественной войне. Какая это песня? («Священная война»)

  3. В июне 1941 года советский летчик направил свой подбитый самолет на скопление немецкой боевой техники. Кто этот летчик? (Николай Гастелло)

  4. Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий - «Север», «Юг», а как называлась третья? («Центр»)


2 команда.

  1. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Боевая техника - танки, самолеты)

  2. Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производст­венные объекты. Как это называлось? (Эвакуация)

  3. В 1941 году в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» -спирт, сало и ...» Что еще? (Сухари)

  4. Это был первый советский город, который был окружен врагами, но гитлеровские войска не смогли захватить его. Какой это город? (Ленинград)


3 команда.

  1. Этот «большой ветер» по замыслу немецкого командования должен был привести к захвату круп­нейшего города в СССР в 1941 году. Что это за «ветер»? (Операция «Тайфун» - в переводе с ки­тайского «большой ветер»)

  2. После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Мос­ковская битва)

  3. Назовите четыре великих битвы Великой Отечественной.

  4. Какие международные конференции проходили во время Великой Отечественной? или Как называлось и когда проходило самое крупное танковое сражение в годы Великой Отечественной войны? (15 июля под Прохоровкой)



II этап. 1942 год. Горечь новых поражений. (8 слайд)


Учитель истории: После разгрома врага под Москвой, казалось, самое страшное уже позади, но в 1942 году Красная армия потерпела новые крупные поражения, а враг упорно продвигался в глубь нашей территории, занимая и разрушая города и села, неся с собой разорение и смерть. Что пришлось испытать и преодолеть советскому народу на этом этапе войны?


(Показывается видеофрагмент. 9 слайд)


Учитель литературы (10 слайд): Поэты передавали общее чувство - желание сберечь родную землю. Своё гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное и близкое каждому. Это чувство объединяло разных людей. Разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним стих-е А. Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «русская речь, великое русское слово».


Учащийся читает стих-е .

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Учитель литературы: У О. Берггольц, так же, как у А. Ахматовой, был свой счёт к советской власти, принёсший ей много горя: «проработки», «исключения», тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник» (звучит отрывок).

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.


Какие ж я могла найти слова, -

я тоже - ленинградская вдова.


Учитель литературы: О. Берггольц пишет скупо. Короткими предложениями, внешне не выражая никаких эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замёрзшие в душе.


Учитель истории. Команды получают листы с заданиями.

Отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания):

(Ответы: 1 -3, 2 -1, 3 -2, 4 -4, 5 -1)


  1. Разрабатывая план военных действий на весну-лето 1942 года, германское командование главным направлением своего наступления считало:

  1. Центральное - на Москву

  2. Северное - на Архангельск

  3. Южное - на Домбасс и Кавказ

4.Одновременное наступление по всему фронту

2. Самое тяжелое положение для Красной армии летом – осенью 1942года сложилось:

  1. На юге

  2. Под Ленинградом

  3. Под Москвой

4.Все приведенные варианты неверны


3.В трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны №227, который получил среди военнослужащих название:

        1. «Только вперед»

        2. «Ни шагу назад»

3.«Велика Россия, а отступать некуда»

4.«За Родину, за Сталина»


4.Для руководства этим создан Центральный штаб во главе с П.К. Пономаренко, который руководил:

  1. Эвакуацией

2.Маскировкой важнейших военных и гражданских объектов

3. Обороной Сталинграда

4. Партизанским движением

5.Для разгрома врага под Сталинградом советское командование разработало план операции под кодовым названием:

  1. «Уран»

  2. «Цитадель»

  3. «Искра»

  4. «Восточный вал»



III этап. 1943 год. Коренной перелом. (11 слайд)


Учитель истории: Выдержав два страшных года войны, СССР в 1943 году сумел добиться в ней коренного перелома. Большую роль в этом сыграло и полководческое искусство генералов и высшего командного со­става, которые разработали и осуществили операции по разгрому врага на полях сражений в 1943 году.


(Показывается видеофрагмент. 12 слайд)


Учитель литературы (13 слайд): 5 августа 1943 года на улицы старинного русского города Орёл, захваченного фашистами, ворвался броневик с радиоустановкой, из которой неслась песня «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко. Удивительная судьба этой песни (история создания).

История ее начинается осенью 1939 года. В Москву приехал популярный эстрадный коллектив "Голубой джаз". Он привез много новых для столичного слушателя песен и среди них - "Синий платочек". Москва буквально заболела "Синим платочком".

Клавдия Шульженко, по ее собственным словам, услышала "Синий платочек" еще на концертах "Голубого джаза", но в свой репертуар не включила.

После одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов и предложил стихи, сочиненные им на мелодию "Синего платочка". Стихи понравились Шульженко.

В тот же день после одной-единственной репетиции я отдала песню на суд слушателей. "Приговор" был единодушным - повторить. И, пожалуй, не было потом ни одного концерта, где бы не звучало это требование..." - писала К. Шульженко


Учитель литературы (14 слайд): Война в стих-ях изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь. Пусть неимоверно тяжёлая. Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны. При прорыве блокады Ленинграда в 1944 году погиб Геннадий Суворов, написавший в 1943 году стих-е «Месть» (звучит стих-е).


Учитель истории. Пришло время проявить себя и нашим капитанам (командирам) команд.


Задание (3 минуты на выполнение): впишите в таблицу как можно больше фамилий советских полководцев Великой Отечественной войны.

№ п/п

Фамилия советского военачальника

Отметка о приведении данной фамилии соперником



































В это время команда выполняет задание: составить логическую цепочку.

Сталинградская битва, Открытие второго фронта, Приказ № 227, Берлинская операция, Ялтинская конференция, Курская битва, Подписание пакта о ненападении с Германией, Московская битва, Создание центрального штаба партизанского движения, Тегеранская конференция, Потсдамская конференция, Брестская крепость.


Капитаны поочередно называют имена военачальников (по одному) из своего списка, не повторяя приведенные другим капитаном. Победителем становится тот, кто назвал фамилию полководца по­следним, победитель получает 3 балла.


Пока капитаны выполняют своё задание, болельщикам предлагается просмотр видеосюжетов. (Слайды 15,16,17)


IV этап. 1944 год: Освобождение. (18 слайд)


Учитель истории: Добившись коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, разгромив врага под Сталинградом и Курском, форсировав Днепр, в 1944 году советские вооруженные силы начали освобож­дение территорий СССР и стран Европы от фашистских захватчиков.


(Показывается видеофрагмент. 19 слайд)


Учитель литературы (20 слайд): «Наше поколение - наполовину вырубленная роща», - с болью сказал Сергей Наровчатов о себе и своих ровесниках, кому в начале войны было всего по 18-20 лет. И это ещё не вся горькая правда. На самом деле с кровавых полей сражений живыми вернулись лишь трое из каждых ста его молодых участников.

А.Т. Твардовский с не меньшей болью писал:

«Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же...»


В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, неприкрашенная война (звучит стих-е).


Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сражения,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написано криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершение –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.


В исполнении учащихся (или в записи 20 слайд-ссылка) под аккомпанемент гитары звучит песня В. Высоцкого «Только он не вернулся из боя».


Почему все не так? Вроде все как всегда:

То же небо - опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.


Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.


То, что пусто теперь, - не про то разговор,

Вдруг заметил я - нас было двое.

Для меня будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.


Нынче вырвалась, будто из плена, весна,

По ошибке окликнул его я:

- Друг, оставь покурить!- А в ответ - тишина:

Он вчера не вернулся из боя.


Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.


Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих.

Все теперь одному. Только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.


Объявляется Минута молчания (21 слайд, звук метронома).


Учитель истории: Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы о событиях 1944 года. (30 секунд для ответа на вопрос)


  1. В начале 1944 года была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. Сколько дней она длилась? (900 дней, блокада Ленинграда)

  2. В июне 1944 года союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». Что она означала? (Открытие второго фронта в Европе)

  3. В честь этого полководца Отечественной войны 1812 года была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 году. Кто этот полководец? (Багратион)

  4. По-испански она означает «череп», эта вещь спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (Каска)

  5. Второй фронт был открыт только в 1944 году, но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично еще раньше, причем делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (Американские консервы)

  6. Фашистские войска в 1941 - 1942 гг потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь)

  7. К началу 1944 года их было около 20, а к концу 1944 года они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря «Освенцим», «Бухенвальд»)

  8. В 1944 году советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государствен­ной границе с какой страной раньше всего вышли части Красной армии? (С Румынией)

  9. Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 году она была освобождена советской армией. Какая это страна? (Болгария)

  10. В теплое время года советские солдаты свертывали в трубку и носили через плечо, на привалах ее ис­пользовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое? (Шинель)


V этап. 1945 год. Победа. (22 слайд)


Учитель истории: Наступил 1945 год - последний и решающий год Великой Отечественной войны. Подавив упорное сопротивление германской армии, советские войска победоносно ее завершили. Но Победа доста­лась очень дорогой ценой.


(Показывается видеофрагмент. 23 слайд)


(История создания песни «День Победы» на фоне 24 слайда и музыки)


Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

Песням и стих-ям тех военных лет - поверьте! Читая книги о войне, размышляйте, думайте... Помните: книги прошедших огненную стихию поэтов и писателей не только о войне, это книги о человеческой жизни, о том, что люди раскрыли для себя в экстремальной ситуации, о чём задумались.


Учитель истории:

Задание: команды представляют домашнее задание: созданный образ-символ памятника участникам Великой Отечественной войны. Пока команды готовятся, болельщики отвечают на вопросы.


Вопросы для болельщиков.


  1. Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 году (Битва за Берлин)

  2. Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (Генералиссимус)

  3. Героями на войне становились не только люди, но и целые города и даже оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)

  4. В наступлении на Берлин в 1945 году 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К.Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским? (И.С.Конев)

  5. До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена)

  6. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (они водрузили знамя Победы над рейхс­тагом)

  7. «Александр Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде ... Чего? (В виде наград)

  8. Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 году? (Советские войска)

  9. Название советского танка КВ расшифровывалось как Климентий Ворошилов. А в честь кого был назван танк ИС? (В честь Иосифа Сталина)

  10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 года)

  11. Кто был первым награжден главным советским военным орденом «Победа»? (Г.К.Жуков)

  12. В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (В Москве)

  13. Дважды орденом «Победа» были награждены три человека - Жуков, Василевский ... Кто третий? (И.В.Сталин)

  14. В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался? (Антигитлеровская (антифашистская) коалиция)

  15. В 1945 году состоялись две конференции союзников по антигитлеровской коалиции. Вторая - в пригороде Берлина. А где проходила первая? (Крым, Ялта)

  16. Сколько дней шла Великая Отечественная война? (1418 дней)

  17. Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне? (Около 27 млн. человек)

  18. Что завершилось раньше - Великая Отечественная война или Вторая мировая война? (Великая Отече­ственная война)

  19. Она началась 1 сентября, завершилась 2 сентября, а сколько лет она продолжалась? (6 лет длилась Вторая мировая война)

  20. С этой страной СССР в период Великой Отечественной войны имел договор о нейтралитете, а в 1945 году объявил ей войну (Япония)

  21. За годы войны их количество составило в Красной армии 12 миллионов, а в германской - 7 миллионов человек. О ком идет речь? (Потери убитыми)

  22. Кто из крупных советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения? (Г.К.Жуков)

  23. Кто кроме У.Черчилля и Ф.Рузвельта на Крымской конференции представлял «большую тройку»? (И.В.Сталин)

  24. С кем СССР воевал дольше - с Германией или Японией в годы Второй мировой войны? (С Германией)

  25. За годы войны ими стали 11600 человек, 86 из них - женщины. Кто это? (Герои Советского Союза)

  26. В годы войны в Красной армии их называли «младшие командиры». А как их стали называть вскоре по­сле войны? (Сержанты)

  27. В Берлине 30 апреля 1945 года произошло два исторических события: водружение знамя Победы над рейхстагом. А какое второе? (Самоубийство Гитлера)

  28. Какое название получила международная организация для поддержания мира, созданная по решению Крымской конференции? (ООН)

  29. Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней? (Чехословакию)

  30. До войны этот город назывался Кенигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел СССР. Как он стал называться? (Калининград)

Подведение итогов. Награждение по номинациям: «Лучшая команда», «Лучший игрок», «Самый ак­тивный болельщик»
































18






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Историко-литературная игра «Великая Отечественная война: год за годом».

Автор: Мякишева Наталья Сергеевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151990


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства