Физминутка. Откройте учебник на стр. 48 Упражнение 30 Рассмотрите картинки, назовите изображённые предметы. ( ели, ёж, ягоды, юла) Запишите эти слова в тетрадь и разделите их на слоги? -Ребята, а как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) - А за доску пойдёт… Проверяем. Е-ли (2 слога), ёж (1слог), я-го-ды (3 слога), ю-ла (2 слога) - Поднимите руку, у кого так же? -Сколько букв в 1-м слоге каждого слова? (одна) - Какие это буквы? (ё, е, я, ю) - Вспомните, чем отличается звук от буквы? (звуки произносятся, буквы пишутся.) Сегодня мы узнаем ещё об одной роли букв ё, е, я, ю. - Произнесите слово ели, сколько звуков слышите в первом слоге? (2) - Какие? (йэ) - В слове ёж, какие первые звуки? (йо) - А в слове ягоды, какие первые звуки? (йа) - В слове юла, какие первые звуки? (йу) - Кто догадался, какая тема урока? Наша задача сегодня на уроке выяснить, когда буквы ё, е, я, ю обозначают два звука. Продолжите высказывание: Буквы е, ё, ю, я, в начале слова обозначают….(2 звука) - А могут ли эти буквы обозначать два звука в середине слова? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение 31 Упражнение 31 - Прочитайте слова. В начале или в середине в этих словах буквы ё, е, я, ю? (в середине) Запишите эти слова с делением на слоги и укажите, какие звуки в них обозначают буквы ё, е, я, ю, Посмотрите на доску как вы будите делать ма-як, Продолжаем. ко-ро-ед, со-юз, по-ёт Обратите внимание и скажите, после каких звуков (гласных или согласных) буквы ё, е, я, ю обозначают два звука? (после гласных) Прочитайте правило на стр.48 и 49. - Кто бы хотел прочитать правило? - Сколько гласных букв? (10) - А гласных звуков? (6) - Какие гласные буквы обозначают 2 звука? (е, ё, ю, я) -Когда они обозначают 2 звука? (В начале слова, после гласных) Упражнение 32 Прочитайте задание. - Что нужно сделать в этом упражнении? -Кто желает прочитать загадку? -Что содержит каждое предложение? (сообщение) -Как называются такие предложения? (повествовательное) - С какой интонацией такие предложения произносятся? (спокойно) Запишите загадку и к ней ответ. - И что же это? (яблоко) Теперь подчеркните в словах буквы, которые обозначают два звука. Посмотрите на доску, я правильно подчеркнула буквы в словах? Правильно Круглое, румяное, | Круглое, румяное, | | Я расту на ветке. | Я расту на ветке. | | Любят меня взрослые | Любят меня взрослые | | И маленькие детки. | И маленькие детки. | | (яблоко) | (яблоко) | | - Каким будет соотношение звуков и букв в этих словах? (Звуков будет больше, чем букв т. к. буквы ё, е, я, ю обозначают 2 звука. В начале слова, после гласных) Упражнение 33 Прочитайте задание. Прочитайте эти слова. - Как вы думаете, сколько предложений можно составить из этих слов? - С какого слово лучше начать первое предложение? (выпал) - Какое 1-е предложение получилось?(Выпал первый снег) - Какое 2-е? ( Зоя, Яков и Юля лепят снеговика) Запишите предложения. Теперь подчеркните в словах йотированные буквы, где они обозначают 2 звука. - В какие слова подчеркнули буквы?(Зоя, Яков, Юля) - Почему в этих словах буквы я, ю имеют 2звука? (Т. к буквы я, ю стоят в начале слова и после гласной буквы) Упражнение 34 Прочитайте задание. - Кто желает прочитать стихотворение? А теперь письменно отвечаем на вопросы и делите слова на слоги во втором предложении. (1 человек за доску) Бел-ка спря-та-лась в дуп-ло. Давайте подведем итог нашего урока Какие задания вам были интересны? Какие задания вызвали затруднения? Выслушиваются ответы детей. -Давайте еще раз вспомним, в чем секрет букв е, ё, ю, я. (эти буквы обозначают два звука) - Когда буквы ё, е, ю, я обозначают 2 звука? (Стоят в начале слова, после гласных букв. Приведите примеры.(Лег, печка, мясо, люстра, маяк, каюта, юла, заяц, моё т.д.) Молодцы! Всем спасибо за старание! |