kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие по стране «Орфонепика». Контрольный опрос по теме «Фонетика. Орфоэпия» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие по стране «Орфонепика».

Контрольный опрос по теме  «Фонетика.  Орфоэпия» 5 класс

 

Автор:

Антипина Марина Фёдоровна

Учитель русского языка и литературы

2 кв.категория                                                                           

Задачи: (Слайд 4)

  • образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, орфоэпия); формировать умения применять полученные знания на практике;
  • развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: Контроль знаний.

Вид урока: Урок-путешествие.

Оборудование:  доска, мультимедийный проектор (вариант. Интерактивная доска),  компьютер, презентации Power Point.

 

УМК: Разумовская  М.М.

Программа Разумовской М.М.

 

1. (Слайд 1)

  • Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы.
  • Какие слова называются синонимами?

(Слайд 2)

  • Особенный,
  • замечательный,
  •  чудесный,
  • волшебный,

 

  • Сказочный,
  • фантастический,
  •  дивный,
  • удивительный

 

Урок ещё необычен и тем, что во время нашего путешествия в различных формах вы проверите свои знания и умения по темам «Фонетика и Орфоэпия». (Слайд 3)

Нам с Вами придётся решить следующие задачи: (Слайд 4)

 

       (Слайд 5)

 Во время урока вы посоревнуетесь в своих знаниях этих тем, а самое главное - нас ждёт интеллект-банк, в который вы сможете сделать свой вклад.

(Слайд 6)

Наш “Интеллект-банк”- это то место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это условные банкноты достоинством в один “ум”. Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше…А их у вас, дорогие путешественники, “умов”, будет максимум 30. Причём в течение всего путешествия вы сможете как увеличить своё “умственное состояние”, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты.

 

(Слайд 7)

Кто из вас знает, что такое интеллект? (Дети отвечают)

(Слайд 8)

  • ИНТЕЛЛЕКТ - (лат.intellectus- познание, понимание)- ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛ - (лат.intellectualis-умозрительный, теоретический)- человек могучего ума; обладатель высокоразвитого интеллекта; вдумчивый, пытливый исследователь различных сторон жизни; способный к самостоятельному анализу и обладающий цельным мировоззрением.

Итак, начинаем наше путешествие.

В добрый путь! (Слайд 9)

(Слайд 10)

Страна «Цветочная»

1. На какие группы делятся все звуки? 1б.

2. Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? 1 б.

3. Как называется кратчайшая звуковая единица языка? 1 б.

(Слайд 11)

4. На какие группы делятся гласные звуки? 1 б.

5. Какие гласные могут обозначать два звука?  1 б.

6. Как образуются гласные звуки? 1 б.

(Слайд 12)

7. Как делятся согласные звуки?  1 б.

8. Замена  звонкого  согласного  на  конце слова и перед   глухим  согласным 

парным  ему  глухим  называется? 1 б.

9. Какой согласный в русском языке является самым мягким и самым звонким? 1 б.

 (Физкультминутка) (Слайд 13)

 

ПРИВАЛ

Решение фонетических задачек: (Слайд 14)

 

    10.  К количеству глухих согласных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове медведица.

А теперь проверим: (Слайд 15)

 [ЛОФКАЙ'А]                     2

 

[СН'ИЖЫНК'И]                2

 

[М'ИДВ'ЭД'ИЦА]   1

 

          (2+2) – 1 = 3        5 б.

 

11. Ещё одна задачка(Слайд 16)

 

К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала.

Проверим (Слайд 17)

 

[АБАЗНАЧ'ИЛА]   4

                 

[Щ'УР'ИЦА]            2

 

[ФСКР'ИЧ'АЛА]        4

 

          (4+6) – 4 = 2          5 б.

Молодцы!  А теперь мы прибыли на остров зелёных пальм. (Слайд 18)

 

Остров зелёных пальм

12. В какой позиции находятся все гласные под ударением?  1 б.

13. Как образуются согласные звуки?  1 б.

14. Сколько всего звуков в русском языке?  1 б.

(Слайд 19)

15. Озеро «Транскрипция»

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:  муж, торг, ноль, ель

Проверяем (Слайд 20)

муж                [шум]

                        торг                [крот]

                        ноль               [л'он]

                        ель                 [л'эй']        5 б.

(Слайд 21)

16. Берёзовая роща

Из предложения выпишите только мягкие согласные.  5 б.

ВАРИАНТ №1. НА БЕРЁЗКАХ ШЕЛЕСТЯТ

ГОВОРЛИВЫЕ ЛИСТОЧКИ.

ВАРИАНТ №2. ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ

НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.

ПРОВЕРКА (Слайд 22)

 

НА БЕРЁЗКАХ ШЕЛЕСТЯТ ГОВОРЛИВЫЕ ЛИСТОЧКИ.

 

 

ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.

(Слайд 23)

17. Море звуков

Произвести фонетический разбор слова.

ВАРИАНТ № 1. ПРИБЛИЖЕНИЕ ВАРИАНТ №2. ЛЮБОПЫТСТВО  5 б.

(Дети работают в тетрадках)

18. Ущелье ГРОЗ(Слайд 24)

 

Расставить ударение в словах.

Слова записать.

      К_хонный, Кл _ла, зн_чимый, Зв_нить, т_рты, прин_ть, крас_вее, нач_ть, балов_ть, звон_т, включ_ть, св_кла, повтор_ть, полож_.

ПРОВЕРКА(Слайд 25)

Кухонный, клала, значимый, звонить, торты, принять, красивее, начать, баловать, звонит, включить, свёкла, повторить, положу.  5 б.

 

Долина «Солнца» (Слайд 26)

(Слайд 27)

19. Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:

                        а) с буквами, обозначающими один звук;       

                        б) с буквами, обозначающими два звука.

 

                        Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька.    5 б.

 

ПРОВЕРИМ? (Слайд 28)

ОДИН ЗВУК                                     

Цепь

Нёс

Пять

Сюрприз

Баня

Вымя

Всё

Гиря

Темя

Редька

ДВА ЗВУКА

Ёж

Въезд

Юг

Семья

Ёмкость

Зятья

Вьюга

 

 

(Слайд 29)

 

ИТОГ  УРОКА:

1. Подсчёт баллов. Комментирование оценок. Д\задание. (Распечатанные материалы слайдов 30-34)

(Если останется время  - Игра «Кто быстрее») (Слайд 30-33)

 

2.Саморефлексия. (дети заполняют бегунок)

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

(Слайд 34) Спасибо за урок!

 

Приложение: Презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по стране «Орфонепика». Контрольный опрос по теме «Фонетика. Орфоэпия» 5 класс »

Путешествие по стране «Орфонепика».

Контрольный опрос по теме «Фонетика. Орфоэпия» 5 класс


Автор:

Антипина Марина Фёдоровна

Учитель русского языка и литературы

2 кв.категория

Задачи: (Слайд 4)

  • образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, орфоэпия); формировать умения применять полученные знания на практике;

  • развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: Контроль знаний.

Вид урока: Урок-путешествие.

Оборудование:  доска, мультимедийный проектор (вариант. Интерактивная доска), компьютер, презентации Power Point.


УМК: Разумовская М.М.

Программа Разумовской М.М.


1. (Слайд 1)

  • Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы.

  • Какие слова называются синонимами?

(Слайд 2)

  • Особенный,

  • замечательный,

  • чудесный,

  • волшебный,


  • Сказочный,

  • фантастический,

  • дивный,

  • удивительный


Урок ещё необычен и тем, что во время нашего путешествия в различных формах вы проверите свои знания и умения по темам «Фонетика и Орфоэпия». (Слайд 3)

Нам с Вами придётся решить следующие задачи: (Слайд 4)


(Слайд 5)

Во время урока вы посоревнуетесь в своих знаниях этих тем, а самое главное - нас ждёт интеллект-банк, в который вы сможете сделать свой вклад.

(Слайд 6)

Наш “Интеллект-банк”- это то место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это условные банкноты достоинством в один “ум”. Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше…А их у вас, дорогие путешественники, “умов”, будет максимум 30. Причём в течение всего путешествия вы сможете как увеличить своё “умственное состояние”, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты.


(Слайд 7)

Кто из вас знает, что такое интеллект? (Дети отвечают)

(Слайд 8)

  • ИНТЕЛЛЕКТ - (лат.intellectus- познание, понимание)- ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека.

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛ - (лат.intellectualis-умозрительный, теоретический)- человек могучего ума; обладатель высокоразвитого интеллекта; вдумчивый, пытливый исследователь различных сторон жизни; способный к самостоятельному анализу и обладающий цельным мировоззрением.

Итак, начинаем наше путешествие.

В добрый путь! (Слайд 9)

(Слайд 10)

Страна «Цветочная»

1. На какие группы делятся все звуки? 1б.

2. Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? 1 б.

3. Как называется кратчайшая звуковая единица языка? 1 б.

(Слайд 11)

4. На какие группы делятся гласные звуки? 1 б.

5. Какие гласные могут обозначать два звука? 1 б.

6. Как образуются гласные звуки? 1 б.

(Слайд 12)

7. Как делятся согласные звуки? 1 б.

8. Замена  звонкого  согласного  на  конце слова и перед   глухим  согласным 

парным  ему  глухим  называется? 1 б.

9. Какой согласный в русском языке является самым мягким и самым звонким? 1 б.

(Физкультминутка) (Слайд 13)


ПРИВАЛ

Решение фонетических задачек: (Слайд 14)


10. К количеству глухих согласных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове медведица.

А теперь проверим: (Слайд 15)

[ЛОФКАЙ'А] 2


[СН'ИЖЫНК'И] 2


[М'ИДВ'ЭД'ИЦА] 1


(2+2) – 1 = 3 5 б.


11. Ещё одна задачка(Слайд 16)


К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала.

Проверим (Слайд 17)


[АБАЗНАЧ'ИЛА] 4

[Щ'УР'ИЦА] 2


[ФСКР'ИЧ'АЛА] 4


(4+6) – 4 = 2 5 б.

Молодцы! А теперь мы прибыли на остров зелёных пальм. (Слайд 18)


Остров зелёных пальм

12. В какой позиции находятся все гласные под ударением? 1 б.

13. Как образуются согласные звуки? 1 б.

14. Сколько всего звуков в русском языке? 1 б.

(Слайд 19)

15. Озеро «Транскрипция»

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: муж, торг, ноль, ель

Проверяем (Слайд 20)

муж [шум]

торг [крот]

ноль [л'он]

ель [л'эй'] 5 б.

(Слайд 21)

16. Берёзовая роща

Из предложения выпишите только мягкие согласные. 5 б.

ВАРИАНТ №1. НА БЕРЁЗКАХ ШЕЛЕСТЯТ

ГОВОРЛИВЫЕ ЛИСТОЧКИ.

ВАРИАНТ №2. ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ

НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.

ПРОВЕРКА (Слайд 22)


НА БЕРЁЗКАХ ШЕЛЕСТЯТ ГОВОРЛИВЫЕ ЛИСТОЧКИ.



ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.

(Слайд 23)

17. Море звуков

Произвести фонетический разбор слова.

ВАРИАНТ № 1. ПРИБЛИЖЕНИЕ ВАРИАНТ №2. ЛЮБОПЫТСТВО 5 б.

(Дети работают в тетрадках)

18. Ущелье ГРОЗ(Слайд 24)


Расставить ударение в словах.

Слова записать.

К_хонный, Кл _ла, зн_чимый, Зв_нить, т_рты, прин_ть, крас_вее, нач_ть, балов_ть, звон_т, включ_ть, св_кла, повтор_ть, полож_.

ПРОВЕРКА(Слайд 25)

Кухонный, клала, значимый, звонить, торты, принять, красивее, начать, баловать, звонит, включить, свёкла, повторить, положу. 5 б.


Долина «Солнца» (Слайд 26)

(Слайд 27)

19. Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:

а) с буквами, обозначающими один звук;

б) с буквами, обозначающими два звука.


Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька. 5 б.


ПРОВЕРИМ? (Слайд 28)

ОДИН ЗВУК

Цепь

Нёс

Пять

Сюрприз

Баня

Вымя

Всё

Гиря

Темя

Редька

ДВА ЗВУКА

Ёж

Въезд

Юг

Семья

Ёмкость

Зятья

Вьюга



(Слайд 29)


ИТОГ УРОКА:

1. Подсчёт баллов. Комментирование оценок. Д\задание. (Распечатанные материалы слайдов 30-34)

(Если останется время - Игра «Кто быстрее») (Слайд 30-33)


2.Саморефлексия. (дети заполняют бегунок)

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

(Слайд 34) Спасибо за урок!


Приложение: Презентация.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Антипина Марина Фёдоровна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133286


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства