Путешествие по стране «Орфонепика».
Контрольный опрос по теме «Фонетика. Орфоэпия» 5 класс
Автор:
Антипина Марина Фёдоровна
Учитель русского языка и литературы
2 кв.категория
Задачи: (Слайд 4)
- образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, орфоэпия); формировать умения применять полученные знания на практике;
- развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: Контроль знаний.
Вид урока: Урок-путешествие.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор (вариант. Интерактивная доска), компьютер, презентации Power Point.
УМК: Разумовская М.М.
Программа Разумовской М.М.
1. (Слайд 1)
- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы.
- Какие слова называются синонимами?
(Слайд 2)
- Особенный,
- замечательный,
- чудесный,
- волшебный,
- Сказочный,
- фантастический,
- дивный,
- удивительный
Урок ещё необычен и тем, что во время нашего путешествия в различных формах вы проверите свои знания и умения по темам «Фонетика и Орфоэпия». (Слайд 3)
Нам с Вами придётся решить следующие задачи: (Слайд 4)
(Слайд 5)
Во время урока вы посоревнуетесь в своих знаниях этих тем, а самое главное - нас ждёт интеллект-банк, в который вы сможете сделать свой вклад.
(Слайд 6)
Наш “Интеллект-банк”- это то место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, - деньги у нас особенные! Это условные банкноты достоинством в один “ум”. Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше…А их у вас, дорогие путешественники, “умов”, будет максимум 30. Причём в течение всего путешествия вы сможете как увеличить своё “умственное состояние”, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты.
(Слайд 7)
Кто из вас знает, что такое интеллект? (Дети отвечают)
(Слайд 8)
- ИНТЕЛЛЕКТ - (лат.intellectus- познание, понимание)- ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека.
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛ - (лат.intellectualis-умозрительный, теоретический)- человек могучего ума; обладатель высокоразвитого интеллекта; вдумчивый, пытливый исследователь различных сторон жизни; способный к самостоятельному анализу и обладающий цельным мировоззрением.
Итак, начинаем наше путешествие.
В добрый путь! (Слайд 9)
(Слайд 10)
Страна «Цветочная»
1. На какие группы делятся все звуки? 1б.
2. Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? 1 б.
3. Как называется кратчайшая звуковая единица языка? 1 б.
(Слайд 11)
4. На какие группы делятся гласные звуки? 1 б.
5. Какие гласные могут обозначать два звука? 1 б.
6. Как образуются гласные звуки? 1 б.
(Слайд 12)
7. Как делятся согласные звуки? 1 б.
8. Замена звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным
парным ему глухим называется? 1 б.
9. Какой согласный в русском языке является самым мягким и самым звонким? 1 б.
(Физкультминутка) (Слайд 13)
ПРИВАЛ
Решение фонетических задачек: (Слайд 14)
10. К количеству глухих согласных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове медведица.
А теперь проверим: (Слайд 15)
[ЛОФКАЙ'А] 2
[СН'ИЖЫНК'И] 2
[М'ИДВ'ЭД'ИЦА] 1
(2+2) – 1 = 3 5 б.
11. Ещё одна задачка(Слайд 16)
К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала.
Проверим (Слайд 17)
[АБАЗНАЧ'ИЛА] 4
[Щ'УР'ИЦА] 2
[ФСКР'ИЧ'АЛА] 4
(4+6) – 4 = 2 5 б.
Молодцы! А теперь мы прибыли на остров зелёных пальм. (Слайд 18)
Остров зелёных пальм
12. В какой позиции находятся все гласные под ударением? 1 б.
13. Как образуются согласные звуки? 1 б.
14. Сколько всего звуков в русском языке? 1 б.
(Слайд 19)
15. Озеро «Транскрипция»
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: муж, торг, ноль, ель
Проверяем (Слайд 20)
муж [шум]
торг [крот]
ноль [л'он]
ель [л'эй'] 5 б.
(Слайд 21)
16. Берёзовая роща
Из предложения выпишите только мягкие согласные. 5 б.
ВАРИАНТ №1. НА БЕРЁЗКАХ ШЕЛЕСТЯТ
ГОВОРЛИВЫЕ ЛИСТОЧКИ.
ВАРИАНТ №2. ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ
НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.
ПРОВЕРКА (Слайд 22)
НА БЕРЁЗКАХ ШЕЛЕСТЯТ ГОВОРЛИВЫЕ ЛИСТОЧКИ.
ОТ ШКОЛЫ К ДОМУ НУЖНО БЫЛО ИДТИ БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕЙ.
(Слайд 23)
17. Море звуков
Произвести фонетический разбор слова.
ВАРИАНТ № 1. ПРИБЛИЖЕНИЕ ВАРИАНТ №2. ЛЮБОПЫТСТВО 5 б.
(Дети работают в тетрадках)
18. Ущелье ГРОЗ(Слайд 24)
Расставить ударение в словах.
Слова записать.
К_хонный, Кл _ла, зн_чимый, Зв_нить, т_рты, прин_ть, крас_вее, нач_ть, балов_ть, звон_т, включ_ть, св_кла, повтор_ть, полож_.
ПРОВЕРКА(Слайд 25)
Кухонный, клала, значимый, звонить, торты, принять, красивее, начать, баловать, звонит, включить, свёкла, повторить, положу. 5 б.
Долина «Солнца» (Слайд 26)
(Слайд 27)
19. Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:
а) с буквами, обозначающими один звук;
б) с буквами, обозначающими два звука.
Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька. 5 б.
ПРОВЕРИМ? (Слайд 28)
ОДИН ЗВУК
Цепь
Нёс
Пять
Сюрприз
Баня
Вымя
Всё
Гиря
Темя
Редька
ДВА ЗВУКА
Ёж
Въезд
Юг
Семья
Ёмкость
Зятья
Вьюга
(Слайд 29)
ИТОГ УРОКА:
1. Подсчёт баллов. Комментирование оценок. Д\задание. (Распечатанные материалы слайдов 30-34)
(Если останется время - Игра «Кто быстрее») (Слайд 30-33)
2.Саморефлексия. (дети заполняют бегунок)
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
(Слайд 34) Спасибо за урок!
Приложение: Презентация.