Тема урока | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й'о] |
Планируемый результат: | Предметные: Ребята определяют особенность буквы Ё ( в начале слова и после гласной обозначают два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге- слиянии), учатся вычленять в словах в словах звуки [й'о], обозначать эти звуки буквами Ё, ё, производить звуковой анализ, читать и писать слова с изученными буквами, озаглавливают текст; составляют рассказ по картине | Метапредметные Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание природы, формулируют проблему и цель урока Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия, используют знаково – символические средства для решения учебных задач Коммуникативные: выразительно читать художественные тексты, учатся слушать собеседника, работать в парах и группах | Личностные: Установка на экологическую культуру, ценностное отношение к природному миру, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, классе и следовать им, проявлять интерес к новому материалу, на основе конкретных фактов. |
Основные термины и понятия | Звук, буква, корень, суффикс |
Проблема урока | Познакомить с новыми буквами Ё,ё, выяснить двойную роль буквы ё (если ё стоит в начале слова и после гласной – обозначает два звука, если ё стоит между согласными, то обозначает один звук и служит для мягкости согласного) |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся Что делают? | УУД Что делать? (сделать?) |
1.Организационный момент и мотивация к учебной деятельности | Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята. Скорей за работу. Проверим готовность к уроку? Какой у нас урок? Что мы узнаём на уроках литературного чтения? Для чего? И чтоб урок прошёл в хорошем настроении, давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. И подарим мне свои улыбки. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах. Отвечают, с чем знакомятся на уроках литературного чтения и для чего это нужно. | УУД Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Познавательные: -самостоятельно формулировать познавательную цель |
2. Актуализация знаний | 1)С какой буквой и звуком мы вчера познакомились? Чем он отличается от других звуков? Какой звук ещё всегда твёрдый? Что мы можем о них сказать? 2)Отгадайте загадки: Кто живёт у нас на крыше, А в чулане живут …(мыши) Не поедет без бензина Ни автобус, ни …(машина) По полям бегут ручьи, На дорогах … (лужи) Скоро выйдут муравьи После зимней … (стужи) Чем похожи все эти слова? 3) Перескажите сказку «Мужик и медведь» 4) Работа по ленте букв Назовите звонкие согласные звуки ( р, л, м, н, г, д, в) Назовите глухие согласные звуки ( к, с, п. т, ш) Назовите звуки, который всегда твёрдый. ( ш, ж) Какие гласные звуки из изученных служат для обозначения на письме твёрдости согласных? ( а, у, о, ы) Какие гласные звуки из изученных служат для обозначения на письме мягкости согласных? ( и,е,я) Что мы можем сказать про буквы е и я? | Отвечают, что познакомились с буквой ша и звуком [ш]. Звук всегда – согласный, глухой и твёрдый. Ещё твёрдый звук - [ж], они парные. Ребята отгадывают загадки, замечают, что во всех словах присутствуют сочетания жи- ши. Повторяют правописание сочетаний жи- ши. Пересказывают сказку. Вспоминают все изученные звуки и буквы. Вспоминают особенность букв е и я. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать, -пересказывать сказку - умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: - оценивать процесс и результат деятельности - ориентироваться в своей системе знаний, умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. |
3. Постановка целей и определение темы урока | Наблюдение: какие звуки обозначает буква ё. Вот иголки и булавки Выползают из – под лавки, На меня они глядят Молоко они хотят. (Ёж)
А что вы знаете о ежах? Какую пользу приносят ежи? Ну и платье Сплошь иголки Его носят вечно ( хором) ёлки
Колюч, да не ёж Кто же это? ( хором) ёрш
А кто такой ёрш? Почему, я загадала эти загадки? Для чего? Давайте хором ещё раз произнесём отгадки? Какие же вы звуки слышите первыми? А какой буквой мы их обозначаем? Значит, с какой буквой мы будем знакомиться? Мы уже знакомились с такими буквами? Какие они? Что мы можем сказать про эту букву? Почему? Какова же цель и задачи нашего урока? На какую буква похожа буква Ё? Е и Ё родные сёстры Различать сестёр непросто Ну у буквы ё две точки Словно к лесенке гвоздочки. На что похожа буква Ё? ( На лесенку, на грабли) | Отгадывают загадки Рассказывают, что они знают о ежах, какую пользу они приносят. Ребята отвечают. Делают выводы, что они начинаются на одну и ту же букву. Произносят хором Говорят, что слышат два звука [й'о], а буква одна ё. Отвечают, что они знакомились с буквами е и я. Особенные Говорят, что она тоже особенная и хитренькая. Ребята отвечают, потому что она может обозначать и один звук, и два. Сообщают сами тему урока и цель урока. ( будем знакомиться с новой буквой ё, обозначающей два звука, учиться выделять данную букву в словах, определять количество звуков) Ребята говорят | УУД Регулятивные: -ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: - оценивать процесс и результат деятельности - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним принимают учебную задачу и решают её через определённые действия Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать -формулировать собственное мнение Личностные: - проявлять интерес ко всему живому, оберегать их |
4.Работа над новым материалом | 1. Звуко - буквенный анализ а)Проведите слого- звуковой анализ слов ёжик, ёлка (по парам) б)Что больше всего любит медведь? ( мёд) ( хором, нараспев) Показываю картинку. Какие звуки слышим мы в этом слове? (работа в парах) Звук ( м) – согласный, мягкий, звонкий Звук (о) – гласный, ударный. Звук (т) – согласный, глухой, твёрдый Что мы слышим после звука м? ( звук о) Сколько звуков обозначает ё в данном слове? Почему? Итак, давайте сделаем вывод 2. Работа в группах (карточки) Первая группа – находят слова, где е и ё стоят в начале слова Вторая группа – находят слова, где е и ё стоят после гласных Третья группа – находят слова, где е и ё между согласным 3.Игра на диске Кирилла и Мефодия | Выполняют звуко- буквенный анализ слов ёжик, ёлка при помощи учителя и самостоятельно по парам Обозначают слияние [й'о] буквой ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Выполняют звуко- буквенный анализ слова мёд самостоятельно при помощи знаков (отдельные звуки обозначаются квадратиками, слоги- слияния прямоугольниками, согласные твёрдые- синим цветом, солгласные мягкие- зелёным цветом, гласные- красным цветом) Делают вывод, что если ё стоит между согласными, то обозначает один звук и служит для мягкости. Учатся работать в парах. Контролируют работу друг друга Каждая группа делает выводы, какие звуки обозначает буквы е и ё, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят между согласными Одевают вместе с ёжиком шарфики и шапочки на слова | . УУД Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: - оценивать процесс и результат деятельности -использовать знаково – символические средства для решения учебных задач, характеризовать звук [й'о] и букву ё - осуществлять поиск нужной информации Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать - умение выражать свои мысли полно и точно. - выразительно читать художественные тексты - учиться работать в паре Личностные: - проявлять интерес ко всему живому, оберегать их - проявлять интерес к новому материалу, на основе конкретных фактов. |
Физкультминутка | Ёлочка Были бы у ёлочки ножки, Побежали бы они по дорожке, Заплясала бы она вместе с нами, Застучала бы она каблучками Закружились бы на ёлочке игрушки Разноцветные фонарики, хлопушки | Выполняют движения под руководством учителя | |
5. Первичное закрепление | 4.Работа по Азбуке. Итак, почему же буквы е и ё взялись за руки? 1)Чтение слогов и слов с буквой е и ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё. ( ё- в начале слова, ё – после согласной) Подчеркните слова, где ё обозначает 1 звук – 1 чертой, где 2 звука – 2 чертами 2) ёрш, ёршик – выделение корня, суффикса 3) Сравнение первых слогов (но – нё, во – вё, ро – рё, со- сё) 4)Работа по картинке, стр. 30 Найдите каждому детёнышу родителя Выделите корень Подумайте, какая часть слова делает из взрослого животного детёныша 5) Работа по таблице Игра «Кто больше составит слов» ( Щенок, утёнок, котёнок, козлёнок, телёнок, поросёнок, цыплёнок) Какой суффикс во всех словах? (учитель показывает картинки ) цып | тё | нок | лё | у | коз | ро | по | те | сё | ко | ще | 6. Работа с текстом с. 31 Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку Озаглавьте рассказ 7.Работа со стихотворением Б. Заходера Прочитайте стихотворение по ролям | Объясняют, что эти гласные обозначают два звука Читают слоги и слова с буквой е и ё Подчёркивают слова и учатся находить слова, где ё- обозначают один звук или два звука Выделяют корень и суффикс Делают выводы ё – для мягкости, о – для твёрдости согласных Выделяют корень и суффикс Составляют слова- названия домашних детёнышей, выделяют суффикс Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ Читают стихотворение по ролям | УУД Регулятивные: -формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: - оценивать процесс и результат деятельности -использовать знаково – символические средства для решения учебных задач, характеризовать звук [й'о] и букву ё Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать - умение выражать свои мысли полно и точно. - выразительно читать художественные тексты Личностные: - проявлять интерес ко всему живому, оберегать их
|
6. Рефлексия учебной деятельности Итог урока | Игра «Если буква ё обозначает один звук, вы должны хлопнуть один раз. Если буква ё обозначает два звука – [й’о], то надо хлопнуть два раза» Слова: моё, утёнок, ёж, ёмкость, колёса, звёздочки, ёлка, своё Что вы нового узнали на уроке? Что особенно вам понравилось? Почему? Что вызвало затруднения? Почему? Какие знания и умения вам помогли сегодня на уроке? | Выполняют хлопки Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: - умение оценивать процесс и результат деятельности |