kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звуки [й’о]. Буква Ё.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Звуки [й’о]. Буква Ё.

Цели урока:

Образовательные: познакомить с буквой Ё, обозначающей два звука; читать слова с этой буквой; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.

Воспитывающие: воспитывать любовь к животным, интерес к предмету и культуру поведения при фронтальной работе.

Формируемые УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

 Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; давать ответы на вопросы.

 Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении.

 Оборудование:

  1. Компьютер учителя
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Учебник «Азбука»
  5. Фишки красного, синего и зелёного цветов

Тип урока:

- изложение нового материала

                             Ход урока

 I. Включение в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Урок обучения грамоте.

- Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

II. Актуализация знаний

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

- Из чего состоит наша речь? ( Наша речь состоит из предложений).

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

 - Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударными и безударными).

 - Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими).

- Какие гласные буквы мы называем друзьями мягких согласных? ( и, е, я) Почему? (Обозначают мягкость согласных звуков).

 - Какие буквы мы называем хитрыми?  (е, я)

 - Почему?  (Обозначают два звука).

-В каких случаях они обозначают два звука? (В начале слова и после гласной, после мягкого знака)

III. Постановка учебной проблемы.

-Ребята, как вы думаете, а есть ли ещё в Азбуке хитрые буквы?

- А давайте сейчас проведём небольшое исследование. Посмотрите на экран и назовите предметы.

Слайд №2  ( Дети называют: черника, малина, ёжик).

 - Какая картина лишняя? Почему? (Ёжик. Это-животное. Черника и малина-это ягоды).

Слайд №3  

- Сегодня он пришёл к нам в гости. Весь утыкан острыми иглами. А встретит своего врага, он тут же свернётся в клубочек. До осени бродят ежи ночами по лесам, полям и огородам, а зима придёт – где-нибудь под корнем дерева, в кусте, норе, укрывшись опавшей листвой, спят до весны, как медведи в берлогах. Ежи уничтожают очень много вредных насекомых. Потому берегите ежей!

- Давайте вместе скажем это слово. (Ёжик)  

- Сколько здесь слогов? (2слога)

-Произнесём первый слог. Какие звуки слышите?    [й’], [о]

- А какой буквой можно обозначить звуки [й’], [о]? (Буквой Ё)

- Кто может сказать, какая задача нашего урока?  (Познакомиться с буквой Ё и звуками, которые она обозначает).

IV. Работа по теме урока.     

а) Знакомство со звуками [й’ о].

-Давайте вернёмся к слову «ёжик».

-Какой слог первый? (й о)

-Какие звуки слышите? (Мягкий согласный [й’] и гласный [о]).

-Назовите второй слог. (жик)

- Какие звуки слышите?

(Твёрдый согласный [ж] и гласный [ы] образуют твёрдое слияние и к ним соединяется твёрдый согласный [к]).

Вывод: когда звуки [й’], [о] в начале слова произносятся слитно образуют мягкое слияние, то они обозначаются на письме буквой Ё (Показываю схему слога-слияния и букву).

- С помощью фишек составим схему слова «Ёжик». (Самостоятельная работа. Один ученик работает у доски, остальные сверяют).

- Когда буква Ё обозначает два звука? (В начале слова)

б) Знакомство с буквами Ё, ё.     Слайд 4

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

-  На что похожа буква?

- Ё – не Е, взгляните сами:

   Буква с точками-глазами.

(Дети читают стишки)

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е и Ё -  родные сёстры,

Различить сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Слайд 5

- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы Ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.  В городе Ульяновске создан памятник букве Ё.

-Покажите букву Ё на ленте букв.  (Ученик показывает).

-В какую группу букв мы её отнесём?  (Буква Ё – гласная)

- Это йотированная гласная и стоит под буквой О. В букве Ё есть тоже звук [о].

V. Физкультминутка. 

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки ёж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

VI. Работа по теме урока. Продолжение.

1) Работа со звуками    Слайд 6

а) (поёт, пьёт моё, шитьё, твоё, бельё)

-Посмотрите на экран. Давайте выясним, ещё в каких случаях буква Ё обозначает два звука? (После гласной и после мягкого знака).

- Распределите эти слова на две группы.  Слайд 7

   Поёт[й’о]          пьёт[й’о]

   моё [й’о]         бельё [й’о]

   твоё [й’о]        шитьё [й’о]

б) - А сейчас работа в парах. С помощью фишек составим схемы слов. Первая пара составляет схему слова «поёт», вторая пара составляет схему слова «пьёт», третья пара – «твоё» и четвёртая пара – «бельё». (Работа в парах).

в) Но есть ещё один секрет у этой буквы.

- Прочитайте слова и определите ударные гласные. (Читают по цепочке и определяют, что ударение падает на гласную Ё).

- Что заметили?  (Буква ё – ударная).

- Ребята, я не поставила знак ударения, и я не ошиблась. Дело в том, что буква Ё – ударная не только в этих словах, а всегда в любом слове. Поэтому ставить знак ударения в таких словах не нужно.

б) Скорочтение.   Слайд 8

Малыш Алёша – рёвушка, рёвушка-коровушка.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом побыстрее.

- В каких словах есть буква Ё?

- Когда так говорят? (Когда громко плачут). 

- Почему Алёшу назвали рёвушкой? (Ответы детей).

в) Составьте предложение.      Слайд 9

под ёж жил ёлкой

VII. Применение нового знания.

  1. Работа по учебнику.

- Открываем учебник на странице 31.

а) - Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором ).

б) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог в каждом слове.

- Что интересного заметили? (Знак ударения над этой буквой не ставится!)

 в) -Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

г) Работа по иллюстрации.

-Посмотрите на иллюстрацию на странице.

- Кого видите? Дадим имена.

- Где встретили ёжика?

- Почему подумали, что в лесу?

д) Работа по тексту.

 - Прочитаем текст по «цепочке». (Чтение по «цепочке»).

- Где были ребята?  Ребята были в лесу.

– Что они услышали? Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- Кто это был?  Это был ёжик.

– Кто напал на ёжика?  На ёжика напала Жучка.

– Что случилось с Жучкой?   Жучка наколола нос и убежала.

 -  Придумаем название к тексту.

 «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

VIII. Итог урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

- В каких случаях буква Ё обозначает два звука?

- Назовите слова, в которых буква Ё стоит в начале слова, после гласных и после мягкого знака.

IX. Рефлексия.

- Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?

Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.

У меня всё получилось … 

Были небольшие ошибки …

Мне нужна помощь, мне есть над чем поработать …

-Не переживайте, у нас ещё будет время с этой буквой поработать. У вас обязательно всё получится. Вы сегодня старались, внимательно выслушивали ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.  Спасибо за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звуки [й’о]. Буква Ё.»

Тема: Звуки [й’о]. Буква Ё.

Цели урока:

Образовательные: познакомить с буквой Ё, обозначающей два звука; читать слова с этой буквой; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.

Воспитывающие: воспитывать любовь к животным, интерес к предмету и культуру поведения при фронтальной работе.

Формируемые УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; давать ответы на вопросы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование:

  1. Компьютер учителя

  2. Проектор

  3. Экран

  4. Учебник «Азбука»

  5. Фишки красного, синего и зелёного цветов

Тип урока:

- изложение нового материала

















Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Урок обучения грамоте.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

II. Актуализация знаний

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

- Из чего состоит наша речь? ( Наша речь состоит из предложений).

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударными и безударными).

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими).

- Какие гласные буквы мы называем друзьями мягких согласных? ( и, е, я) Почему? (Обозначают мягкость согласных звуков).

- Какие буквы мы называем хитрыми? (е, я)

- Почему? (Обозначают два звука).

-В каких случаях они обозначают два звука? (В начале слова и после гласной, после мягкого знака)

III. Постановка учебной проблемы.

-Ребята, как вы думаете, а есть ли ещё в Азбуке хитрые буквы?

- А давайте сейчас проведём небольшое исследование. Посмотрите на экран и назовите предметы.

Слайд №2 ( Дети называют: черника, малина, ёжик).

- Какая картина лишняя? Почему? (Ёжик. Это-животное. Черника и малина-это ягоды).

Слайд №3

- Сегодня он пришёл к нам в гости. Весь утыкан острыми иглами. А встретит своего врага, он тут же свернётся в клубочек. До осени бродят ежи ночами по лесам, полям и огородам, а зима придёт – где-нибудь под корнем дерева, в кусте, норе, укрывшись опавшей листвой, спят до весны, как медведи в берлогах. Ежи уничтожают очень много вредных насекомых. Потому берегите ежей!

- Давайте вместе скажем это слово. (Ёжик)

- Сколько здесь слогов? (2слога)

-Произнесём первый слог. Какие звуки слышите? [й’], [о]

- А какой буквой можно обозначить звуки [й’], [о]? (Буквой Ё)

- Кто может сказать, какая задача нашего урока? (Познакомиться с буквой Ё и звуками, которые она обозначает).

IV. Работа по теме урока.

а) Знакомство со звуками [й’ о].

-Давайте вернёмся к слову «ёжик».

-Какой слог первый? (й о)

-Какие звуки слышите? (Мягкий согласный [й’] и гласный [о]).

-Назовите второй слог. (жик)

- Какие звуки слышите?

(Твёрдый согласный [ж] и гласный [ы] образуют твёрдое слияние и к ним соединяется твёрдый согласный [к]).

Вывод: когда звуки [й’], [о] в начале слова произносятся слитно образуют мягкое слияние, то они обозначаются на письме буквой Ё (Показываю схему слога-слияния и букву).

- С помощью фишек составим схему слова «Ёжик». (Самостоятельная работа. Один ученик работает у доски, остальные сверяют).

- Когда буква Ё обозначает два звука? (В начале слова)

б) Знакомство с буквами Ё, ё. Слайд 4

- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

- На что похожа буква?

- Ё – не Е, взгляните сами:

Буква с точками-глазами.

(Дети читают стишки)

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е и Ё - родные сёстры,

Различить сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Слайд 5

- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы Ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября. В городе Ульяновске создан памятник букве Ё.

-Покажите букву Ё на ленте букв. (Ученик показывает).

-В какую группу букв мы её отнесём? (Буква Ё – гласная)

- Это йотированная гласная и стоит под буквой О. В букве Ё есть тоже звук [о].

V. Физкультминутка.

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки ёж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.



VI. Работа по теме урока. Продолжение.

1) Работа со звуками Слайд 6

а) (поёт, пьёт моё, шитьё, твоё, бельё)

-Посмотрите на экран. Давайте выясним, ещё в каких случаях буква Ё обозначает два звука? (После гласной и после мягкого знака).

- Распределите эти слова на две группы. Слайд 7

Поёт[й’о] пьёт[й’о]

моё [й’о] бельё [й’о]

твоё [й’о] шитьё [й’о]

б) - А сейчас работа в парах. С помощью фишек составим схемы слов. Первая пара составляет схему слова «поёт», вторая пара составляет схему слова «пьёт», третья пара – «твоё» и четвёртая пара – «бельё». (Работа в парах).

в) Но есть ещё один секрет у этой буквы.

- Прочитайте слова и определите ударные гласные. (Читают по цепочке и определяют, что ударение падает на гласную Ё).

- Что заметили? (Буква ё – ударная).

- Ребята, я не поставила знак ударения, и я не ошиблась. Дело в том, что буква Ё – ударная не только в этих словах, а всегда в любом слове. Поэтому ставить знак ударения в таких словах не нужно.

б) Скорочтение. Слайд 8

Малыш Алёша – рёвушка, рёвушка-коровушка.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом побыстрее.

- В каких словах есть буква Ё?

- Когда так говорят? (Когда громко плачут).

- Почему Алёшу назвали рёвушкой? (Ответы детей).



в) Составьте предложение. Слайд 9

под ёж жил ёлкой



VII. Применение нового знания.

  1. Работа по учебнику.

- Открываем учебник на странице 31.

а) - Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.

(Чтение слогов в учебнике хором ).

б) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог в каждом слове.

- Что интересного заметили? (Знак ударения над этой буквой не ставится!)

в) -Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

г) Работа по иллюстрации.

-Посмотрите на иллюстрацию на странице.

- Кого видите? Дадим имена.

- Где встретили ёжика?

- Почему подумали, что в лесу?

д) Работа по тексту.

- Прочитаем текст по «цепочке». (Чтение по «цепочке»).

- Где были ребята? Ребята были в лесу.

– Что они услышали? Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

- Кто это был? Это был ёжик.

– Кто напал на ёжика? На ёжика напала Жучка.

– Что случилось с Жучкой? Жучка наколола нос и убежала.

- Придумаем название к тексту.

«Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

VIII. Итог урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

- В каких случаях буква Ё обозначает два звука?

- Назовите слова, в которых буква Ё стоит в начале слова, после гласных и после мягкого знака.



IX. Рефлексия.

- Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?

Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.

У меня всё получилось …

Были небольшие ошибки …

Мне нужна помощь, мне есть над чем поработать …



-Не переживайте, у нас ещё будет время с этой буквой поработать. У вас обязательно всё получится. Вы сегодня старались, внимательно выслушивали ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Спасибо за урок.







Использованные ресурсы:



  1. Акимушкин И.И. «Жил-был ёжик» - М.: Малыш, 1984.

  2. http://www.news.nashbryansk.ru/2013/09/05/page/2/ картинки ёжики.

  3. nelgimnazia2.narod.ru›Sergeeva.html


















































 



Просмотр содержимого презентации
«Буква Ё презент.»

Урок обучения грамоте   Тема: Звуки [й’о]. Буква Ё.   Богданова Г. А.  учитель начальных классов  МОУ «Пензятская СОШ»

Урок обучения грамоте

Тема: Звуки [й’о]. Буква Ё.

Богданова Г. А.

учитель начальных классов

МОУ «Пензятская СОШ»

ЁЖИК

ЁЖИК

Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё. Е и Ё - родные сестры, Различить сестер непросто. Но у буквы Ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки.

Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

Е и Ё - родные сестры,

Различить сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

18 ноября   День рождения буквы

18 ноября

День рождения буквы

По ё т  пь ё т мо ё шить ё  тво ё  бель ё

По ё т

пь ё т

мо ё

шить ё

тво ё

бель ё

п ь ё т шит ь ё бел ь ё п о ё т  м о ё тв о ё

п ь ё т

шит ь ё

бел ь ё

п о ё т

м о ё

тв о ё

Скорочтение Малыш Алёша – рёвушка, рёвушка-коровушка.

Скорочтение

Малыш Алёша – рёвушка,

рёвушка-коровушка.

Составь предложение Под ёж жил ёлкой

Составь предложение

Под ёж жил ёлкой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Звуки [й’о]. Буква Ё.

Автор: Богданова Галия Ахметкаримовна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ.  БУКВЫ Чч, Щщ. Время: часы. "
    ["seo_title"] => string(79) "zvuki-ch-shch-vsiegda-miagkiie-glukhiie-zvuki-bukvy-chch-shchshch-vriemia-chasy"
    ["file_id"] => string(6) "209570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431236801"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тесты . Русская  грамота. Тема. « Звуки.  Буквы.» "
    ["seo_title"] => string(42) "tiesty-russkaia-ghramota-tiema-zvuki-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "168819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423306334"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Звук, буква, слог"
    ["seo_title"] => string(16) "zvuk-bukva-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "290197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454931451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства