Тема: Звуки [й’о]. Буква Ё.
Цели урока:
Образовательные: познакомить с буквой Ё, обозначающей два звука; читать слова с этой буквой; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
Воспитывающие: воспитывать любовь к животным, интерес к предмету и культуру поведения при фронтальной работе.
Формируемые УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; давать ответы на вопросы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении.
Оборудование:
- Компьютер учителя
- Проектор
- Экран
- Учебник «Азбука»
- Фишки красного, синего и зелёного цветов
Тип урока:
- изложение нового материала
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
- Здравствуйте, ребята! Урок обучения грамоте.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
II. Актуализация знаний
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).
- Из чего состоит наша речь? ( Наша речь состоит из предложений).
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударными и безударными).
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими).
- Какие гласные буквы мы называем друзьями мягких согласных? ( и, е, я) Почему? (Обозначают мягкость согласных звуков).
- Какие буквы мы называем хитрыми? (е, я)
- Почему? (Обозначают два звука).
-В каких случаях они обозначают два звука? (В начале слова и после гласной, после мягкого знака)
III. Постановка учебной проблемы.
-Ребята, как вы думаете, а есть ли ещё в Азбуке хитрые буквы?
- А давайте сейчас проведём небольшое исследование. Посмотрите на экран и назовите предметы.
Слайд №2 ( Дети называют: черника, малина, ёжик).
- Какая картина лишняя? Почему? (Ёжик. Это-животное. Черника и малина-это ягоды).
Слайд №3
- Сегодня он пришёл к нам в гости. Весь утыкан острыми иглами. А встретит своего врага, он тут же свернётся в клубочек. До осени бродят ежи ночами по лесам, полям и огородам, а зима придёт – где-нибудь под корнем дерева, в кусте, норе, укрывшись опавшей листвой, спят до весны, как медведи в берлогах. Ежи уничтожают очень много вредных насекомых. Потому берегите ежей!
- Давайте вместе скажем это слово. (Ёжик)
- Сколько здесь слогов? (2слога)
-Произнесём первый слог. Какие звуки слышите? [й’], [о]
- А какой буквой можно обозначить звуки [й’], [о]? (Буквой Ё)
- Кто может сказать, какая задача нашего урока? (Познакомиться с буквой Ё и звуками, которые она обозначает).
IV. Работа по теме урока.
а) Знакомство со звуками [й’ о].
-Давайте вернёмся к слову «ёжик».
-Какой слог первый? (й о)
-Какие звуки слышите? (Мягкий согласный [й’] и гласный [о]).
-Назовите второй слог. (жик)
- Какие звуки слышите?
(Твёрдый согласный [ж] и гласный [ы] образуют твёрдое слияние и к ним соединяется твёрдый согласный [к]).
Вывод: когда звуки [й’], [о] в начале слова произносятся слитно образуют мягкое слияние, то они обозначаются на письме буквой Ё (Показываю схему слога-слияния и букву).
- С помощью фишек составим схему слова «Ёжик». (Самостоятельная работа. Один ученик работает у доски, остальные сверяют).
- Когда буква Ё обозначает два звука? (В начале слова)
б) Знакомство с буквами Ё, ё. Слайд 4
- Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).
- На что похожа буква?
- Ё – не Е, взгляните сами:
Буква с точками-глазами.
(Дети читают стишки)
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Е и Ё - родные сёстры,
Различить сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Слайд 5
- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы Ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября. В городе Ульяновске создан памятник букве Ё.
-Покажите букву Ё на ленте букв. (Ученик показывает).
-В какую группу букв мы её отнесём? (Буква Ё – гласная)
- Это йотированная гласная и стоит под буквой О. В букве Ё есть тоже звук [о].
V. Физкультминутка.
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки ёж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
VI. Работа по теме урока. Продолжение.
1) Работа со звуками Слайд 6
а) (поёт, пьёт моё, шитьё, твоё, бельё)
-Посмотрите на экран. Давайте выясним, ещё в каких случаях буква Ё обозначает два звука? (После гласной и после мягкого знака).
- Распределите эти слова на две группы. Слайд 7
Поёт[й’о] пьёт[й’о]
моё [й’о] бельё [й’о]
твоё [й’о] шитьё [й’о]
б) - А сейчас работа в парах. С помощью фишек составим схемы слов. Первая пара составляет схему слова «поёт», вторая пара составляет схему слова «пьёт», третья пара – «твоё» и четвёртая пара – «бельё». (Работа в парах).
в) Но есть ещё один секрет у этой буквы.
- Прочитайте слова и определите ударные гласные. (Читают по цепочке и определяют, что ударение падает на гласную Ё).
- Что заметили? (Буква ё – ударная).
- Ребята, я не поставила знак ударения, и я не ошиблась. Дело в том, что буква Ё – ударная не только в этих словах, а всегда в любом слове. Поэтому ставить знак ударения в таких словах не нужно.
б) Скорочтение. Слайд 8
Малыш Алёша – рёвушка, рёвушка-коровушка.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом побыстрее.
- В каких словах есть буква Ё?
- Когда так говорят? (Когда громко плачут).
- Почему Алёшу назвали рёвушкой? (Ответы детей).
в) Составьте предложение. Слайд 9
под ёж жил ёлкой
VII. Применение нового знания.
- Работа по учебнику.
- Открываем учебник на странице 31.
а) - Попробуем хором прочитать слоги в азбуке.
(Чтение слогов в учебнике хором ).
б) -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог в каждом слове.
- Что интересного заметили? (Знак ударения над этой буквой не ставится!)
в) -Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?
г) Работа по иллюстрации.
-Посмотрите на иллюстрацию на странице.
- Кого видите? Дадим имена.
- Где встретили ёжика?
- Почему подумали, что в лесу?
д) Работа по тексту.
- Прочитаем текст по «цепочке». (Чтение по «цепочке»).
- Где были ребята? Ребята были в лесу.
– Что они услышали? Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.
- Кто это был? Это был ёжик.
– Кто напал на ёжика? На ёжика напала Жучка.
– Что случилось с Жучкой? Жучка наколола нос и убежала.
- Придумаем название к тексту.
«Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».
VIII. Итог урока.
- С какой буквой вы сегодня познакомились?
- В каких случаях буква Ё обозначает два звука?
- Назовите слова, в которых буква Ё стоит в начале слова, после гласных и после мягкого знака.
IX. Рефлексия.
- Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?
Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.
У меня всё получилось …
Были небольшие ошибки …
Мне нужна помощь, мне есть над чем поработать …
-Не переживайте, у нас ещё будет время с этой буквой поработать. У вас обязательно всё получится. Вы сегодня старались, внимательно выслушивали ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Спасибо за урок.