Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе на тему «Родительный падеж»»
Тема: Родительный падеж.
Цель: продолжить знакомство с родительным падежом имени существительного.
Задачи:
научить распознавать существительные в форме родительного падежа как с предлогом , так и без предлога;
развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, творческие способности детей;
воспитание дружного коллектива
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте Ребята
- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем. Спасибо. Садитесь.
На экране.
- Ребята, посмотрите на экран Вам представлен текст. Но что, это часть текста отсутствует. Давайте с вами попытаемся его восстановить. Слайд 1.
От улыбки хмурый день светлей От улыбки в небе радуга проснется Поделись улыбкою своей И она к тебе не раз еще вернется
- Какие слова пропущены? На что наводят вас эти слова?
- Ребята, а скажите мне пожалуйста. Почему я начала этот урок с этих слов?
(чтобы мы улыбнулись и порадовали друг друга хорошей работой. И наше настроение было хорошим.).
- А давайте вспомним слова из этой песни.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака И кузнечик запиликает на скрипке С голубого ручейка начинается река Ну а дружба начинается с улыбки С голубого ручейка начинается река Ну а дружба начинается с улыбки
- Какие главные, вернее самые важные слова этой песни?
- Молодцы. Конечно же «Дружба»
- И так, мы продолжаем.
Актуализация знаний. Минутка чистописания.
-Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы уже знакомы с Им.п. имени существительного, начали знакомиться с Р.п.. Эту работу и будем продолжать. Возвращаясь к началу нашего урока, я бы хотела. Что бы вы сказали мне.
- В каком падеже стоит это слово? «От улыбки». Слайд 2.
- Молоды.
- Итак, тема урока « .одительный падеж имени существительного». ( Слайд 3.) Но что это? Убежала буква. Какая буква оставила свое место? (Буква р, вписываю букву в название темы урока.)
-Что мы о ней можем рассказать? ( Эта буква согласная, она обозначает два звука: р - твердый и р - мягкий, эти звуки – звонкие, не имеет пары.)
-Напишите . (Дети выполняют задание. Записывают число, классную работу и тему урока)
-Оказывается, спрятал эту букву Незнайка. (Выплывает на экран.) Он вам приготовил загадки, а ваша задача красиво написать отгадки, подчеркивая опасные места. (Дети работают в тетрадях, один на индивидуальной доске, указывая буквы, из которых предстоит выбрать правильную букву.) Слайд 3.
«Утром бусы засверкали, «Бежал по тропке луговой-
Всю траву собой устлали. Кивали маки головой,
А пошли искать их днем, Бежал по речке голубой-
Ищем, ищем - не найдем». Речка сделалась рябой».
«Непоседа пестрая, «Весной зеленела, летом загорала.
Птица длиннохвостая, Осенью надела красные кораллы».
Птица говорливая,
Самая болтливая». «Ползун ползет, иголки везет»
На экране появляется запись: Р . са, вет . р, с . рока, тр . ва, р . бина, е . . Слайд 4.
(Идет коллективный разбор задания: обнаруживают орфограммы, устанавливают тип орфограммы, применяют правило (проверяемые безударные гласные проверяют ударением, изменяя слово или подбирая родственное, для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими и звуками в , в ), проверяют написанное (осуществляют орфографический самоконтроль).
-Ребята, а вы ничего не замечаете. Нет ли здесь чего то лишнего, подчеркните и скажите, почему вы считаете что это лишнее. (Это слово еж, в нем нет буквы р).
- Молодцы.
Закрепление и уточнение знаний о Р.п. имени существительного.
- А сейчас, я предлагаю вам освежить нашу память.
- Что такое имя существительное?
- Как оно изменяется?
-Сколько всего падежей в русском языке? (6). Давайте с вами назовем их.
- Отлично.
- А сейчас я предлагаю вам послушать сказку.
- Слушайте внимательно, а потом найдем с вами одно и тоже существительное, но с разными окончаниями. Вы, конечно, знаете, что такое окончание?
(Окончание—это часть слова, которая находится на конце слова и изменяется.)
- Молодцы.
- Итак, слушайте. Слайд 5.
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал оромашке на дальних лугах и садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
- Итак. Какиедва слова здесь чаще всего встречаются (ромашка и мотылёк)
Давайте сейчас мы выпишем эти слова в столбик и зададим к ним вопросы. Но чтобы вам было легче, у нас на столе предоставлены названия падежей и их вопросы. Но хулиган Незнайка, взял и перепутал их. Давайте все исправим. Слайд 6.
Слайд 7.
ромашка
мотылёк
о ромашке
мотыльком
ромашку
о мотыльке
ромашке
мотылька
ромашкой
мотыльку
для ромашки
мотылька
- Молодцы.
Физминутка.
Работа по учебнику.
- А сейчас мы немножко поработаем по учебнику.
- Выполним упр.292 с. 130 Слайд 8.
Вышли… леса, свернули …. Дороги, доехали …. Тараза, добрались ,,, дома, Выехали … города, сошли … автобуса, долетели … Алматы, вышли … трамвая.
-Самостоятельная творческая работа. Слайд 9.
- А сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы правильно употребить слова в Р.п.
-Назовите мне и запишите словосочетания, в которых одно существительное будет стоять в Р.п. А Незнайка вам в этом поможет.
(Рябина (бусы), небо (дождь), клен (лист), стакан (стекло), дерево (стол), дорога (знак), солнце (луч), береза (сок), след (звери), звук (лес), кувшин (глина), дом (кирпич), творог (молоко), снег (крыша), одежда (ткань)).
- У вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками о дружбе.
- Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.
1) Старый ……… лучше новых двух.
2)………… крепка не лестью, а правдой и честью.
3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.
4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.
5)Легче …… потерять, чем найти.
6) Где …….. прочна, там хорошо идут дела.
7) Добро потеряешь - опять наживёшь, ….. потеряешь - уже не вернёшь.
8) Без беды ….. не узнаешь.
9) Друзей много, а …… нет.
- Прочитайте полученные пословицы и поговорки.
-В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?
-Так что же, по-вашему, дружба?(ответы детей)
Подведение итогов.
-Пора подводить итоги.
-Ответить на поставленные вопросы.
- Что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного? (Отвечает на вопросы: кого? чего? , в предложении являются второстепенными членами, согласуются с существительными и глаголами, употребляются с предлогами и без них.)