4. Изучение нового материала. | 18 мин | Работа в группах, распределение ролей (деление кругами 4 цвета по 5*2 штук и по 4*2 штуки). Для плодотворной работы нам необходимо соблюдать правила работы в группе. Обратите внимание на кластер, который висит на живой стене. Смотрю на собеседника. Я слышу, я вижу. Я согласен или не согласен. Говорю свой ответ. Доказываю свое мнение. Приходим к согласию. - У вас на столах таблички «Воздух», «Свет», « Вода», «Тепло» - это название вашей группы. Разделим новый материал из учебника на 4 части по названиям ваших групп (стр.78-80). Пользуясь учебником и карточкой с вопросами, информационными листами, выполните кластер по полученной информации и докажите, что без этого условия для жизни животные не смогут прожить ИЛИ выпустите рекламный лист «Свет – необходимое условие для жизни животных». 1-я группа. Воздух. -Вспомните, где есть воздух? -Какую пользу приносят дождевые черви? -Чем дышат рыбы? (Словарная работа: объяснить слова с помощью словаря - среда обитания, жабры) . - Для чего нужны рыбам жабры?
- Почему же рыба может жить в воде, а человек нет?
-Почему дельфины, касатки, тюлени и пингвины выныривают из воды? -Чем дышат киты?
Рубрика «Это интересно» (рыба-кит) Чудо-юдо рыба-кит на самом деле не рыба, а млекопитающее. Ведь киты кормят своих детенышей молоком. Они дышат, как и наземные животные, легкими. Кит, конечно, может довольно долго находиться под водой и не дышать. Для вдоха он всплывает. Приближаясь к поверхности воды, кит делает выдох. Вместе с воздухом, который кит с силой выдыхает, ввысь выбрасываются струи воды. Это знаменитые фонтаны китов. Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Туловище, тело рыб обтекаемо, что облегчает им плавание. Плавники. С помощью них рыба может плавать то ниже, то выше. С помощью хвоста рыба может поворачивать. 2-я группа. Вода. Рубрика «Это интересно» Давным-давно, когда не были изобретены ни автомобили, ни самолеты, только на верблюдах человек мог пересечь пустыни Азии и Африки. Вот поэтому верблюдов часто называли «кораблями пустыни». Горб на спине помогает животному путешествовать по пескам и длительное время обходиться без пищи. Когда горб пуст, он обвисает на сторону, как мешок. Верблюжий горб лишен костей и состоит лишь из жира и мышечной ткани.
Такой горб — своеобразный склад для питательных веществ. Перед тем как отправиться в долгий путь, верблюд ест про запас, и поэтому на спине у него начинает расти большой горб весом до 45 килограммов. Благодаря жировым отложениям в горбу верблюд в случае необходимости может несколько дней прожить без пищи. Также эти животные накапливают про запас и воду. Поэтому перед дорогой выпивают до 57 литров воды. Ты спросишь, как же можно сразу выпить столько жидкости? Оказывается, сначала верблюду дают полизать немного соли, которая и вызывает у животного сильную жажду. У верблюда три желудка. В первом из съеденных растений образуется своеобразная жвачка, во втором находятся желудочные соки, а в третьем жвачка переваривается. В первых двух желудках расположены карманчики для хранения
воды. Когда они заполнены, то плотно закрыты мышечной тканью. Но стоит только верблюду захотеть пить, как они тут же открываются, выпуская столько воды, сколько необходимо животному. Как же долго верблюд может обходиться без воды? Как мы уже выяснили, он никогда не бывает без воды. Кстати, обезумевшие от жажды кочевники не раз убивали верблюдов, чтобы завладеть хранящейся в их желудках водой. Если верблюд не спеша кочует по пустыне, да и на спине у него небольшой груз, то воды в его желудке хватит на шесть-десять дней пути. 3-я группа. Свет. -Докажите, что свет нужен животным. -Можно ли сказать, что кроту свет совсем не нужен? -Составьте цепочку: солнце, пшеница, мышь, лиса. Рубрика «Это интересно» Кроты погибают если не будет постоянной пищи, так как под землей они часто едят и перерыв в еде около трех часов для них смертелен, а на свет они практически не реагируют, так как слепые. Если вы поймаете крота и посадите дома в клетку, он выживет при условии частого кормления. 4-я группа. Тепло.
|
«Мы группа, значит, мы способны действовать», – говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. -они роют норки в земле и тем самым рыхлят почву. Это способствует проникновению в почву воздуха -Рыбы дышат жабрами. Они используют кислород растворённый в воде.
-Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из вода, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз -туловище, тело рыб обтекаемо, что облегчает им плавание. Плавники. С помощью них рыба может плавать то ниже, то выше. С помощью хвоста рыба может поворачивать Выныривают из воды для мгновенного вдоха
Лёгкими. Поэтому он может долго находится под водой
Защита проектов. | | Критерии оценивания самими учащимися (1 фишка – 1 балл): 1.Доказать, что без данного условия животные не смогут прожить -1б.. 2.Грамотность кластера – 1б.. 3.Аккуратность -1б.. 4.Время -1б.. 5.Выступление – 1б.. Взаимооценива ние «Светофор» | Презентация. Таблички «Воздух», «Свет», « Вода», «Тепло». Круги (синий, зелёный, красный, жёлтый) по5*2 штук и по 4*2штуки, учебник, 4 шт.карточки с вопросами, информационные листы Рубрика «Это интересно», 4 шт.ватмана, маркеры, смайлики-светофор на каждого ученика, толковый словарь Ожегова, фишки для оценивания. |
6.Закрепление знаний. | 10 мин | Групповая работа. 1.Соедини части предложений: а)Места, где есть условия для жизни животных, называют…(средой обитания) б)Все животные дышат…(воздухом) в)Рыбы получают воздух из воды, пропуская её через особые отверстия… (жабры) г)Свет нужен для того, чтобы …(найти корм, уберечься от опасности) д)Сова охотится…(ночью) е)Животные не могут жить без…(воды) ж)Верблюд может жить без воды больше…(сорока дней) з) С наступлением холодов впадают в спячку…(пресмыкающиеся,, насекомые, земноводные) 2.Игра «Мне холодно». - Как приспосабливаются животные к холоду? Соедините картинки животного и его домика. (Ил - лягушка; мышь- норка; медведь - берлога; муха - щель; белка - дупло.) Лягушка | Дупло | Мышь | Берлога | Медведь | Ил | Муха | Щель | Белка | Норка | | Работа в группах. Самопроверка по образцу на слайде.
На листе А-4 каждая группа соединяет и клеит картинки животного и его домика.
| | Суммативное оценивание: за соблюдение правил работы в группе учитель выдаёт дополнительные фишки, консультанты в группах подсчитывают полученные фишки, выставляют оценки соответственно критериям оценивания. | Презентация, полосочки с началом и концом предложений, картинки животных и их домиков (Ил - лягушка; мышь- норка; медведь - берлога; муха - щель; белка - дупло), 4 листа А-4, клей 4 шт., |