Тема: Жизнь диких животных осенью.
Задачи: формировать представление о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для жизни животных; развивать творческое воображение, творческое мышление, расширять кругозор и словарный запас уч-ся; воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважение к труду людей
Оборудование: рисунки с изображением животных, видеоролик о животных
Ход урока
1.Психологический настрой.
Если вам нравится учиться в школе – хлопните!
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь начинать урок нам пора.
2. Постановка темы и задач урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни диких животных осенью, о том, как они подготовились к зиме.
3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений учащихся.
Стихотворение-загадка:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… (природа)
-Что такое природа?
-На какие 2 группы делим предметы природы?
-Что относим к живой природе? К неживой природе?
-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?
4. Интерактивный приём: «Интрига»
- Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!
Вот конверт, большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как же ты попал в наш класс?
Разберемся. Ой, постой!
На конверте адрес наш,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишет нам лесной народ:
Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Приходите погулять.
Будем с вами мы дружить
И покажем нашу жизнь.
Кто написал нам письмо? Животные.
5. Изучение нового материала
Животные – тоже часть живой природы.
Итак, отправляемся в путь?
– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.
- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением
осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные справляются с трудностями, мы сегодня узнаем.
По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Нам нужно узнать, какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.
На доске таблица
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
Отправляемся в путь. Вспомним правила поведения в лесу.
А какие животные нас встречают в лесу, узнай.
6. Игра «Узнай по описанию»
– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка)
-Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает. (хомяк).
Он играет с нами в прятки,
Прячется в сырой земле.
И еду — свои запасы
Он хранит в большой норе. (суслик)
Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.
– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.
– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук)
- Я весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, Ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны. (Еж)
– Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.
- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.
– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса)
– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк)
– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц)
– Что объединяет этих животных?
Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.
Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью.
7. Просмотр видеоролика
8. Физминутка
9. Работа в группах.
У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам,которые видите на доске. Давайте вспомним правила работы в группе. Проверка.
10. Работа в парах.
- Работа по карточкам (на карточках – соедините рисунки диких животных с рисунками норы, дупла, берлоги. Где кто зимует)
11. Итог урока.
12. Рефлексия.