Город Петропавловск 17.04.2015г.
Цель планирования: внедрение в практику идей семи модулей программы на уроках познания мира во 2 классе
№ | 1.Тема урока, цель обучения. | 2. Формы работы, используемые при активном обучении. | 3.Ожидаемые результаты обучения. | 4. Оценивание, включая оценку в целях обучения. | 5. Включая всех учеников | 6. Основные ресурсы. |
1 | Тема: «Животные. Разнообразие мира животных»
Цель: ученики смогут классифицировать животных по их отличительным признакам | 1. Тренинг "Путаница" Цель: создание коллаборативной среды. | - знают классификацию групп животных; - могут рассказать о хищниках, травоядных и всеядных животных; - умеют классифицировать животных по способу питания. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности, эмоционального настроя. | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | |
2.Определение темы и целей урока учащимися. Определить и назвать к какой группе животных одним словом относится ваша картинка. - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -А все ли животные одинаковы? -Как вы это определили? (по признакам) -А чем эти группы различаются? Цель: учиться умению самостоятельно определять тему и цель урока. | | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | презентация |
3.Парная работа. Составление постера по классификации групп животных по четырём признакам (отметить их место обитание, покров тела, как они передвигаются и способ питания) Цель:уметь классифицировать группы животных по признакам. | Взаимооценивание и самооценивание смайликами-светофор по трём критериям. | Включение всех учащихся в парную работу. | Пронумерованные конверты с картинками животных(медведь, голубь, окунь, бабочка, змея, лягушка), 9 листов А-4, маркеры, клей, раздаточные картинки животных, смайлики-светофор (красный, жёлтый, зелёный) |
4.Физминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” Цель: снять напряжение, создать эмоциональный настрой. | | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | Файл mp3 «В мире животных» |
5.Диалог. Исследовательская работа Проблемный вопрос. Чем похожи волк и стрекоза? Цель: исследовать сходства между волком и стрекозой. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности | Все учащиеся вовлечены в исследовательскую работу. | презентация |
6. Фронтальная работа. Совместное составление диаграммы Венна. Цель:сравнить и исследовать сходства и различия между волком и стрекозой. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | тексты с информацией о волке и стрекозе, доска, мел |
7.Фронтальная работа. Совместная работа составления схемы классификации животных по способу питания. Работа с текстом учебника. Цель: уметь различать животных по способу питания и выбирать нужную информацию из текста. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | Доска, мел, учебник |
8.Игра"Найди лишнее". Из группы слов животных выбрать тех животных, которые относятся к одной группе или какому-либо признаку. Цель:уметь сравнить и проанализировать сходства и различия данных животных. | Самооценивание смайликами. | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | презентация |
9.Рефлексия на основе вопросов. Цель:уметь определять уровень критериев успешности. | Суммативное оценивание, через анализ работы учащихся в течение урока | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | |
10.Информация о домашнем задании. Приготовить проект по данному плану: каждая пара берёт свою тему “Жизнь пресмыкающихся”, “Жизнь земноводных” и т.д.. Цель: практическое применение знаний и умений понимания пройденного материала. | | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | презентация |
2 | Тема: «Животновод ство» Цель: понять назначение животноводства. | 1.Тренинг "У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде..." Цель: создание коллаборативной среды. | - знают, что животноводство обеспечивают людей продуктами питания и сырьём для промышленности; - смогут рассказать о животных, которых разводят в Казахстане. - умеют применять и обобщать знания о животноводстве в жизни человека. | Формативное оценивание: наблюдение учителя, готовности к уроку, эмоционального настроя класса. | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | Файл mp3"У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде..." |
Суммативное оценивание | Индивидуальная работа | Листы с тестами для 2-х вариантов |
2.Индивидуальная работа по тесту «Разнообразие животных». Цель: определить степень усвоения материала. |
3.Деление на группы: игра «Собери пазл» (составление картинки животного). Цель: уметь применить составление картинок из пазлов(синтез) для деления на 4 группы. | Формативное оценивание: наблюдения учителя за распределением ролей в группе, устное поощрение степени активности, эмоционального настроя. | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | Презентация, пазлы-разрезные картинки животных. |
4.По наводящим вопросам и толковому словарю С.И.Ожегова учащиеся определяют тему и цель урока. Цель: уметь самостоятельно определять цель урока и критерии успеха. | | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | Толковый словарь С.И.Ожегова |
5.Работа по учебнику с таблицей-инсерт: З-знаю, Н-новое (узнал), Х-хочу узнать. Цель:ученики смогут проанализировать текст и выделить в нём основные аспекты. | Формативное оценивание: наблюдения учителя | Индивидуальная работа | Маркировочная таблица-инсерт для каждого ученика, учебник, ручка, простой карандаш. |
| 6.Групповая работа. Создание и защита проектов (постеров по четырём отраслям: коневодство, скотоводство, овцеводство, верблюдоводство) Цель: уметь отобрать и проанализировать материал из разных источников и аргументировать материал на постере. | Формативное оценивание по критериям разработанными самими учащимися. Стратегия «Светофор» | Включение всех учащихся в групповую работу | карточки-подсказки, ватманы, маркеры, клей, разрезные картинки животных |
7.Физминутка. «На ферме» Цель: снять напряжение, создать эмоциональный настрой. | | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | Музыкальная презентация |
8.Беседа-дебаты (за или против) по вопросу «Какая отрасль полезна для разведения: коневодство или верблюдоводство?» Показ видеофильма «Верблюдоводство» Цель:уметь обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности, эмоционального настроя. | Все учащиеся вовлечены в исследовательскую беседу. | Презентация, видеофильм «Верблюдоводство» |
9.Работа талантливых и одарённых. Выступление с дополнительной информацией по отраслям коневодства и верблюдоводства. Цель: уметь отбирать нужную информацию. | | Вовлечение одарённых учащихся К.Д. и М.В.(коневодство и верблюдоводство) | дополнительный материал (коневодство и верблюдоводство) |
10. Игра в картинках «Узнай мою работу». Цель:уметь по признакам изображённым на картинках определить профессию из отрасли животноводства. | Формативное(наблюдения учителя, устное поощрение степени активности). | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. | презентация |
11.Рефлексия: 1) на основе вопросов; 2) заполнение оценочного листа «Лесенка успеха». Цель: определить уровень критериев успешности и объективно оценить свои учебные достижения. | Суммативное оценивание на основе самооценивания (на оценочных листах «Лесенка успеха») | 1)Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. 2)Индивидуальная работа. | Оценочные листы на каждого учащегося «Лесенка успеха» |
12.Информация о домашнем задании (дифференцирован- ные-все задания подобраны с учетом возрастных особенностей). 1.Подготовить коллаж, т.е. вырезки из газет, журналов и подготовить рассказ о профессии животновода. 2.Творческое задание (рисунок) – описать работу фермера, выбрав одну отрасль с/х. 3.Подготовить мини-эссе о профессиях людей, работающих в области животноводства. Цель:выбрать задания по своим силам и интересам. | | Все учащиеся вовлечены в общегрупповую работу. Индивидуальный выбор дифференцированных заданий по силам и интересам. | Презентация, полоски-светофор |
3 | Тема: «Условия, необходимые для жизни животных» Цель: устанавливать взаимосвязь между условиями и жизнью животных. | 1.Тренинг «Австралийский дождь». Цель: создание коллаборативной среды. | - знают, что такое среда обитания и жабры. - могут рассказать об условиях, необходимых для жизни животных. - понимают значение воздуха, воды, света и тепла для жизни животных. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности, эмоционального настроя. | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | |
2.Определение темы и целей урока учащимися. -Ребята, как вы считаете, дождь необходим животным? Почему? -А какие условия нужны для жизни животных? Цель:учиться умению самостоятельно определять тему и цель урока. | | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | Презентация |
| 3. Проверка д/з: 1.Выступление учащихся по дифференцирован ному д/з. 2.Задание талантливым и одарённым -рассказать дополнительную информацию по заданным вопросам детей из таблицы ЗУХ(1. Сколько овца может выпить литров воды в день?(Б.С.); 2.Чем стригут овец и коз? Сколько лет живёт овца и лошадь? (В.М.); 3.Сколько воды пьют козы? Сколько лет живут? (Ю.Д.)). Цель: 1) проверка знаний пройденного материала; 2) умеют выбирать нужную информацию из разных источников. | Формативное оценивание с помощью смайликов | Выступление трёх учащихся П.Ю., Г.Н., Л.К. по дифференцирован ному д/з. Выступление одарённых учащихся М.В., А.А., Г.Н. с дополнительной информацией по заданным вопросам детей из таблицы ЗУХ. | Дополнительный материал к вопросам детей из таблицы ЗУХ, доска, магниты |
4.Групповая работа: создание кластера по табличкам «Воздух», «Свет», « Вода», «Тепло». Детям раздаются карточки с вопросами и информационными листами. Задача детей выпустить рекламный лист, что без этого условия для жизни, животные не смогут прожить. Цель:структурирование информации изучаемого материала, развитие понимания задания. | ФО по критериям оценивания самими учащимися.Наблюдение за распределением ролей в группе. | Включение всех учащихся в групповую работу | Презентация. Таблички «Воздух», «Свет», «Вода», «Тепло». Круги (синий, зелёный, красный, жёлтый) по5*2 штук и по 4*2штуки, учебник, 4 шт., карточки с вопросами, информационные листы Рубрика «Это интересно»,4 шт. ватмана, маркеры, ,толковый словарь Ожегова. |
| | 5.Групповая работа. Защита рекламных листов. Выдвижение одного спикера. Цель: учиться умению прорекламировать и аргументировать информацию, развивать коммуникативные навыки. | Взаимооценивание смайликами «Светофор» | Включение всех учащихся в групповую работу. Презентация рекламных листов спикерами. | Доска, магниты,смайлики-светофор на каждого ученика, фишки для оценивания. |
6.Физминутка (музыкальная зарядка животных). Цель: снять напряжение, создать эмоциональный настрой. | | | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | Музыкальная презентация |
7. Групповая работа. 1.Соедини части предложений. Задача учащихся найти по началу предложения его концовку. Цель: способность сопоставлять части предложений в целое. 2.Игра «Мне холодно». Задача учащихся по данным картинкам животных найти их жилище. Цель:уметь соотнести картинки животного и его домика. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, похвала. | Включение всех учащихся в групповую работу | Презентация, полосочки с началом и концом предложений, картинки животных и их домиков (Ил - лягушка; мышь-норка; медведь - берлога; муха - щель; белка - дупло), 4 листа А-4, клей 4 шт. |
| | 8.Рефлексия:1) по вопросам: 3 факта, которые вы узнали; 2 вопроса, которые у вас возникли; 1 факт, который пригодится вам в жизни; 2) по общему оценочному листу «Мишень успеха». Цель:определить уровень критериев успешности и объективно оценить свои учебные достижения. | Суммативное оценивание знаний учащихся по самооцениванию с помощью улыбающегося смайлика на общий лист «Мишень успеха». | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. Индивидуальная работа | Оценочный лист-ватман «Мишень успеха», классная доска, одинаковые смайлики на каждого ученика, магниты. |
9.Информация о домашнем задании: нарисовать своё любимое животное и подготовить рассказ о его среде обитания. Для одарённых – разучить сценку: «Где моё место?». Цель: применить полученные знания с жизненной практикой и уметь творчески показать среду обитания животных. | | | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | дневники |
4 | Тема: «Как питаются животные»
Цель: моделировать пищевую цепь. | 1.Тренинг «Говорящие руки» Цель: создание коллаборативной среды. | - знают, что такое пищевая цепь. - смогут рассказать, как животные связаны между собой и с растениями в пищевой цепи; сравнивать и проиллюстрировать цепь питания травоядных животных и хищников. - понимают значение связи всех живых организмов в пищевой цепи. | Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности, эмоционального настроя. | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | |
| | 2.Проверка д/з: 1.Взаимообучение. Упражнение «Поймите собеседника». Задача учащихся повернуться к своему соседу и рассказать о своем любимом животном, затем сосед на протяжении минуты перескажет услышанное и обмениваются ролями. Цель: уметь совместно передавать информацию о своем любимом животном. | | Формативное оценивание смайликами-светофор. | Включение всех учащихся в парную работу. | |
| | 2.Работа талантливых и одарённых. Учащиеся показывают сценку: «Где моё место?». Задача учащихся ответить после сценки на вопросы:- Почему Архару понравилось в горах? Какой вывод мы можем сделать? Цель: уметь творчески показать среду обитания животных. | | | Вовлечение одарённых учащихся М.В., А.А.,К.Д.,Т.Д. в показ подготовленной ими сценки. | Маски животных для сценки. |
3.Определение темы, цели и критериев успеха урока. С использованием подмостков (карточки). Цель: определять самостоятельно тему и цель урока. | | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | Карточки-слова (дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает, питается) |
4. Групповая работа. Деление по изображению животных — группы птиц, рыб, млекопитающих, насекомых. Составление пищевой цепи при помощи трёх полосок разного цвета в картинках. Склеить таким образом, чтобы было понятно «Кто чем питается?». Цель: уметь анализировать объекты природы, устанавливать взаимосвязи между ними. | Формативное оценивание по разработанным критериям самими учащимися.Наблюдение за распределением ролей в группе. Суммативное оценивание учителем по количеству фишек. Дети оценивают группы по составленным критериям при помощи большого пальца вверх или вниз. | Работа учеников групп А,В,С в группе (наблюдение) Включение всех учащихся в групповую работу | Картинки изображения животных — группы птиц, рыб, млекопитающих, насекомых; фишки для оценивания; на 4 группы по 3 узкие полоски с разными картинками: зелёная – колос, чёрная – мышь, белая – сова и т.д., 4 шт. клея; смайлики, маркеры. Карточка-слово (пищевая цепь). |
| | 5.Групповая работа. Показ видеофильма «Питание животных» -Обсудите пищевую цепь. Попробуйте убрать чёрное звено из цепи, докажите, что все взаимосвязано. Покажите на цепочке. -Что произойдёт? - К чему это приведёт? -Какой вывод можно сделать? Проблемный вопрос. -Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев? Цель: уметь анализировать пищевую цепь и аргументировать свои ответы. | | Самооценивание смайликом запаса своих знаний и умений по данному вопросу. Формативное оценивание: наблюдения учителя, устное поощрение степени активности, эмоционального настроя. | Включение всех учащихся в групповую работу | Видеофильм «Питание животных» |
| | 6.Физминутка. Игра «Угадай животное по способу питания» Цель: снять напряжение, создать эмоциональный настрой. | | | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | |
7. Закрепление. 1.Игра «Отгадайте названия зверей по их описанию». Цель:умение сопоставить признаки животного с данным описанием. 2.Демонстрация опыта в виде игры «Лиса и мыши». - Что нужно, что бы лиса смогла поймать мышку? Задача учащихся: (мышка-ватка, смоченная в духах) мама лиса прячет мышку в один из трех пакетов. Надо по запаху духов определить, в каком пакете мышка. Цель:уметь продемонстрировать на примере влияние органов чувств на питание хищников. 8. Рефлексия на основе вопросов и самооценки «Древо знаний». Цель:определить уровень критериев успешности и объективно оценить свои учебные достижения. | Суммативное оценивание на основе самооценивания (на оценочных листах «Древо знаний») | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. Индивидуальная работа по самооцениванию. | мышка-ватка, духи, 3 пакета. Оценочные листы на каждого ученика «Древо знаний» |
| | 9. Информация о домашнем задании: составить цепи питания; нарисовать рисунок. Цель: уметь применить полученные знания. | | | Все вовлечены учащиеся в общегрупповую работу. | дневники |
Целью составления среднесрочного планирования по познанию мира во 2 классе это внедрение идейсеми модулей Программы, т.к. все они связаны между собой.
Внедряя новые подходы в преподавании и обучении я буду использовать создание коллаборативной среды (различные тренинги,физминутки), ученики могут почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия, взаимодействияи сотрудничества; также групповую форму работы, где учащиеся будут выполнять кластер и постер по разделу «Животноводства», составлять диаграмму Венна; для деления на группы используются игры. Планируется работа в парах, где хорошо прослеживается диалоговое обучение и саморегуляция, взаимообучение - упражнение «Поймите собеседника». Также планируется самостоятельно определять самими учащимися название темы, цели и критерии успеха, через подмостки и наводящие вопросы.Исследовательская беседа, где ученики будут думать вместе, выдвигать гипотезы и рассуждать.
На уроках я буду развивать критическое мышление, через групповую и парную работу, через вопросы высокого порядка, которые помогают ученику анализировать, делать выводы, сравнивать, рассуждать. Эти вопросы буду применять, когда ставить проблемные вопросы, опрос учащихся.
На каждом уроке планирую оценивание для обучения – это формативное: взаимооценивание, самооценка учащихся (смайлики), различные стратегии, обратная связь (комментарий учителя, доска обратной связи) и суммативное оценивание (отметка учеников по количеству полученных фишек, тест).
Использование ИКТ на уроках будет в виде презентаций, видеофильмов, музыкальных физминуток- это позволит облегчить объяснение и обеспечить понимание данного материала учащимися.
Для обучения талантливых и одарённых учеников я буду использовать виды работ (сценка «Где моё место?»,отбор информации из таблицы ЗУХ), как на уроке, так и в процессе домашней работы с целью развития саморегуляции.
При планировании каждого урока я учитывала возрастные особенности детей, т.к. у меня 2 класс, то ученикам необходима двигательная активность, использование наглядного материала, задания по возрасту 7-8 лет.
Учитель ограничивает свою деятельность на уроке, является основным лидером, который управляет, направляет и наблюдает за учащимися в классе.