Разработка урока предназначени для урока по окружающему миру 3 класс по программе "XXI"век автор учебника Виноградова. Урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель урока - Сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I, его реформах. В начале урока проводится блиц - опрос по истории Древней Руси.Есть групповая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Петр Великий" 3 класс »
Урок по окружающему миру на тему«Петр Великий». 3 класс
Цель:Сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Задачи:
Развитие познавательного интереса у учащихся к историческому прошлому своей страны;
Развивать познавательные способности и монологическую речь;
Развивать умение работать с дополнительной литературой;
Развивать умение обобщать и делать выводы;
Воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I активную гражданскую позицию
Оборудование:
Компьютер
Интерактивная доска
Дидактическме материалы:
Презентация «Петр Великий»
Карточки с текстами о преобразованиях Петра Первого
Учебник «Окружающий нас мир», Н.Ф.Виноградова.ч.2
Ход урока.
Мотивация к деятельности.
История страны богата,
А мы о ней уж знаем очень маловато.
Будем на уроке стараться многое узнать,
Чтоб историю России знать на «5»! (Слайд1)
-Мы продолжаем путешествие по “реке времени”. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам совершить новые открытия.
Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем из истории нашего отечества… Из истории Древней Руси.
Блиц - опрос:
Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира? (слайд 2)
а) освобождение Руси от монголо-татар;
б) Куликовская битва;
в) Крещение Руси;
г) нашествие Золотой Орды.
В каких веках было образовано Московское государство?(Слайд 3)
а) IX-XI (9-11)
б) XIV-XV (14-15)
в) XII-XIII (12-13)
3. Кто стал первым царём в России?(Слайд 4)
а)Владимир Красное Солнышко;
б) Иван Грозный;
в) Владимир Мономах;
г) Ярослав Мудрый
У: - Какой вклад внес Иван Грозный в развитие государства?
Д: - Строил монастыри, увеличил территорию Московского государства, организовал книгопечатание.
У: -(Сейчас у нас в гимназии проходит неделя православной книги, акция «Подари книгу», и мы принимали участие)
Постановка темы, целей урока.
У:-Сегодняшнее путешествие позволит нам открыть для себя еще одну историческую личность, о которой знает вся Европа.
Представьте себе великана, без малого 2 метра роста, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Любил он всё делать сам. Считался опытным зубным врачом. Чтобы всё успеть он вставал в 3 утра. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно, носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод.
- Как вы думаете, о ком идет речь?
Д: высказывают свои предположения (Слайд 5)
У:- Это царь Пётр Первый.
У: - Итак, о ком пойдет речь на уроке?
Д: - О ПетреI.
У: - Петр I, Петр Великий. Что бы вы хотели узнать о этом человеке?
Д: - Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”? Что он сделал для страны?
У: - Это и будет целью нашего урока. А как вы думаете, почему его называли Великим? ….. Правы вы или нет узнаем в конце урока.
Открытие нового знания.
У:- Все начинается с детства. Давайте познакомимся с маленьким Петром.
Пётр I стал царём в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственны-ми делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. (слайд 6)
Пётр был любознательным и одарённым мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. (слайд 7)
С 1683 года в селе Преображенском под Москвой юный царь образовал «потешные полки». «Воины» - сверстники царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму. (слайд 8)
На реке Яузе была построена «потешная крепость» - там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку и переросла в увлечение Петра военными науками. С «потешных полков» и началась новая регулярная русская армия. (слайд 9)
У:- Итак, детство, юность Петра закончились. Он начал самостоятельно править. Ему было 17 лет, это возраст выпускников школы. Давайте посмотрим на реку времени российской истории. Что вы видите на рубеже 17 - 18 веков?(Слайд 10)
Д:- Река ударилась о скалу и изменила свое направление.
У: - Для того, чтобы понять, почему произошли резкие и глубокие изменения , необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу 17 века.
Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.(слайд 11 )
Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.(Слайд 12 )
Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.(Слайд 13 )
Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.(Слайд 14, 15 )
Благодаря реформам Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.(Слайд 16)
У: - Как вы понимаете слово «реформа»?
- Давайте обратимся к толковому словарю и проверим наши предположения. (чтение лексич.знач. с словаре учеником)
Физминутка : -Мост нагнулся над Невой, (наклоны вперед),
Над водою ровной:
«Ах, красивый я какой! (повороты в стороны)
«Ах, какой огромный!» (встать на носочки, руки тянуть вверх).
У: Итак, обсудим, в каких же областях и какие преобразования были проведены Петром 1.
- Перед вами карточки с текстом. Вы должны прочитать, обсудить, выделить главное и рассказать нам, о каких преобразованиях идет речь.(работа в группах)
1 группа (реформа календаря). Карточки на доске: юлианский календарь , 1 сентября-начало года, мануфактуры (слайд 18)
2 группа (военная реформа) – флот, армия (рекруты)(слайд 19)
3 группа (реформа образования) - школы, первая печатная газета «Ведомости», первая публичная библиотека, первый российский музей – Кунсткамера(слайд 20-21)
4 группа (Введение европейского стиля в одежде)- европейское платье, брить бороды(слайд 22)
5 группа (Строительство Санкт-Петербурга)(слайд 23)
У: Посмотрите, сколько преобразований провел Петр Первый и в 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.
У: - Петру 1 воздвигнуто немало памятников в разных городах нашей Родины .Одним из самых знаменитых является работа французского мастера. Мориса Фальконе. "Медный всадник".(Слайд )
Он был настолько велик, что даже такой великий поэт как Александр Сергеевич Пушкин написал про него замечательные строки:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
5. Итог урока
- Давайте подведем итог нашей работы.
- Во сколько лет Петр 1 стал царем? (10)
- Чем увлекался Петр 1 в детстве? (военными играми)
- Какое прозвище получил Петр 1? (Великий)
- За что Петр I назвали Великим?Всю свою жизнь царь неустанно заботился о пользе Отечества
- Совпали наши предположения, которые мы делали в начали урока?
6.Рефлексия
У: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Как оцениваете свое участие в уроке? Прикрепите стикер под той картинкой, которая соответствует вашему выбору.
Учитель: Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились.
- Кому захотелось найти дополнительную информацию по теме урока?