, способствует формированию чувства гордости за великих людейанный урок изучения нового материала и первичного закрепления.Знакомит с жизнью Петра Великого и временем его правления. Учит работать с различными источниками информации, способствует формированию чувства гордости за великих людей, живших в нашей стране.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Петр Великий" урок окружающего мира в 4 классе »
Урок окружающего мира в 4-м классе. Тема: "Петр Великий"
Разделы:Преподавание в начальной школе
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Цели по содержанию:
образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Методы: репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки)
Средства обучения
Учебник Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2009.; 2) презентация “Петр Великий”; 3) Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, Ч 2.– М.: Просвещение, 2009.
Ход урока 1. Организационный момент
Ученик.
И снова начинается урок – В минуты сжатые века… О, неизведанного доле Впитала книжная строка!
2. Актуализация знаний
–Ребята, у каждого из вас на столе тест, который соответствуют изученному нами материалу на прошлых уроках.
Проверка домашнего задания У каждого ребёнка не парте тест , рассчитанный на 4минуты 3. Целеполагание и мотивация
Время катится вперед,
Новый век опять грядет.
Царь совсем уже другой:
Худ, высок, на вид простой,
Он и гвоздь умеет вбить,
Строить корабли и пушки лить.
- Перед вами портрет Петра Великого.
— Подумайте, знакомо ли вам это имя?
— Что мы уже знаем о Петре Первом?
— А что вы хотели бы узнать? (или: Что можно было бы узнать о человеке, которого никогда не видели и не знали?)
(это могут быть такие вопросы:
Где родился и вырос ПЁТР? Долго ли жил? Была ли у него своя семья?
Чем прославился?
Как закончилась его жизнь?
4.Изучение нового материала
– Наши ребята готовились к этому уроку вместе со мной. Я подготовила презентацию, а ребята, к слайдам, (это было домашнее задание ребят) подобрали материал о жизни и деятельности Петра Первого.
Слово учителя. Петр Первый стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Россия переживала в то время трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…
Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. “Я в учении нуждаюсь и в учителях”, – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.
В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: “Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Первый, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь.
– Итак, вы поняли, что тема нашего урока “Петр Первый”. Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”. А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?
= Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?
= Хотелось бы узнать о детстве Петра.
= Каким правителем был Петр Первый?
= Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?
– В течение урока попытаемся ответить на эти вопросы
- Ребята нам придётся сегодня поработать .Нужно ответить на вопросы , поставленные ( вопросы на доске)или слайде
И я предлагаю вам познакомиться с жизнью этого человека.
Работа в группах. Индивидуальное чтение по книгам, учебникам, энциклопедиям.
1-я группа— Кто такой Пётр Первый? ( из какой семьи, детство, характер, увлечения)
Характер и «СТРАННОСТИ» ПЕТРА I
«РАБОЧИЙ ДЕНЬ» ПЕТРА ВЕЛИКОГО
«Потешные полки»
Вывод:
В ранней юности Петр поражал красотой, живостью лица и фигуры: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали за ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, всегда работал.
2-я группа — Какие преобразования произошли в России при Петре Первом?
«ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА» (1696 г.)
НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ (1699 г.)
Русский театр. (1702г.)
ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПЕЧАТНАЯ ГАЗЕТА (1703 г.)
МУЗЕИ (1710 г.)
ЧЕМ БОРОДЫ ПОМЕШАЛИ
3-я группа —Какой город на Неве построил Пётр Первый и зачем?
Пётр вошёл в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира.
Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Чёрное моря.
КАК СТРОИЛСЯ ПЕТЕРБУРГ
О Полтавской битве (1709 г.)
Групповая работа.
— Обсудите в группе самые интересные факты, которые возьмете для пересказа. При подготовке распределите роли, выясните значение устаревших слов, приготовьте пересказ, иллюстрации к тексту, выдержки из документов того времени.
Материал для работы групп.
Прочитайте текст на стр. 94-100 учебника.
Детская энциклопедия «Я познаю мир. История» с.305-339
Детская энциклопедия «Я познаю мир. История России» с.
«Знакомство с историей» Федонин А.Р. ИКФ «Сталкер» 1997 г. С.238-239, 369-371
«Путешествие в прошлое России» В.М.Соловьёв Москва «Просвещение» 1997 г. С.135-142
5. Физкультминутка ( после выступления 2-ой группы)
Мы дружно трудились, От зелёного причала
Немного устали, Оттолкнулся ботик малый,
Быстро все сразу Он назад шагнул сначала,
За партами встали. А потом шагнул вперёд,
Руки поднимем, И поплыл, поплыл по речке,
Потом разведём Набирая полный ход.
И очень глубоко
Всей грудью вздохнём.
6. Закрепление изученного
- Какой город на Неве построил Петр Первый? (Санкт- Петербург.) Легко ли было построить город на Неве? (Было очень сложно: болотистая местность, необжитые края.)
Почему город имеет такое необычное название? (Петр решил заложить европейскую столицу.)
VI. ПОЧЕМУ ПЕТРА I ПРОЗВАЛИ ВЕЛИКИМ
Вывод:
Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.
В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.
7. Обобщающая беседа.
— Давайте вернемся к началу занятия. На какие вопросы мы теперь сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа?
Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Петр Великий.)
Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)
Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)
Как назывался его полк? (Потешный.)
Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)
Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.)
Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела.)
Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)
Что нового появилось в России при Петре I? (Новый календарь, первая газета, музей, библиотека.)
Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со станами Европы.)
С какой целью надо было устанавливать контакты в Европой? (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)
Когда был заложен город на Неве? (300 лет назад.)
С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)
Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.)
Назовите главную улицу. (Невский проспект.)
8. Целеполагание на следующее занятие.
— Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку. 9. Подведение итогов урока (рефлексия)
– Сейчас выберите верные утверждения, для того чтобы понять на сколько вы вжились в тему урока, на сколько тема урока стала вам понятна и интересна
10. Информация о домашнем задании
– Выберите вариант задания для домашней работы.
1 вариант: изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с.94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.
2 вариант: изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с.94-100, выполнить задание на с.100 учебника: составь рассказ о строительстве Санкт – Петербурга от лица одного из предложенных героев.