Урок окружающего мира
Тема: «Отечественная война 1812 года»
Цели: 1.Обучающиеся должны знать последовательность событий войны 1812 года, кто её начал, между какими государствами, чем она закончилась; уметь по составленной схеме описывать общую картину войны.
2. Развивать логическое мышление, речь, память, умение работать в паре.
3. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины, стремление жить в мире, не совершая зла.
Оборудование: для обучающихся: учебник, альбомный лист на пару, маркер или фломастер;
для учителя: учебник, карта, презентация.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня прекрасный день и не только потому, что отличная погода, но и потому, что мы узнаем много нового и интересного. Пожелаем друг другу удачи и успехов. Прижмитесь друг к другу плечо к плечу, улыбнитесь. Помните: рядом с вами всегда находится плечо друга, который поможет вам в трудную минуту.
2. Актуализация знаний.
- К сожалению, в жизни существуют такие понятия как горе, боль, страх, смерть.
- Скажите, что причиняет людям боль, горе, приносит гибель близких?
(Война).
- А какие войны вы знаете?
- Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово война?
3.Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, какая тема урока?
(Война).
- Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с общей картиной Отечественной войны 1812 года.
1 слайд (Отечественная война 1812 года)
- Что мы должны будем знать к концу урока?
( кто её начал, когда, между какими государствами шла война, чем она закончилась).
- А что вы знаете об этой войне на данный момент?
- Какое произведение посвящено этому событию? «Бородино»
- Кто автор? М. Ю. Лермонтов.
4. Поиск решения учебной задачи.
- В начале 19 века громадная армия императора Франции Наполеона завоевала почти всю Европу.
2 слайд (картина).
« Я буду господином мира,- заявил Наполеон,- остается одна Россия, но я раздавлю её»
3 слайд (высказывание Наполеона).
-Что вам больше всего не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?
(раздавлю)
- Да, действительно, все это звучит унизительно, точно Россия, какая- то букашка. Поэтому на борьбу с неприятелем поднялась не только армия, но и весь русский народ на защиту Отечества. Война получила название…(Отечественная). Создавались небольшие партизанские отряды, которые наводили ужас на неприятеля.
- А какую ещё вы знаете Отечественную войну? Сколько лет в этом году исполнится со Дня победы? (64).
- Мы вновь будем вспоминать героев этой войны.
Звучит музыка ( От героев былых времён….)
- Слова этой песни можно отнести и к Отечественной войне 1812 года, ход которой мы и должны с вами выяснить.
- У вас на двоих один лист, на котором вы, сотрудничая друг с другом, составите схему нового материала.
- Итак, в каком году произошла война?
(1812)
- Запишите посередине сверху.
4 слайд(1812)
- Между каким государствами была война?
(Между Францией и Россией)
- Запишите.
5 слайд (Франция Россия).
-Обратимся к карте (показ государств).
- Прочитайте содержимое первого прямоугольника.
6 слайд (Нашествие наполеоновской армии на Россию)
- Найдите ключевое слово и дайте ему объяснение.
(Нашествие- вторжение неприятеля в страну)
- Французские войска переправились через реку Неман и вторглись на территорию России.
(Показ на карте).
- И это произошло… (в 1812 году).
- Продолжаем запись.
7 слайд (стрелка).
- А чтобы сориентироваться, чем же закончилась война, прочитаем содержимое второго прямоугольника.
8 слайд (Изгнание наполеоновской армии из России)
- Какое здесь ключевое слово?
(Изгнание).
- Как вы его понимаете?
(Выдворение из страны, насильственное удаление).
Продолжаем запись.
9 слайд (стрелка в обратном направлении синего цвета).
- И случилось это всё в том же…
(1812 году).
- Сделайте вывод, как для русского народа закончилась эта война.
(Победой).
10 слайд (салют).
- Давайте встанем и поаплодируем.
- Продолжаем запись, пишем победное слово: «Ура!» над словом Россия.
11 слайд (Ура!)
- Продолжите крылатую фразу: «Кто к нам с мечом придет…»
(Тот от меча и погибнет)
- А для французов, чем все закончилось?
(Поражением).
- Да, вот уж поистине: «На чужой каравай рот не разевай». Плачевно для них всё закончилось. Рисуем слёзы над словом Франция.
12 слайд (слёзы).
- Итак, общая картина ясна, подытожим всё по опорным словам.
(Подведение микроитога).
Зарядка для глаз.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И победное «Ура!» далось русским очень не легко. Начинаем разбираться в деталях. Итак, французскими войсками командовал…
13 слайд (портрет Наполеона).
Наполеона Бонапарт – человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 он уже был генералом, затем стал правителем Франции, после чего его провозгласили императором.
- Он был очень опытным полководцем, завоевал многие страны Европы, и вот теперь настал черёд…
(России).
- Продолжаем нашу схему. Под словом Франция пишем слово Наполеон.
14 слайд (Наполеон).
-Чего же он хотел, каковы были планы французского командования? Разобраться нам поможет в этом наше детство. Вспомните: когда вы были крошечными, вас наверняка учили рисовать человечка, приговаривая: «Точка, точка, запятая…» Я буду рисовать, а вы мне хором помогайте.
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая,
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
15 - 21 слайды (человечек).
- Вот этот человечек поможет нам запомнить планы французского командования. Своим маршалам Наполеон говорил: «Если я возьму Киев (показ на карте) – я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург (показ на карте) – возьму Россию за голову, если я займу Москву (показ) – я поражу Россию в самое сердце».
- В то время во главе России стоял русский царь Александр 1.
Продолжаем схему, под словом Россия пишем – царь Александр 1.
22 слайд (царь Александр 1).
- Зная планы Наполеона, Александр 1 разделил войска на три армии.
Первой армией командовал военный министр, генерал Михаил Богданович Барклай – де – Толли.
23 слайд (портрет Барклая).
Второй армией руководил Петр Иванович Багратион.
24 слайд (портрет Багратиона).
Третья была под началом генерала Тормасова.
- Запишите подзаголовок «Ход сражения».
25 слайд (расположение армий).
- Третья армия в начале войны не участвовала, так как находилась далеко от районов, которым угрожал Наполеон, поэтому зачёркиваем её участие в начатых военных действиях.
26 слайд.
- Обратимся к карте. Что обозначает зеленая линия? Где это можно узнать?
(В легенде карты. Зеленая линия – русская граница).
- Давайте сориентируемся, как расположены русские войска относительно западной границы.
(Вдоль неё, по всей границе).
- Кроме того пространство между первой и второй армиями никто не оборонял.
- А у Наполеона было в два с лишним больше войск, чем у русских, и он мог одновременно разбить обе армии. Со стороны Александра 1 было большой ошибкой разбросать войска. Наполеон заметил эту ошибку и решил ею воспользоваться.
- Удалось ли ему это сделать, мы узнаем, прочитав второй абзац в учебнике на стр. 112.
- Как начался поход для французов?
(Удачно. Французы продолжали наступление).
- Итак, продолжаем работать со схемой. Первая и вторая армии отступают до самого Смоленска. Пунктиром изображаем это отступление.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали
27 слайд (отступление армий пунктиром).
- Но именно под Смоленском русские армии встретились – ошибка была устранена. К тому же вместо Александра 1 объединенными войсками был назначен командовать Михаил Илларионович Кутузов.
28 слайд (Портрет Кутузова).
- Михаил Илларионович Кутузов - опытный полководец, не раз рисковавший – в прямом смысле – во время военных действий своей головой. Особенно опасным для него оказался бой против турок, когда пуля ударила его в левый висок и вылетела близ правого глаза. Он стал слепнуть. Врачи думали, что Кутузов умрет, но Бог его хранил. Хранил настолько, что он остался жив и после второго ранения в голову, когда пуля ударила в щеку и вылетела в затылок. Военврач пророчески сказал после этого: «Должно быть, что судьба бережет голову Кутузова на что – нибудь великое».
Так оно и случилось.
- Отражаем это в схеме.
29 слайд (Кутузов).
- С назначением Кутузова на пост главнокомандующего решительный бой все – таки произошел. Случилось это недалеко от Москвы, у села Бородино.
- Делаем ещё один штрих в нашей схеме.
30 слайд (Бородино Москва).
- Битва происходила на тесном пространстве, и не одна из сторон не хотела уступать победы. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь.
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.
- Рассмотрите картину « Бородинская битва» в учебнике на стр. 114 – 115, скажите, что привлекло ваше внимание?
- После бородинской битвы Кутузов принимает трудное решение оставить Москву врагу.
31 слайд (огонь в Москве).
- Как вы думаете, почему Кутузов принял такое решение?
(Надо было спасти армию).
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
- Наполеон, войдя, в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы царя о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что войны настоящей ещё и не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять. Так русскому народу удалось изгнать захватчиков из России.
- А знаете ли вы, какие памятники построены героям войны 1812 года?
- Прочитайте в учебнике первый абзац на стр. 117 со слов в конце 19века.
(Храм Христа Спасителя в Москве).
- Кроме этого Казанский собор в Петербурге, открыт музей Бородино.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Пользуясь схемой, скажите:
- Когда была Отечественная война?
- Между какими государствами?
- Кто был главнокомандующим каждой стороны?
- Кто начал наступление?
- Чем закончилась война?
6. Самостоятельная работа.
- Составьте в паре рассказ об Отечественной войне 1812 года, пользуясь схемой.
- Заслушаем рассказ одной из пар.
Анализ рассказа.
7.Включение в систему знаний.
-О чём сегодня на уроке вы узнали?
- Помогла ли вам схема в изучении нового материала?
Выставка книг.
Выставление оценок.
8. Рефлексия.
- У каждого из вас два листа белого и чёрного цветов.
32 слайд (два листа).
- Как вы думаете, что они обозначают?
(Белый – мир, чёрный – война).
- Какой лист вы бы отдали Кутузову и Наполеону?
33 слайд (портреты Наполеона и Кутузова).
- Почему?
- Действительно, у человека, живущего в мире душа чистая, как белый лист, а у человека, идущего с войной, как чёрный.
- Выберете, тот лист, который вам по душе.
- А тот, который вы не выбрали, сомните и выбросите.