kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира

 

Тема: «Отечественная война 1812 года»

 

Цели: 1.Обучающиеся должны знать последовательность событий войны 1812 года, кто её начал, между какими государствами, чем она закончилась; уметь по составленной схеме описывать общую картину войны.

2. Развивать логическое мышление, речь, память, умение работать в паре.

3. Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины, стремление жить в мире, не совершая зла.

 

Оборудование: для обучающихся: учебник, альбомный лист на пару, маркер или фломастер;

                        для учителя: учебник, карта, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня прекрасный день и не только потому, что отличная погода, но и потому, что мы узнаем много нового и интересного. Пожелаем друг другу удачи и успехов. Прижмитесь друг к другу плечо к плечу, улыбнитесь. Помните: рядом с вами всегда находится плечо друга, который поможет вам в трудную минуту.

2. Актуализация знаний.

- К сожалению, в жизни существуют такие понятия как горе, боль, страх, смерть.  

- Скажите, что причиняет людям боль, горе, приносит гибель близких?

(Война).

- А какие войны вы знаете?

- Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово война?

3.Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, какая тема  урока?

(Война).

- Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с общей картиной Отечественной войны 1812 года.

1 слайд (Отечественная война 1812 года)

- Что мы должны будем знать к концу урока?

 ( кто её начал, когда, между какими государствами шла война, чем она закончилась).

- А что вы знаете об этой войне на данный момент?

-  Какое произведение посвящено этому событию? «Бородино»

- Кто автор? М. Ю. Лермонтов.

4. Поиск решения учебной задачи.

- В начале 19 века громадная армия императора Франции Наполеона завоевала почти всю Европу.

2 слайд (картина).

 « Я буду господином мира,- заявил Наполеон,- остается одна Россия, но я раздавлю её»

3 слайд (высказывание Наполеона).

-Что вам больше всего не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?

(раздавлю)

- Да, действительно, все это звучит унизительно, точно Россия, какая- то букашка. Поэтому на борьбу с неприятелем поднялась не только армия, но и весь русский народ на защиту Отечества. Война получила название…(Отечественная). Создавались небольшие партизанские отряды, которые наводили ужас на неприятеля.

- А какую ещё вы знаете Отечественную войну? Сколько лет в этом году исполнится со Дня победы? (64).

- Мы вновь будем вспоминать героев этой войны.

Звучит музыка ( От героев былых времён….)

- Слова этой песни можно отнести и к Отечественной войне 1812 года, ход которой мы и должны с вами выяснить.

- У вас на двоих  один лист, на котором вы, сотрудничая друг с другом, составите схему нового материала.

- Итак, в каком году произошла война?

(1812)

- Запишите посередине сверху.

4 слайд(1812)

- Между каким государствами была война?

(Между Францией и Россией)

- Запишите.

5 слайд (Франция    Россия).  

-Обратимся к карте (показ государств).

- Прочитайте содержимое первого прямоугольника.

 6 слайд (Нашествие наполеоновской армии на Россию)

- Найдите ключевое слово и дайте ему объяснение.

(Нашествие- вторжение неприятеля в страну)

- Французские войска переправились через реку Неман и вторглись на территорию России.

(Показ на карте).

- И это произошло… (в 1812 году).

- Продолжаем запись.

7 слайд (стрелка).

- А чтобы сориентироваться, чем же закончилась война, прочитаем содержимое второго прямоугольника.

8 слайд (Изгнание наполеоновской армии из России)

- Какое здесь ключевое слово?

(Изгнание).

- Как вы его понимаете?

(Выдворение из страны, насильственное удаление).

Продолжаем запись.

9 слайд (стрелка в обратном направлении синего цвета).

- И случилось это всё в том же…

(1812 году).

- Сделайте вывод, как для русского народа закончилась эта война.

(Победой).

10 слайд (салют).

- Давайте встанем и поаплодируем.

- Продолжаем запись, пишем победное слово: «Ура!» над словом Россия.

11 слайд (Ура!)

- Продолжите крылатую фразу: «Кто к нам с мечом придет…»

(Тот от меча и погибнет)

- А для французов,  чем все закончилось?

(Поражением).

- Да, вот уж поистине: «На чужой каравай рот не разевай». Плачевно для них всё закончилось. Рисуем слёзы над словом Франция.

12 слайд (слёзы).

- Итак, общая картина ясна, подытожим всё по опорным словам.

(Подведение микроитога).

Зарядка для глаз.

- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И победное «Ура!» далось русским очень не легко. Начинаем разбираться в деталях. Итак, французскими войсками командовал…

 13 слайд (портрет Наполеона).

 Наполеона Бонапарт – человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 он уже был генералом, затем стал правителем Франции, после чего его провозгласили императором.

- Он был очень опытным полководцем, завоевал многие страны Европы, и вот теперь настал черёд…

(России).

- Продолжаем нашу схему. Под словом Франция пишем слово Наполеон.

14 слайд (Наполеон).

-Чего же он хотел, каковы были планы французского командования? Разобраться нам поможет в этом наше детство. Вспомните: когда вы были  крошечными, вас наверняка учили рисовать человечка, приговаривая: «Точка, точка, запятая…» Я буду рисовать, а вы мне хором помогайте.

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая,

Ручки, ножки, огуречик –

Получился человечек.

15 - 21 слайды (человечек).

- Вот этот человечек поможет нам запомнить планы французского командования. Своим маршалам Наполеон говорил: «Если я возьму Киев (показ на карте) – я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург (показ на карте) – возьму Россию за голову, если я займу Москву (показ) – я поражу Россию в самое сердце».

- В то время во главе России стоял русский царь Александр 1.

Продолжаем схему, под словом Россия пишем – царь Александр 1.

22 слайд (царь Александр 1).

- Зная планы Наполеона, Александр 1 разделил войска на три армии.

Первой армией командовал военный министр, генерал Михаил Богданович Барклай – де – Толли.

23 слайд (портрет Барклая).

 Второй армией руководил Петр Иванович Багратион.

24 слайд (портрет Багратиона).

 Третья была под началом генерала Тормасова.

- Запишите подзаголовок «Ход сражения».

25 слайд (расположение армий).

- Третья армия в начале войны не участвовала, так как находилась далеко от районов, которым угрожал Наполеон, поэтому зачёркиваем её участие в начатых военных действиях.

26  слайд.

- Обратимся к карте. Что обозначает зеленая линия? Где это можно узнать?

(В легенде карты. Зеленая линия – русская граница).

- Давайте сориентируемся, как расположены русские войска относительно западной границы.

(Вдоль неё, по всей границе).

- Кроме того пространство между первой и второй армиями никто не оборонял.

- А у Наполеона было в два с лишним больше войск, чем у русских, и он мог одновременно разбить обе армии.  Со стороны Александра 1  было большой ошибкой разбросать войска. Наполеон заметил эту ошибку и решил ею воспользоваться.

- Удалось ли ему это сделать, мы узнаем, прочитав второй абзац в учебнике на стр. 112.

- Как начался поход для французов?

(Удачно. Французы продолжали наступление).

- Итак, продолжаем работать со схемой. Первая и вторая армии отступают до самого Смоленска. Пунктиром изображаем это отступление.

 

 Мы долго молча отступали,
 Досадно было, боя ждали

 

27 слайд (отступление армий пунктиром).

- Но именно под Смоленском русские армии встретились – ошибка была устранена. К тому же вместо Александра 1 объединенными войсками был назначен командовать Михаил Илларионович Кутузов.

28 слайд (Портрет Кутузова).

- Михаил Илларионович Кутузов - опытный полководец, не раз рисковавший – в прямом смысле – во время военных действий своей головой. Особенно опасным для него оказался бой против турок, когда пуля ударила его в левый висок и вылетела близ правого глаза. Он стал слепнуть. Врачи думали, что Кутузов умрет, но Бог его хранил. Хранил настолько, что он остался жив и после второго ранения в голову, когда пуля ударила в щеку и вылетела в затылок. Военврач пророчески сказал после этого: «Должно быть, что судьба бережет голову Кутузова на что – нибудь великое».

Так оно и случилось.

- Отражаем это в схеме.

29 слайд (Кутузов).

- С назначением Кутузова на пост главнокомандующего решительный бой все – таки произошел. Случилось это недалеко от Москвы, у села Бородино.

- Делаем ещё один штрих в нашей схеме.

30 слайд (Бородино  Москва).

- Битва происходила на тесном пространстве, и не одна из сторон не хотела уступать победы. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь.

Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

 

 В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

- Рассмотрите картину « Бородинская битва» в учебнике на стр. 114 – 115, скажите, что привлекло ваше внимание?

- После бородинской битвы Кутузов принимает трудное решение оставить Москву врагу.

31 слайд (огонь в Москве).

-  Как вы думаете, почему Кутузов принял такое решение?

(Надо было спасти армию).

Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

- Наполеон, войдя, в пустую, пылающую Москву, стал ждать просьбы царя о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что войны настоящей ещё и не было, она только начинается. Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять. Так русскому народу удалось изгнать захватчиков из России.

- А знаете ли вы, какие памятники построены героям войны 1812 года?

- Прочитайте в учебнике первый абзац  на стр. 117 со слов в конце 19века.

(Храм Христа Спасителя в Москве).

 - Кроме этого Казанский собор в Петербурге, открыт музей Бородино.

5. Первичное закрепление во внешней речи

 Пользуясь схемой, скажите:

- Когда была Отечественная война?

- Между какими государствами?

- Кто был главнокомандующим каждой стороны?

- Кто начал наступление?

- Чем закончилась война?

6. Самостоятельная работа.

- Составьте в паре рассказ об Отечественной войне 1812 года, пользуясь схемой.

- Заслушаем рассказ одной из пар.

Анализ рассказа.

7.Включение в систему знаний.

-О чём сегодня на уроке вы узнали?

- Помогла ли вам схема в изучении нового материала?

Выставка книг.

Выставление оценок.

8. Рефлексия.

- У каждого из вас два листа белого и чёрного цветов.

32 слайд (два листа).

- Как вы думаете, что они обозначают?

(Белый – мир, чёрный – война).

- Какой лист вы бы отдали Кутузову и Наполеону?

33 слайд (портреты Наполеона и Кутузова).

- Почему?

- Действительно, у человека, живущего в мире душа чистая, как белый лист, а у человека, идущего с войной, как чёрный.

- Выберете, тот лист, который вам по душе.

- А тот, который вы не выбрали, сомните и выбросите. 

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года" »

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия"  

Урок окружающего мира

в 4 классе

по программе «Школа России»

 

Тема: «Отечественная война 1812 года»

 

Попова Ирина Анатольевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа»

села Нялинское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  окружающего  мира

Урок окружающего мира

Отечественная война  1812 года

Отечественная война 1812 года

«Я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её.»

«Я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её.»

1812

1812

1812  Франция  Россия

1812

Франция Россия

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года

  • Нашествие наполеонв-ской армии на Россию
1812  Франция  Россия

1812

Франция Россия

Отечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года

  • Нашествие наполеонв-ской армии на Россию
  • Изгнание наполеонв-ской армии из России
1812  Франция  Россия

1812

Франция Россия

Ура! Россия победила!

Ура!

Россия победила!

1812  Ура! Франция  Россия

1812 Ура!

Франция Россия

1812  Ура! Франция  Россия

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон  Бонапарт

Наполеон Бонапарт

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон

Санкт-  Петербург Москва Киев

Санкт-

Петербург

Москва

Киев

Александр 1

Александр 1

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Первая армия  Михаил  Богданович  Барклай-де-Толли

Первая армия Михаил Богданович Барклай-де-Толли

Вторая армия  Пётр Иванович  Багратион

Вторая армия Пётр Иванович Багратион

Третья армия  Александр  Петрович  Тормасов

Третья армия Александр Петрович Тормасов

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли  Вторая армия  Багратион  Третья армия  Тормасов

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли

Вторая армия

Багратион

Третья армия

Тормасов

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли  Вторая армия  Багратион  Третья армия  Тормасов

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли

Вторая армия

Багратион

Третья армия

Тормасов

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли  Вторая армия  Багратион  Третья армия  Тормасов

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли

Вторая армия

Багратион

Третья армия

Тормасов

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли Смоленск  Вторая армия  Багратион  Третья армия  Тормасов

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли Смоленск

Вторая армия

Багратион

Третья армия

Тормасов

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли Смоленск  Вторая армия  Багратион  Третья армия  Тормасов

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли Смоленск

Вторая армия

Багратион

Третья армия

Тормасов

Михаил  Илларионович  Кутузов

Михаил Илларионович Кутузов

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли Смоленск  Вторая армия Кутузов  Багратион  Третья армия  Тормасов

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли Смоленск

Вторая армия Кутузов

Багратион

Третья армия

Тормасов

1812 Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли Смоленск  Вторая армия Кутузов  Багратион  Бородино  Третья армия  Тормасов Москва

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли Смоленск

Вторая армия Кутузов

Багратион

Бородино

Третья армия

Тормасов Москва

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли Смоленск  Вторая армия Кутузов  Багратион  Бородино  Третья армия  Тормасов Москва

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли Смоленск

Вторая армия Кутузов

Багратион

Бородино

Третья армия

Тормасов Москва

Отступление наполеоновской  армии

Отступление наполеоновской армии

Храм  Христа спасителя  в Москве

Храм Христа спасителя в Москве

Казанский  собор   в Петербурге

Казанский собор в Петербурге

Бородинский  музей

Бородинский музей

1812  Ура! Франция  Россия  Наполеон  Царь  Александр 1   Ход сражения  Первая армия  Барклай-де-Толли Смоленск  Вторая армия Кутузов  Багратион  Бородино  Третья армия  Тормасов Москва

1812 Ура!

Франция Россия

Наполеон Царь

Александр 1

Ход сражения

Первая армия

Барклай-де-Толли Смоленск

Вторая армия Кутузов

Багратион

Бородино

Третья армия

Тормасов Москва

Домашнее задание  Стр.112-117, вопросы  Рассказ по схеме  Сообщение о героях  Отечественной войны  1812 года

Домашнее задание

  • Стр.112-117, вопросы
  • Рассказ по схеме
  • Сообщение о героях

Отечественной войны

1812 года

Что обозначают?

Что обозначают?

ВОЙНА МИР

ВОЙНА

МИР


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Отечественная война 1812 года"

Автор: Попова Ирина Анатольевна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413289663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация к уроку 4 класс. Отечественная война 1812 года"
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia_k_uroku_4_klass_otiechiestviennaia_voina_1812_ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "367161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481176927"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация для урока окружающий мир 2 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-dlia-uroka-okruzhaiushchii-mir-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "187444"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426517243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация "Великие битвы и подвиги в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г." - урок в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-vielikiie-bitvy-i-podvighi-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-1941-1945-gh-urok-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "136215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417072858"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Использование электронных ресурсов урока "
    ["seo_title"] => string(44) "ispol-zovaniie-eliektronnykh-riesursov-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "204169"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429615665"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства