kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Петр I" "Петр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Петр Великий

(урок окружающего мира в 4 классе)

Цель:

Познакомить обучающихся с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи.

Задачи:

1.Формирование представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

2.Определение ценности преобразований Петра Великого для современников.

3.Развитие интеллектуальных умений (умение выделять главное, обобщать, делать выводы).

4.Развитие устной речи.

5.Воспитание интереса к изучению истории Отечества, чувства патриотизма и гордости за величие дел своих соотечественников.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок - экспедиция

Методы обучения:

словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные (методы иллюстрации), практические (упражнения, дидактические игры); по типу познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, видео-ролик «Санкт-Петербург»(с выходом в интернет), карта, аудиозапись М.П.Мусоргского «Борис Годунов»(Пролог), рабочие листы, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Петр I" "Петр Великий"»

Тема. Петр Великий

(урок окружающего мира в 4 классе)

Цель:

Познакомить обучающихся с переломным моментом в истории нашего государства – становлением Российской империи.

Задачи:

1.Формирование представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

2.Определение ценности преобразований Петра Великого для современников.

3.Развитие интеллектуальных умений (умение выделять главное, обобщать, делать выводы).

4.Развитие устной речи.

5.Воспитание интереса к изучению истории Отечества, чувства патриотизма и гордости за величие дел своих соотечественников.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок - экспедиция

Методы обучения:

словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные (методы иллюстрации), практические (упражнения, дидактические игры); по типу познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, видео-ролик «Санкт-Петербург»(с выходом в интернет) , карта, аудиозапись М.П.Мусоргского «Борис Годунов»(Пролог), рабочие листы, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».









Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнемся.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в экспедицию по «реке времени». Ребята, а кто из вас знает, что такое экспедиция?

Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит нам открыть много нового. К нашей экспедиции мы готовились с вами вместе. Домашним заданием было подобрать материал к нашему сегодняшнему уроку.

Ребята, вы готовы отправиться в экспедицию?

  1. Сообщение темы и целей урока.

Итак, мы отправляемся с вами в конец 17 начало 18 века, где познакомимся с царем Петром Первым, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правлении и почему его называют Великим, какой город называют городом Петра.

А самое главное, мы узнаем кто из вас самый внимательный участник экспедиции и кто возглавит следующее путешествие. А что для этого нужно сделать?

  1. Работа над новым материалом.

(слайд 1)

(звучит аудиозапись М.П. Мусоргского «Борис Годунов»)

Появление на свет Петра 1 было связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын, и что он унаследует престол, и станет таким героем, с которым не сравнится никто из его современников.

В ночь на 30мая 1672года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент появился на свет маленький царевич. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

( слайд 2)

Царь и царица очень радовались рождению сына. Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец царь Алексей Михайлович.

У Алексея Михайловича были ещё дети от первой жены, в том числе 2 сына, Фёдор и Иван. Фёдор был старшим. Очень болезненный, мягкий, тем не менее, управлять Россией стал он.

Кто стал управлять Россией после смерти царя Алексея Михайловича?

(слайд 3)

А в это время подрастал Пётр. Когда ему исполнилось 5 лет, его стали понемногу обучать грамоте, а в начале восьмого года началась постоянная учёба. Обучение маленького царевича мало, чем отличалось от обучения других детей. Его первым учителем был Никита Зотов. Пётр получил скромное образование. Его учитель Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике. Большинство знаний он приобрёл в зрелые годы, не уставая учиться. Во время уроков любил слушать царевич разные истории, особенно о своих далёких предках и их великих делах. Зотов очень интересно рассказывал. Петруше нравилось рассматривать рисунки разных сражений, воинов и оружия, изображения кораблей и пушек.

В 1682 году Петру исполняется 10 лет, и в это время умирает царь Фёдор. Царями России были провозглашены сразу два мальчика – Иван, ещё более болезненный, чем Фёдор, и Пётр.



У. - Прочитайте текст на рабочем листе №1, закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.

Рабочий лист №1

После смерти своего старшего брата царем был провозглашен Петр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи .Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.

Итак, государством российским реально стала управлять Софья, так как Петр ……

(был еще маленьким)

(слайд 5)



У.- Жизнь во дворце для Петра и его матери стала невозможной. Петр со своей мамой переехали в село Преображенское. А Софья (сестра Петра) стала управлять государством единолично.

(слайд 7)

Переезд в Преображенское был большим счастьем для Петра. Здесь он рос на свободе, одевался он просто, играл с сельскими ре­бятишками, бегал по селу с утра до вечера. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом. Эта крепость называлась «потешная» (для потехи, забав). Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка – Семеновский и Преображенский.

(слайд 8)

Потешные солдатики со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира, они были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.

У. - Прочитайте текст на рабочем листе №2. Какое еще увлечение было у Петра1?

Рабочий лист №2

Однажды Петр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания в море. Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу. Плавание на боте пробудили в нем страстную любовь к мореплаванию.

(слайд 9)

У.- В последствии Петр 1 называл этот ботик «дедушкой русского флота»

Физминутка.

У. – Откройте, пожалуйста, учебник на странице 94.

1.Во сколько лет Петр 1 был провозглашен царем?

слайд

У. – Представьте себе великана, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в 18 веке.

У. - Придя к власти, Петр не сразу начал свои преобразования в государстве. Еще несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому все в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды.

У. - Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя немецкой слободы.

(слайд10)

Ученик 1.

- Её жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны, в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили, а кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки. Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Петр любил там бывать, и молодой царь, общаясь с ними, понимал, насколько он необразован.



У. -Какие последствия это имело, вы узнаете, послушав разговор двух купцов.



Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под чужим именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ж ему это7

Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: и плотницкому, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Кузьма: Да не царское это дело, а мужицкое.

У. - Итак, в чем же необычность поступка Петра 1? (мнения детей)

- Зачем царь отправился за границу? (мнения детей)

У. –Давайте вернемся к нашему учебнику стр. 94 (Петр не походил…).

(слайд 11)

С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.



Что нового вы узнали о Петре Первом?



Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали перемены и преобразования. Недаром Петра 1 называют царем – преобразователем.



У. -Петр еще не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращению из Европы, Россия все более и более становилась похожей на европейскую страну.



У. - Прочитайте текст «Царь-преобразователь» на с. 95-97 учеб­ника. Почему же Петра считают реформатором? По праву ли со­временники Петра прозвали его Великим?

У. –Ребята, послушайте стихотворение А. С. Пуш­кина, может быть вы догадаетесь о каком городе идет речь и кто основал этот город?

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Д.- Это город Санкт-Петербург. Его основал царь Петр I.

У.- Послушайте сообщения одноклассников и скажите, почему город носит такое название.

Ученик 2.

Не любил Петр Москву. Непохожа она была на города, которые он видел за границей: одни заборы да огороды, каменные дома по пальцам пересчитать можно — большая деревня да и только. Столица могучего государства должна быть другой — многоэтажной, каменном, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом. 
Но в России нет такого города. Нет? Значит, надо построить! 
Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает): до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на российские земли ходить. Одна беда — земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но, коли царь, Петр решил, значит, городу быть. Можно сказать, вся страна город строила. Болота камнями засыпали и возводили дворцы.

Чем не нравилась Москва Петру? Чем она отличалась от европейских городов?

Ученик 3.

После первых побед государь Петр заложил на бере­гах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что оз­начает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя ца­ря - святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на ев­ропейский манер? Потому что в отличие от древней Москвы Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.



Почему же город носит такое название?



У.- Наша экспедиция продолжается и мы с вами прибыли в город Петра и сейчас познакомимся с его достопримечательностями.

Видео- экскурсия по Санкт- Петербургу







У. - А сейчас давайте сыграем в игру «Веришь – не веришь».

1.Верите ли вы, что до Петра в России Новый год встречали осенью, 1сентября? (Именно Петр 1 в 1700году ввел новый календарь, по которому год начинался 1 января.)

2.Верите ли вы, что при Петре 1 появилось телевидение?

3.Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре 1 стали выпускать газету? (Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1 и носила название «Ведомости»)

4.Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре 1?

5. Верите ли вы, что царь за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты, книги, старинное оружие? (таким образом, были созданы: первый русский музей, который назывался Кунсткамера (в переводе с немецкого - кабинет редкостей), и Публичная библиотека. Они существуют и посей день.









  1. Итог.

У.- Прочитаем вывод в учебнике на стр.100.

  • Какое прозвище получил Петр I в истории России?

  • Во сколько лет был провозглашен Петр царем?

  • Какое любимое увлечение было у Петра?

  • Чем отличался Петр I от европейских государей своего вре­мени?

  • Назовите главные черты характера Петра I.



  1. Рефлексия

У. -Рассмотрите следующие изображения предметов на рабочем листе№3,о каких изменениях, которые произошли при Петре Первом, они тебе говорят, напишите.



Рабочий лист №3



- -  --

 -- --



 -- --

 -- --

 --

  1. Дом.задание: учебник, стр.94-100.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Петр I" "Петр Великий"

Автор: Конина Мария Валерьевна

Дата: 07.04.2019

Номер свидетельства: 506298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правители Петры и их жены в Российском государстве "
    ["seo_title"] => string(57) "pravitieli-pietry-i-ikh-zhieny-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "111529"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407590084"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Правители Петры и их жены "
    ["seo_title"] => string(30) "pravitieli-pietry-i-ikh-zhieny"
    ["file_id"] => string(6) "111530"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407591732"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина"
    ["seo_title"] => string(51) "obraz-pietra-piervogho-v-tvorchiestvie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "258422"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448482624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина"
    ["seo_title"] => string(53) "obraz-pietra-piervogho-v-tvorchiestvie-a-s-pushkina-1"
    ["file_id"] => string(6) "258423"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448482631"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема урока: «Петр I – правитель и личность» "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-pietr-i-pravitiel-i-lichnost"
    ["file_id"] => string(6) "136339"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417092670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства