I. Стадия вызова: 1. Эмоциональная подготовка
2. Введение в тему.
| В небе солнышко проснулось, Нам тихонько улыбнулось: Мне, тебе, ему, всем нам. Тихо сядем по местам, Нужно всем трудиться нам… - Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроении не покидало вас во время урока. - Работать будем в группах. Работа группы будет оцениваться снежинками. Постарайтесь к концу урока больше собрать снежинок.
- Отгадайте загадку Она в сапожках белых И в шубке голубой Букет снежинок спелых Приносит нам с тобой. Белым-бела до пояса Роскошная коса И теплые-претеплые Лучистые глаза. - О ком говорится в загадке? (Учитель вызывает по одному ученику из каждой команды) - Скажите мне на ушко разгадку. Учитель объявляет результат и награждает уч-ся снежинками. Хотите быстро запомнить эту загадку? Будем использовать опорную таблицу. (Использование мнемотехники) После заучивания загадки от каждой команды выбирается рассказчик. Оцениваются снежинками | Организация работы на уроке. | Личностные Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху. |
II. Актуализация опорных знаний
| - Откуда эти строки? Жили – были… В некотором царстве, …. Было у старика три сына … Стоит перед ним избушка… | – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Давайте вспомним, в каком произведении героиня была из снега? - Кто автор? («Девочка Снегурочка». В.И.Даль) - Какое это произведение по жанру? (сказка) Составление кластера. - Какие сказки бывают? На прошлом уроке мы познакомились с литературной сказкой В.И.Даля «Девочка Снегурочка». Автор написал свой вариант сказки, но есть и другие сказки о нашей героине, придуманные народом. Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными сказками, где героиней является Снегурочка . Работа с детской книгой. Учитель показывает детскую книжку «Снегурочка» - Когда берем книгу, то на что в первую очередь обращаем внимание? - Рассмотрите обложку книги (у каждого на парте обложка книги) - Какую информацию несет в себе обложка? (автор, название, иллюстрация) - Расскажите, что вы узнали по обложке книги. - О ком это произведение? Почему вы так решили? - Почему именно так называется произведение? - А что вы уже знаете о Снегурочке? (внучка Деда Мороза, дочка Весны, слепили дед и баба, …) - Подтвердятся ли наши предположения узнаем после знакомства с произведением. | -Думать– размышлять о прочитанном. -Чувствовать – анализировать, что чувствуют герои, мы сами, автор; сопереживать. -Жить – использовать в жизни мудрость произведения. Дети высказываются.
| Регулятивные Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.
Коммуникативные оформление своих мыслей в устной форме |
III. Стадия осмысления: 1. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
| - Откройте учебник на странице151. - Читать и оценивать чтение будем по схеме «Пять»
| Читают и работают по учебнику. Ответы детей Ответы детей (в деревне) Перечисляют героев сказки. | Регулятивные УУД: Воспринимают на слух сказку в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; слушают и понимают речь
|
2. Работа с текстом сказки «Снегурочка» –заполнение таблицы.
3. Ответы на вопросы по произведению
| Концептуальная таблица сравнения. Линия сравнения | Сказка В.И.Даля | Русская народная сказка | 1.Название сказки. | «Девочка Снегурочка» | «Снегурочка» | 2.Начало сказки | Жили-были старик со старухой… Не было детей. | Жили-были…дед да баба. Не было детей. | 3.Время событий. | Зимой. | Зимой. | 4.Герои сказки: | Старик, старуха, Снегурочка, Жучка, волк, лиса, подруги, медведь. | Дед, баба, Снегурочка, подруги. | 5.Отношение к ней стариков | Нянчат, заботятся. | Лелеют, заботятся. | 6. Окончание сказки. | Вернулась с Жучкой. | Растаяла. | - Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) - Почему она ожила? (любовь Ивана и Марьи, желание иметь ребенка). -- Зачитайте слова, которые говорят о ласковом отношении Ивана да Марьи к Снегурочке. - Как Снегурочка обращалась к своим близким? - Какой стала Снегурочка с приходом весны? - Почему у нее менялось настроение? - Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер? (Время снега не вечно. Позже всего снег тает в лесу, но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи; снег – символ зимы, зима уходит – приходит весна. Всему свое время). Придумайте свои вопросы и задайте их участникам из других команд Работа команд оценивается снежинками. - А.С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок» – О чем же эта сказка? Народные сказки называют мудростью народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу?! - Нет, в сказке прячется еще что-то, мы должны раскрыть ее тайны! - Что узнали об Иване и Марье? - Счастливы ли они были? Почему? - А когда счастье поселилось в их доме? - Значит без детей нет счастья в семье. О каких же детях мечтают родители? Вот мы и раскрыли тайну сказки. Это сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни – в воспитании детей. Мечтают родители о ласковых, смышленых, трудолюбивых детях, мечтают о взаимопонимании. Закройте глаза, вспомните своих мам и пап. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? Подумайте об этом.
| Ответы детей Перечисляют героев сказки. Сравнивают
По тексту прослеживают взаимодействия героев.
Ответы детей.
Выборочное чтение
Составление вопросов. Ответы на вопросы
Делают вывод | Познавательные УУД: находят ответы на вопросы в тексте; делают выводы в результате совместной работы; преобразовывают информацию из одной формы в другую: пересказывают небольшие отрывки из сказки. Регулятивные УУД: высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других; работают в паре
Коммуникативные УУД: составляют устно рассказ о герое прочитанного произведения по вопросам; размышляют о характере и поступках героя; характеристика сказочных героев (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); Личностные: оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; понимают эмоции других людей, сопереживают; выказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
|
4. Составление синквейна.
III. Стадия рефлексии.
IV. Домашнее задание. V. Итог урока
|
Существительное | Снегурочка. | Прилагательное | Ласковая | Приветливая | Глагол | Улыбается | Поет | Радуется | Что думаете о данном персонаже? | Хорошая | дочка | любящим | родителям | Новое имя героя | Девочка - мечта | Ученик (ца) | | Используя документ – камеру заслушиваются синквейны команд. Оцениваются снежинками
Придумай дома другое продолжение сказки Выполни задания в тетради на стр. 67
- Спасибо за урок. Урок окончен. | Самостоятельная работа команд Работают в командах
Ответы детей.
По схеме анализируют свою работу на уроке. Делают выводы
Дети выбирают задание
| Регулятивные: высказывают своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника. Коммуникативные Работа в группах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения. Коммуникативные Дети внимательно выслушивают ответы одноклассников, показывают своё согласие и несогласие, корректно исправляют недочеты других. Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают.
Познавательные: делают вывод в результате совместной работы учащихся и учителя Регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результатам; умение адекватно понимать оценку взрослого.
|