kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению "Русская народная сказка «Снегурочка»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование читательской культуры учащихся; опыта самостоятельной читательской деятельности; всестороннее осмысление художественного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Русская народная сказка «Снегурочка»"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«БЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ СЕРГЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА АРЕФЬЕВА»





Конспект открытого урока по русскому языку

2 класс

Тема: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

УМК «Начальная школа XXI века»



Подготовила:

Тихонова Лилия Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Быково 2015г.



Тема урока: «Русская народная сказка «Снегурочка».

Тип урока: комбинированный.

Цель:

- формирование читательской культуры учащихся; опыта самостоятельной читательской деятельности;

- всестороннее осмысление художественного произведения.

Задачи:

  • Узнать особенности русской народной сказки.

  • Сравнить русскую народную сказку и сказку В.И.Даля.

  • Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.

  • Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

  • Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.

  • Воспитывать уважение и любовь к устному народному творчеству.


Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • презентация,

- учебник Ефросининой Л.А. «Литературное чтение» 2 кл.
- Рабочая тетрадь № 1 Ефросининой Л.А. «Литературное чтение» 2 кл.

- книга «Русская народная сказк Снегурочка»

Раздаточный материал: - обложка книги «Снегурочка», синквейн, кластеры-памятки







Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Стадия вызова: 

1. Эмоциональная подготовка















2. Введение в тему.



В небе солнышко проснулось,

Нам тихонько улыбнулось:

Мне, тебе, ему, всем нам.

Тихо сядем по местам,

Нужно всем трудиться нам…


- Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроении не покидало вас во время урока.

- Работать будем в группах. Работа группы будет оцениваться снежинками. Постарайтесь к концу урока больше собрать снежинок.



- Отгадайте загадку

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.

- О ком говорится в загадке? (Учитель вызывает по одному ученику из каждой команды)

- Скажите мне на ушко разгадку. Учитель объявляет результат и награждает уч-ся снежинками.

Хотите быстро запомнить эту загадку? Будем использовать опорную таблицу. (Использование мнемотехники)

После заучивания загадки от каждой команды выбирается рассказчик. Оцениваются снежинками


Организация

работы на уроке.

Личностные

Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.


II. Актуализация опорных знаний
















- Откуда эти строки?


Жили – были…

В некотором царстве, ….

Было у старика три сына …

Стоит перед ним избушка…


– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Давайте вспомним, в каком произведении героиня была из снега?
- Кто автор?    («Девочка Снегурочка». В.И.Даль)
- Какое это произведение по жанру?  (сказка)


Составление кластера.

- Какие сказки бывают?

На прошлом уроке мы познакомились с литературной сказкой В.И.Даля «Девочка Снегурочка». Автор написал свой вариант сказки, но есть и другие сказки о нашей героине, придуманные  народом. Сегодня мы с вами познакомимся с  русскими народными сказками, где героиней является Снегурочка .

Работа с детской книгой.

Учитель показывает детскую книжку «Снегурочка»

- Когда берем книгу, то на что в первую очередь обращаем внимание?

- Рассмотрите обложку книги (у каждого на парте обложка книги)

- Какую информацию несет в себе обложка? (автор, название, иллюстрация)

- Расскажите, что вы узнали по обложке книги.

- О ком это произведение? Почему вы так решили?

- Почему именно так называется произведение?

- А что вы уже знаете о Снегурочке? (внучка Деда Мороза, дочка Весны, слепили дед и баба, …)

- Подтвердятся ли наши предположения узнаем после знакомства с произведением.


-Думать– размышлять о прочитанном.

-Чувствовать – анализировать, что чувствуют герои, мы сами, автор; сопереживать.

-Жить – использовать в жизни мудрость произведения.


Дети высказываются.




Регулятивные

Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно.







Коммуникативные

оформление своих мыслей в устной форме


III. Стадия осмысления:
1. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»



- Откройте учебник на странице151.

- Читать и оценивать чтение будем по схеме «Пять»



Читают и работают по учебнику.

Ответы детей


Ответы детей

(в деревне)


Перечисляют героев сказки.

Регулятивные УУД:

Воспринимают на слух сказку в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами;

слушают и понимают речь



2. Работа с текстом сказки  «Снегурочка» –заполнение таблицы.































3. Ответы на вопросы по произведению



Концептуальная таблица сравнения.

Линия сравнения

Сказка В.И.Даля

Русская народная сказка

1.Название сказки.

«Девочка Снегурочка»

«Снегурочка»

2.Начало сказки

Жили-были старик со старухой… Не было детей.

Жили-были…дед да баба. Не было детей.

3.Время событий.

Зимой.

Зимой.

4.Герои сказки:

Старик,  старуха,  Снегурочка, Жучка, волк,
лиса, подруги, медведь.

Дед, баба, Снегурочка, подруги.

5.Отношение к ней стариков

Нянчат, заботятся.

Лелеют, заботятся.

6. Окончание сказки.

Вернулась с Жучкой.

Растаяла.

- Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение)

- Почему она ожила? (любовь Ивана и Марьи, желание иметь ребенка).

-- Зачитайте слова, которые говорят о ласковом отношении Ивана да Марьи к Снегурочке.

- Как Снегурочка обращалась к своим близким?

- Какой стала Снегурочка с приходом весны?

- Почему у нее менялось настроение?

- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костер?

(Время снега не вечно. Позже всего снег тает в лесу, но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи; снег – символ зимы, зима уходит – приходит весна. Всему свое время).

Придумайте свои вопросы и задайте их участникам из других команд

Работа команд оценивается снежинками.

- А.С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок»

– О чем же эта сказка? Народные сказки называют мудростью народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу?!

- Нет, в сказке прячется еще что-то, мы должны раскрыть ее тайны!

- Что узнали об Иване и Марье?

- Счастливы ли они были? Почему?

- А когда счастье поселилось в их доме?

- Значит без детей нет счастья в семье. О каких же детях мечтают родители?

Вот мы и раскрыли тайну сказки. Это сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни – в воспитании детей. Мечтают родители о ласковых, смышленых, трудолюбивых детях, мечтают о взаимопонимании.

Закройте глаза, вспомните своих мам и пап. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? Подумайте об этом.



Ответы детей



Перечисляют героев сказки.

Сравнивают





























По тексту прослеживают взаимодействия героев.



Ответы детей.



Выборочное чтение





Составление вопросов. Ответы на вопросы















Делают вывод

Познавательные УУД:

находят ответы на вопросы в тексте;

делают выводы в результате совместной работы;

преобразовывают информацию из одной формы в другую: пересказывают небольшие отрывки из сказки.

Регулятивные УУД:

высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Коммуникативные УУД:

слушают и понимают речь других;

работают в паре



Коммуникативные УУД:

составляют устно рассказ о герое прочитанного произведения по вопросам;

размышляют о характере и поступках героя;

характеристика сказочных героев (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

Личностные:

оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;

понимают эмоции других людей, сопереживают;

выказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.



Физминутка







4. Составление синквейна.





























































III. Стадия рефлексии.



















IV. Домашнее задание.








V. Итог урока







Существительное

Снегурочка.

Прилагательное

Ласковая

Приветливая

Глагол

Улыбается

Поет

Радуется

Что думаете о данном персонаже?

Хорошая

дочка

любящим

родителям

Новое имя героя

Девочка - мечта

Ученик (ца)


Используя документ – камеру заслушиваются синквейны команд. Оцениваются снежинками













































  1. Придумай дома другое продолжение сказки

  2. Выполни задания в тетради на стр. 67








- Спасибо за урок.

Урок окончен.

Самостоятельная работа команд Работают в командах







Ответы детей.



















































По схеме анализируют свою работу на уроке. Делают выводы















Дети выбирают задание










Регулятивные:

высказывают своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.

Коммуникативные

Работа в группах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения.

Коммуникативные

Дети внимательно выслушивают ответы одноклассников, показывают своё согласие и несогласие, корректно исправляют недочеты других.

Личностные:

оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;

понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают.





Познавательные:

делают вывод в результате совместной работы учащихся и учителя

Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность по результатам; умение адекватно понимать оценку взрослого.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению "Русская народная сказка «Снегурочка»"

Автор: Тихонова Лилия Александровна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока литературного  чтения Русская народная сказка «Снегурочка»"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-russkaia-narodnaia-skazka-snieghurochka"
    ["file_id"] => string(6) "306991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458231450"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Русская народная сказка "Снегурочка" "
    ["seo_title"] => string(39) "russkaia-narodnaia-skazka-snieghurochka"
    ["file_id"] => string(6) "145158"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418843891"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока литературного чтения в 1 классе. "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-2"
    ["file_id"] => string(6) "180609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425216192"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок литературного чтения 2 класс Тема. Русская народная сказка «Снегурочка». Программа «Начальная школа XXI века» "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-litieraturnogho-chtieniia-2-klass-tiema-russkaia-narodnaia-skazka-snieghurochka-proghramma-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "129766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415771733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки." "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass-analiz-russkoi-narodnoi-skazki-snieghurochka-obraz-snieghurochki"
    ["file_id"] => string(6) "149422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420190612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства