Тема: Сказка литературная и народная. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:
Обучающая:
Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
Формирование понятия об авторской и народной сказках
Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах, учебный диалог.
Методы:
- исследовательский;
- словесный;
- практический;
- информационный;
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой на урок).
-Сегодня мы познакомимся с фольклорным произведением. А как оно называется вы должны отгадать.
-Это и есть тема урока. Русская народная сказка “Снегурочка”
-Информация на слайде поможет определить цели урока.( будем учиться работать с текстом произведения, выразительно читать, находить в тексте нужные отрывки, думать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги.)
2.Постановка учебной задачи (проблемная ситуация)
- А сейчас вспомним в каком ещё произведении вы встречались со Снегурочкой?
- Определите жанр этого произведения.
- Кто автор? (В. И. Даль) Слайд(показываю портрет)
- Давайте проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Девочка Снегурочка».
-Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (карточки)
- А мы рассмотрим рисунки, которые выполнила группа художников к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”.-Расскажите о своем рисунке? -Какой эпизод из сказки ?(Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное. )
3.-А теперь, послушаем работу “Поисковой группы”.Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появилась снегурочка.
- Выберите из двух определений то, которое подходит к теме урока .
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником)
- Ну что же, давайте начнём читать сказку «Снегурочка»
Вопросы:
– Прочитайте, как начинается сказка.
- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)
-О чём горевали дед и баба?(ПРОЧИТАТЬ)
-Что решили сделать дед и баба?
-Найдите абзац, в котором описывается как дед и баба лепили снегур...
- Подберите к 1 части заголовок. ( “Дед и баба сделали Снегурочку”)
Чтение второй части “по цепочке”
Чтение второй части “п
Прочитаем третью часть.
-Куда собрались девушки?
- Почему Снегурочке не хотелось идти в лес?(жарко) Прочитайте…
- Чем занимались девушки в лесу? Прочитайте…
-Как заканчивается сказка? Что с ней случилось? Прочитайте…
-Подбери заголовок к 3части. ( “Растаяла Снегурочка”)
5.-Нашу сказку мы записали кратко в виде плана.
-Теперь вы сможете дома подготовить подробный пересказ сказки.
-Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное) (Очень жаль Снегурочку) Тест. – Почему растаяла Снегурочка? Слайд
*Она была из снега, а снег боится огня.
*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.
*Она обиделась на дедушку и бабушку.1
Проблемный вопрос.- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой , если бы она не прыгнула через костёр?- (Зима кончается, весна начинается. Чему быть, тому не миновать.)
-Снегурочка исчезла, превратилась в облачко, но может ли она опять появиться на земле? Подумайте? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегур
7. Сравнительный анализ произведений- .
-Откройте свои рабочие тетради ,давайте узнаем какое задание приготовили авторы учебника. Найдите задание под № 3.
Сравним сказки и найдем отличия сказок. Слайд(Самост.ра
8. Обобщение.
- Мы сравнили две сказки. Слайд-
-Чем похожи сказки? (темой, жанром, началом)
-Чем отличаются?( авторская и народная, концовкой/
ВЫВОД( Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка)( Обе сказки интересны, но представлены по – разному).
-Мы сегодня читали о Снегурочке. Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки . Сядьте поудобнее ,Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор Н.А. Римский - Корсаков создал образ Снегурочки, слушаем отрывок из оперы «Снегурочка».Отдохните. Работа с репродукцией В. М. Васнецова “
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Снегурочка" »
Титова Анна Рубеновна
учитель начальных классов,
Урок литературного чтения во 2 классе
программа «Начальная школа XXI века»
Тема: Сказка литературная и народная. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:
Обучающая:
Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
Формирование понятия об авторской и народной сказках
Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
Оборудование: демонстрационный материал(портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах, учебный диалог.
Методы:
- исследовательский;
- словесный;
- практический;
- информационный;
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой на урок).
-Сегодня мы познакомимся с фольклорным произведением. А как оно называется вы должны отгадать.
-Это и есть тема урока. Русская народная сказка “Снегурочка”
-Информация на слайде поможет определить цели урока.( будем учиться работать с текстом произведения, выразительно читать, находить в тексте нужные отрывки, думать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги.)
2.Постановка учебной задачи (проблемная ситуация)
- А сейчас вспомним в каком ещё произведении вы встречались со Снегурочкой?
- Определите жанр этого произведения.
- Кто автор? (В. И. Даль)Слайд(показываю портрет)
- Давайте проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Девочка Снегурочка».
-Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (карточки)
.Одинокие дед да баба
7Жучка нашла Снегурочку.
4Снегурочка пошла с подружками в лес.
3Старик прогнал Жучку.
6.Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.
5Снегурочка в лесу потерялась.
2Лиса украла кур.
- А мы рассмотрим рисунки, которые выполнила группа художников к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”.-Расскажите о своем рисунке? -Какой эпизод из сказки ?(Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное. )
3.-А теперь, послушаем работу “Поисковой группы”.Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появилась снегурочка.
- Выберите из двух определений то, которое подходит к теме урока .
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником)
- Ну что же, давайте начнём читать сказку «Снегурочка»
Вопросы:
– Прочитайте, как начинается сказка.
- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)
-О чём горевали дед и баба?(ПРОЧИТАТЬ)
-Что решили сделать дед и баба?
-Найдите абзац, в котором описывается как дед и баба лепили снегур...
- Подберите к 1 части заголовок. ( “Дед и баба сделали Снегурочку”)
Чтение второй части “по цепочке”
- Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение
словосочетания – “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. Слайд
Атласная лента – это лента из шелковой гладкой блестящей ткани.
Чтение второй части “по цепочке”
-Найдите эпизод, как росла Снегурочка. Прочитайте…
–Объясните смысл выражения :
«и стала расти дочка не по дням, а по часам» — очень быстро росла;
- Какое время года наступило?
-Какие изменения происходят в природе? Найдите в тексте
-Обратите внимание на иллюстрацию к этой части.
- Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.
-Как можно озаглавить вторую часть? (Пришла весна)2
Прочитаем третью часть.
-Куда собрались девушки?
- Почему Снегурочке не хотелось идти в лес?(жарко)Прочитайте…
- Чем занимались девушки в лесу? Прочитайте…
-Как заканчивается сказка? Что с ней случилось? Прочитайте…
-Подбери заголовок к 3части. ( “Растаяла Снегурочка”)
5.-Нашу сказку мы записали кратко в виде плана.
-Теперь вы сможете дома подготовить подробный пересказ сказки.
-Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное) (Очень жаль Снегурочку) Тест. – Почему растаяла Снегурочка? Слайд
*Она была из снега, а снег боится огня.
*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.
*Она обиделась на дедушку и бабушку.1
Проблемный вопрос.- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой , если бы она не прыгнула через костёр?- (Зима кончается, весна начинается. Чему быть, тому не миновать.)
-Снегурочка исчезла, превратилась в облачко, но может ли она опять появиться на земле? Подумайте? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. )
6.*Физминутка
7. Сравнительный анализ произведений-.
-Откройте свои рабочие тетради ,давайте узнаем какое задание приготовили авторы учебника. Найдите задание под № 3.
Сравним сказки и найдем отличия сказок. Слайд(Самост.раб.)
Фамилия автора
Заголовок
Герои
Начало сказки(зачин)
Конец сказки
В.И.Даль
«Девочка Снегурочка»
Старик
Старуха
Снегурочка
Медведь
Волк, Лиса
Жучка
Жили-были…
Снегурочка вернулась домой
Народ
«Снегурочка»
Дед
Баба
Снегурочка
Подружки
Жили-были…
Снегурочка растаяла и превратилась в облако
Совместное исследование проблемы.
Автор. (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль - Если есть автор, значит она… (авторская:
2 вариант – сказка народная.
Вывод: одна сказка создана народом, а другая автором
- Сравнитеназвание произведения. (устные ответы)
1 вариант - “Девочка Снегурочка”
2 вариант – “Снегурочка”
Герои.Слайд 12.
-Назовите героев, которых добавил В. Даль.
- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)
- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)
Вывод: зачин в сказках одинаковый
Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)
-Какая концовка вам понравилась больше? Почему?
8. Обобщение.
- Мы сравнили две сказки. Слайд-
-Чем похожи сказки? (темой, жанром, началом)
-Чем отличаются?( авторская и народная, концовкой/
ВЫВОД( Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка)( Обе сказки интересны, но представлены по – разному).
-Мы сегодня читали о Снегурочке. Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки . Сядьте поудобнее ,Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор Н.А. Римский - Корсаков создал образ Снегурочки, слушаем отрывок из оперы «Снегурочка».Отдохните. Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”
- А так изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия.Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку с мехом, в сапожках, в рукавичках. А какие серебристые краски. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.Живая!
-А как вы представляете снегурочку мы сейчас узнаем?
10.Сам.раб-
- Выпишите наиболее подходящие прилагательные , которые вы считаете правильными или напишите свои, которые подойдут для описания Снегурочки.Самостоятельно поработайте над заданием № 4
-В каждой сказке содержится народная мудрость. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? - -Или в сказке прячется ещё что-то, давайте раскроем эту тайну.
-Вспомним начала сказки. Как жили дед и баба?Почему?(не было детей ) -Значит, без детей нет в семье счастья. Так вот это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать детей. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.
- О каких детях мечтают родители? (послушных, ласковы, трудолюб.)
- Ваши родители тоже мечтают о таких же послушных трудолюбивых и ласковых детях. Поэтому я желаю вам всегда поступать так, чтобы мечты ваших родителей сбылись?
12. Итог урока.
-С каким произведением мы познакомились?
-Какая это сказка (литературная или народная)?
-Где можно увидеть или услышать Снегурочку?
13. Домашнее задание. Слайд
-Пересказать сказку по плану.
-Придумайте другое продолжение сказки.
14. Оценки.
- Сегодня я осталась довольна вашей работой , мы выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
За правильное выполнение задания к сказке «Девочка Снегурочка …
За участие в конкурсе художественного творчества получает …
За подготовку материала к уроку участники “Поисковой группы” …
За правильное, выразительное чтение, за работу на уроке получают …
За грамотные ответы на уроке …
15.Рефлексия. Слайд
- А теперь оцените свою работу на уроке. Это можно выразить в рисунки с изображением Снегурочки. Если вы довольны своей работой то пусть Снегурочка нам улыбнется. Покажите, какая у вас получилась Снегурочка.
Наш урок заканчивается ,мы прощаемся со Снегурочкой ,но, образ Снегурочки к нам скоро вернётся. Но это будет уже другая Снегурочка – весёлая и жизнерадостная. Она вместе с вами будет петь и веселиться. Когда это произойдёт? (на Новый год)
Приложение.
Откуда появилась Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.
Родилась эта сказка в Костромской губернии. Есть предположение о том, что в основе сказки лежал древний славянский обряд похорон Костромы. То есть, можно предположить, что Кострома – это не просто родина Снегурочки, а сама Снегурочка и есть.
Образ сказочной героини Снегурочки формировался на протяжении веков. Сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.
Значительно позже, образ этой милой девушки вдохновил Александр Николаевич Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым. В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны.
История Снегурочки, рассказанная А.Н. Островским, понравилась композитору Н. А. Римскому-Корсакову. Через несколько лет он создал оперу с таким же названием ,которая имела громадный успех.
А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Алёнушка», «Три богатыря» - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Вот как художник написал образ Снегурочки к опере Н.А. Римского-Корсакова. Сказочную красавицу рисовали ещё несколько известных художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой. Такой её впервые и увидели дети на праздничной елке в начале 1937 года в Советском Союзе .
И ещё снежная девушка, приходящая к нам с Дедом Морозом под Новый год существует только в России, нигде в других странах такой новогодней гостьи нет..
Заключение:
Из всего вышесказанного мы делаем следующие выводы: образ этой милой девушки настолько глубоко запал в душу народа, что его мы можем встретить:
-в народной сказке
-в авторской сказке
-в музыке
-в живописи
За её милой женственностью и хрупкостью - настоящая отвага. Кого не покорит такой характер?