kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка "Снегурочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе

программа «Начальная школа XXI века»

Тема: Сказка литературная и народная. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

 

Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
  • Формирование понятия об авторской и народной сказках
  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

 

Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

 

Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

 

Тип урока: обобщение.

 

Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах, учебный диалог.

Методы:

- исследовательский;

- словесный;

- практический;

- информационный;

 

 

 

Ход урока

          1. Организационный момент (психологический настрой на урок).

-Сегодня мы познакомимся с фольклорным произведением. А как оно называется вы  должны отгадать.

-Это и есть тема урока. Русская народная сказка “Снегурочка”

-Информация на слайде поможет определить цели урока.( будем учиться работать с текстом произведения, выразительно читать, находить в тексте нужные отрывки, думать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги.)

2.Постановка учебной задачи (проблемная ситуация)

- А сейчас вспомним в каком ещё произведении вы встречались со Снегурочкой?

- Определите жанр этого произведения.

 - Кто автор? (В. И. Даль) Слайд(показываю портрет)

 - Давайте проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Девочка Снегурочка».

-Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (карточки)

- А мы рассмотрим  рисунки, которые  выполнила группа художников  к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”.-Расскажите о своем рисунке?  -Какой эпизод из сказки ?(Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное. )

3.-А теперь, послушаем работу “Поисковой группы”.Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появилась снегурочка.

- Выберите из двух определений то, которое подходит к теме урока .   

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником)

 - Ну что же,  давайте начнём читать  сказку «Снегурочка»

Вопросы:

– Прочитайте, как начинается сказка.

- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

-О чём горевали дед и баба?(ПРОЧИТАТЬ)

-Что решили сделать дед и баба?

-Найдите абзац, в котором описывается как дед и баба лепили снегур...

- Подберите к 1 части  заголовок. ( “Дед и баба сделали Снегурочку”)

Чтение второй части “по цепочке”

Чтение второй части “п

Прочитаем третью часть.

 -Куда собрались девушки?

 - Почему Снегурочке не хотелось идти в лес?(жарко) Прочитайте…

- Чем занимались девушки в лесу? Прочитайте…

-Как заканчивается сказка? Что с ней случилось?  Прочитайте…

-Подбери заголовок к 3части. ( “Растаяла Снегурочка”)

5.-Нашу сказку мы записали кратко в виде плана.

-Теперь вы сможете дома подготовить подробный пересказ сказки.

-Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное) (Очень жаль Снегурочку) Тест. – Почему растаяла Снегурочка? Слайд

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.1

Проблемный вопрос.- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой , если бы она не прыгнула через костёр?- (Зима кончается, весна начинается. Чему  быть, тому не миновать.)

-Снегурочка исчезла, превратилась в облачко, но может ли она опять появиться на земле? Подумайте? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегур

 

7. Сравнительный анализ произведений- .

-Откройте свои рабочие тетради ,давайте узнаем какое задание приготовили авторы учебника. Найдите задание под № 3.

Сравним сказки и найдем отличия сказок.  Слайд(Самост.ра

8. Обобщение.

- Мы сравнили две сказки. Слайд-

-Чем похожи сказки? (темой, жанром, началом)

-Чем отличаются?( авторская и народная, концовкой/

ВЫВОД( Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка)( Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

 

-Мы сегодня читали о Снегурочке. Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки . Сядьте поудобнее ,Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор Н.А. Римский - Корсаков   создал образ Снегурочки, слушаем отрывок из оперы «Снегурочка».Отдохните. Работа с репродукцией В. М. Васнецова “

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Снегурочка" »

Титова Анна Рубеновна

учитель начальных классов,



Урок литературного чтения во 2 классе

программа «Начальная школа XXI века»

Тема: Сказка литературная и народная. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"



Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»

  • Формирование понятия об авторской и народной сказках

  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.


Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений

  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)


Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества

  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.


Тип урока: обобщение.


Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах, учебный диалог.

Методы:

- исследовательский;

- словесный;

- практический;

- информационный;







Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой на урок).

-Сегодня мы познакомимся с фольклорным произведением. А как оно называется вы должны отгадать.

-Это и есть тема урока. Русская народная сказка “Снегурочка”

-Информация на слайде поможет определить цели урока.( будем учиться работать с текстом произведения, выразительно читать, находить в тексте нужные отрывки, думать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги.)

2.Постановка учебной задачи (проблемная ситуация)

- А сейчас вспомним в каком ещё произведении вы встречались со Снегурочкой?

- Определите жанр этого произведения.

- Кто автор? (В. И. Даль) Слайд(показываю портрет)

- Давайте проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Девочка Снегурочка».

-Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (карточки)

.Одинокие дед да баба

7Жучка нашла Снегурочку.

4Снегурочка пошла с подружками в лес.

3Старик прогнал Жучку.

6.Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

5Снегурочка в лесу потерялась.

2Лиса украла кур.

- А мы рассмотрим рисунки, которые выполнила группа художников к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”.-Расскажите о своем рисунке? -Какой эпизод из сказки ?(Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное. )

3.-А теперь, послушаем работу “Поисковой группы”.Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появилась снегурочка.

- Выберите из двух определений то, которое подходит к теме урока .

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником)

- Ну что же, давайте начнём читать сказку «Снегурочка»

Вопросы:

– Прочитайте, как начинается сказка.

- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

-О чём горевали дед и баба?(ПРОЧИТАТЬ)

-Что решили сделать дед и баба?

-Найдите абзац, в котором описывается как дед и баба лепили снегур...

- Подберите к 1 части заголовок. ( “Дед и баба сделали Снегурочку”)

Чтение второй части “по цепочке”

- Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. Слайд

- вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

Атласная лента – это лента из шелковой гладкой блестящей ткани.

Чтение второй части “по цепочке”

-Найдите эпизод, как росла Снегурочка. Прочитайте…

–Объясните смысл выражения :

«и стала расти дочка не по дням, а по часам» — очень быстро росла;

- Какое время года наступило?

-Какие изменения происходят в природе? Найдите в тексте

-Обратите внимание на иллюстрацию к этой части.

- Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

-Как можно озаглавить вторую часть? (Пришла весна)2

Прочитаем третью часть.

-Куда собрались девушки?

- Почему Снегурочке не хотелось идти в лес?(жарко) Прочитайте…

- Чем занимались девушки в лесу? Прочитайте…

-Как заканчивается сказка? Что с ней случилось? Прочитайте…

-Подбери заголовок к 3части. ( “Растаяла Снегурочка”)

5.-Нашу сказку мы записали кратко в виде плана.

-Теперь вы сможете дома подготовить подробный пересказ сказки.

-Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное) (Очень жаль Снегурочку) Тест. – Почему растаяла Снегурочка? Слайд

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.1

Проблемный вопрос.- Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой , если бы она не прыгнула через костёр?- (Зима кончается, весна начинается. Чему быть, тому не миновать.)

-Снегурочка исчезла, превратилась в облачко, но может ли она опять появиться на земле? Подумайте? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. )

6.*Физминутка

7. Сравнительный анализ произведений- .

-Откройте свои рабочие тетради ,давайте узнаем какое задание приготовили авторы учебника. Найдите задание под № 3.

Сравним сказки и найдем отличия сказок. Слайд(Самост.раб.)

Фамилия автора

Заголовок

Герои

Начало сказки(зачин)

Конец сказки

В.И.Даль


«Девочка Снегурочка»


Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк, Лиса

Жучка

 Жили-были…


Снегурочка вернулась домой


Народ


 «Снегурочка»


 Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

 Жили-были…


 Снегурочка растаяла и превратилась в облако



Совместное исследование проблемы.

Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль - Если есть автор, значит она… (авторская:

2 вариант – сказка народная.

Вывод: одна сказка создана народом, а другая автором

- Сравните название произведения. (устные ответы)

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

Герои. Слайд 12.

-Назовите героев, которых добавил В. Даль.

- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

Вывод: зачин в сказках одинаковый

Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)

-Какая концовка вам понравилась больше? Почему?

8. Обобщение.

- Мы сравнили две сказки. Слайд-

-Чем похожи сказки? (темой, жанром, началом)

-Чем отличаются?( авторская и народная, концовкой/

ВЫВОД( Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка)( Обе сказки интересны, но представлены по – разному).


-Мы сегодня читали о Снегурочке. Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки . Сядьте поудобнее ,Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор Н.А. Римский - Корсаков создал образ Снегурочки, слушаем отрывок из оперы «Снегурочка».Отдохните. Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

- А так изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия.Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку с мехом, в сапожках, в рукавичках. А какие серебристые краски. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.Живая!

-А как вы представляете снегурочку мы сейчас узнаем?

10.Сам.раб-

- Выпишите наиболее подходящие прилагательные , которые вы считаете правильными или напишите свои, которые подойдут для описания Снегурочки.Самостоятельно поработайте над заданием № 4

Проверка.-Снегурочка (какая?) беленькая, светлая, искристая, нежная.



11.-Постановка проблемы. ВЫВОД: о чём эта сказка?

-В каждой сказке содержится народная мудрость. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? - -Или в сказке прячется ещё что-то, давайте раскроем эту тайну.

-Вспомним начала сказки. Как жили дед и баба?Почему?(не было детей )
-Значит, без детей нет в семье счастья. Так вот это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать детей. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.

- О каких детях мечтают родители? (послушных, ласковы, трудолюб.)

- Ваши родители тоже мечтают о таких же послушных трудолюбивых и ласковых детях. Поэтому я желаю вам всегда поступать так, чтобы мечты ваших родителей сбылись?

12. Итог урока.

-С каким произведением мы познакомились?

-Какая это сказка (литературная или народная)?

-Где можно увидеть или услышать Снегурочку?

13. Домашнее задание. Слайд

-Пересказать сказку по плану.

-Придумайте другое продолжение сказки.

14. Оценки.

- Сегодня я осталась довольна вашей работой , мы выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

За правильное выполнение задания к сказке «Девочка Снегурочка …

За участие в конкурсе художественного творчества получает …

За подготовку материала к уроку участники “Поисковой группы” …

За правильное, выразительное чтение, за работу на уроке получают …

За грамотные ответы на уроке …

15.Рефлексия. Слайд

- А теперь оцените свою работу на уроке. Это можно выразить в рисунки с изображением Снегурочки. Если вы довольны своей работой то пусть Снегурочка нам улыбнется. Покажите, какая у вас получилась Снегурочка.

Наш урок заканчивается ,мы прощаемся со Снегурочкой ,но, образ Снегурочки к нам скоро вернётся. Но это будет уже другая Снегурочка – весёлая и жизнерадостная. Она вместе с вами будет петь и веселиться. Когда это произойдёт? (на Новый год)

































Приложение.

Откуда появилась Снегурочка - это стало нам интересно и мы решили заняться исследованием этого вопроса.


Родилась эта сказка в Костромской губернии. Есть предположение о том, что в основе сказки лежал древний славянский обряд похорон Костромы. То есть, можно предположить, что Кострома – это не просто родина Снегурочки, а сама Снегурочка и есть.


Образ сказочной героини Снегурочки формировался на протяжении веков. Сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.


Значительно позже, образ этой милой девушки вдохновил Александр Николаевич Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым. В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны.


История Снегурочки, рассказанная А.Н. Островским, понравилась композитору Н. А. Римскому-Корсакову. Через несколько лет он создал оперу с таким же названием ,которая имела громадный успех.

А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Алёнушка», «Три богатыря» - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Вот как художник написал образ Снегурочки к опере Н.А. Римского-Корсакова. Сказочную красавицу рисовали ещё несколько известных художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой. Такой её впервые и увидели дети на праздничной елке в начале 1937 года в Советском Союзе .

И ещё снежная девушка, приходящая к нам с Дедом Морозом под Новый год существует только в России, нигде в других странах такой новогодней гостьи нет..

Заключение:

Из всего вышесказанного мы делаем следующие выводы: образ этой милой девушки настолько глубоко запал в душу народа, что его мы можем встретить:

-в народной сказке

-в авторской сказке

-в музыке

-в живописи

За её милой женственностью и хрупкостью - настоящая отвага. Кого не покорит такой характер?





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русская народная сказка "Снегурочка"

Автор: Титова Анна Рубеновна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки." "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass-analiz-russkoi-narodnoi-skazki-snieghurochka-obraz-snieghurochki"
    ["file_id"] => string(6) "149422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420190612"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок литературного чтения 2 класс Тема. Русская народная сказка «Снегурочка». Программа «Начальная школа XXI века» "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-litieraturnogho-chtieniia-2-klass-tiema-russkaia-narodnaia-skazka-snieghurochka-proghramma-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "129766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415771733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тест по русской народной сказке "Снегурочка""
    ["seo_title"] => string(43) "test_po_russkoi_narodnoi_skazke_snegurochka"
    ["file_id"] => string(6) "635486"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1691698391"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Русская народная сказка «Снегурочка». Программа «Начальная школа XXI века»"
    ["seo_title"] => string(140) "urok-litieraturnogho-chtieniia-2-klass-tiema-russkaia-narodnaia-skazka-snieghurochka-proghramma-nachal-naia-shkola-xxi-vieka-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "129828"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415781079"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения на тему "Снегурочка" (русская народная сказка)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_snieghurochka_russkaia_narodn"
    ["file_id"] => string(6) "360502"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479582757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства