Тема | Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки. |
Цель | Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу. |
Задачи | Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст. Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства. Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения. Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность. Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания. |
Планируемый результат | Познавательные УУД – развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение; Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе. Предметные: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. |
Основные понятия | Сказка, народная, авторская, сюжет, легенда, художники, композитор, писатель |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, русский язык, фольклор |
Ресурсы урока: | Учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение»; Презентация по теме урока |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Организует эмоциональный настрой на урок. | Психологическая гимнастика. Какое время года наступило? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки. | Познавательные УУД Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Формулирование познавательной цели. | Личностные УУД Жизненное самоопределение
|
II.Речевая разминка (3 мин) Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Читают слова и складывают в предложение. Объясняют их смысл. Высказывают свою точку зрения. | Организует процесс повторения. | Работа над выразительностью речи. Прочитать, выделяя логическим ударением разные слова: Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд 2) Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3) Жили-были... Не по дням, а по часам Запоёт — заслушаешься... Души не чаяли... Сказка — ложь, да в ней... Кто запомнил выражения? Что это за выражения? Как вы их понимаете? (Они все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее выражение принадлежит А.С. Пушкину.) Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина? (слайд 4) | Познавательные УУД Умение структурировать знания. | Коммуникативные УУД Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. |
III. Актуализация знаний (3 мин) Цель Усвоение литературоведческих понятий. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Выстраивают последовательность сказки, её сюжет | Организует выстраивание последовательности сказки, её сюжет | (слайд 5) Что вы знаете о сказке «Снегурочка»? (Дети высказываются. В основном, это будет пересказ сюжета. Если в классе найдутся дети, которые скажут о легенде в конце сказки — легенде о цветке Иван-да-Марья, отрывок зачитываем Также работаем, если дети скажут, что в сказке есть следы очень древнего происхождения — описание русского обряда празднования дня Ивана Купалы. Если об этом дети не скажут, внимание этим эпизодам сказки уделим позже) Вот мы и восстановили сюжет сказки. Что такое сюжет? (последовательная цепочка событий) | Познавательные УУД осуществлять поиск и выделять необходимую информацию | Коммуникативные УУД аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
III. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | О ком сказка? А о чём она? Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну. | | Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
|
Физкультминутка (слайд 7, 8) |
IV. Работа по теме. Актуализация знаний. (20 мин) Цели: - Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Учатся находить главные и существенные признаки в определении. Работают по учебнику. | Организует выбор главных и существенных признаков. Организует работу с учебником. | (слайд 9) Читаем начало сказки (первый абзац). Что узнали об Иване и Марье? Были ли они счастливы? Почему? А когда счастье поселилось в их доме? Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) Докажите, что лепили её с любовью. (слова уменьшительно-ласкательные) Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают родители? (характеристика Снегурочки: красивая, жизнерадостная, веселая, ласковая, приветливая, смышлёная, добрая, трудолюбивая) (слайд 10) Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни — в воспитании детей. Мечтают родители о детях послушных, ласковых, смышлённых, трудолюбивых, жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании. Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись? А что нужно, чтобы родители вас понимали? (общение) Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное) Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему? Только ли грустное настроение? Может оно меняется? Когда радостное настроение? (праздник) — выборочное чтение В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд 11) В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купала. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник. На самом деле папоротник не имеет цветов. В лесу девушки плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши большой костер. Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье, пустивший по воде венок, обретет любовь, а прыгнув через костер станешь здоровым. | Познавательные УУД Умение работать с книгой, давать четкие определения понятиям; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов; Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (логические) Анализ с целью выделения существенных признаков Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
Физкультминутка |
V. Образы Снегурочки в различных жанрах (8 мин) Цель: - включение новых знаний в систему знаний ребенка | Знакомятся с творчеством писателей, художников, композиторов | Сообщает о деятельности писателей, художников, композиторов | Жалко вам Снегурочку, Ивана, Марью? Придумайте дома другое продолжение сказки. В.И. Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке (слайд 12) карточка - отрывок из сказки В.И. Даля. Что потом случилось со Снегурочкой — прочитаете сами. Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка». (слайд 13). Его Снегурочка — юная девушка, мечтающая о любви. Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов (слайд 14). По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор — сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями. - Как звучала музыка? И что вы представляли, слушая ее? Удалось ли композитору передать настроение? Какое? Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота. Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Белозёров (читаю стихотворение). На стр. 138 прочитайте ещё раз это стихотворение и расскажите о своих впечатлениях. Что роднит это стихотворение и сказку? Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника) (слайд 15). Что вы можете сказать о цветке? Какой он? Существует много легенд о подснежнике. А дома почитайте легенду о происхождении нарцисса — красивейшего цветка. Возможно, вы найдёте и другие легенды о цветах, а может придумаете свои. В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение — слайд 16) | Познавательные УУД Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Коммуника.тивные УУД Уметь работать в коллективе, проявлять активность. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают работу одноклассников. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | (Слайд 17) Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли пробудила сказка? (это сказка о семейном счастье иметь и воспитывать детей) Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне (Слайд 18) Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам: 1) Существительное 2) Два прилагательных 3) Три глагола 4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже 5) Существительное — новое имя героя Пример (слайд 19): Снегурочка. Ласковая, приветливая. Улыбается, поёт, радует. Хорошая дочка любящим родителям. Мечта. Попробуйте и вы составить синквейн, работайте в группах по 4 человека. Чтение синквейнов. | Познавательные УУД формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи; Выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. | Личностные УУД формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли |
VI. Домашнее задание (2 мин) | Записывают домашнее задание. | Организует запись д/з. | (Слайд 20) Придумайте дома другое продолжение сказки. Почитайте легенду о происхождении нарцисса. Найдите другие легенды о цветах или придумаете свои. Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её. | | Личностные УУД формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |