Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературного чтения Русская народная сказка «Снегурочка»»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка»
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой).
Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера).
Развивающие:
Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению, обогащать читательский опыт.
Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового восприятия художественных текстов;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока
I. Организационный момент
(психологическая гимнастика)
- Какое сейчас время года?
- Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
- Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение.
-Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!
- Какие красивые снеговики у вас получились.
- У вас хорошее настроение? С таким же отличным настроением поработаем на уроке.
Речевая разминка
Работа с текстом на доске:
- Этот текст нам прислали марсиане. Интересно, что здесь написано?
- Ребята, вам хочется узнать, что здесь?
- Давайте, переведём этот текст на наш родной язык.
Снег.
Сьве ньде ёлш енгс. А чьюно чаласьна тельем. У давхо в лушко
лонаме шойльбо росубг. Таребя илявз паткило и литас тьтичис рожкидо.
Снег.
Весь день шёл снег. А ночью началась метель. У входа в школу
намело большой сугроб. Ребята взяли лопатки и стали чистить дорожки.
- Молодцы! Разгадали это загадочное послание. Вы уже быстро
справляетесь с такими заданиями.
- Мы немножко размялись, пора перейти к проверке домашнего задания.
Проверка домашнего задания
- Какое у вас было домашнее задание? (пересказ сказки по плану)
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
- Объясните, как вы понимаете это выражение?
Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.
- Какова задача жанра «сказка»?
Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.
Рассказать о характерах, поступках, мыслях, чувствах людей и оценить их (что хорошо, что плохо).
- Какие типы сказок вы знаете?
- Назовите задачи каждого типа сказок.
Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.
О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.
- Какие сказки древнее? Почему?
Древнее сказки волшебные, т.к. люди в древности верили в силу природы, поклонялись разным богам, верили в то, что часть предмета может обладать силой целого, верили в различные превращения.
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега!
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
Н. Рыленков
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
- О каком сказочном герое говорится в этой загадке?
В этой загадке говорится о Снегурочке.
- Определите тему нашего урока.
- Сегодня на уроке мы будем читателями и исследователями. А работать будем с русской народной сказкой «Снегурочка».
- Что нам предстоит выяснить и доказать на уроке.
- В течение урока нам предстоит выяснить и доказать:
. К какому типу сказок относится сказка «Снегурочка»?
- Давайте определим план нашей работы.
III. Работа по изучению нового материала
- Кому уже знакома эта сказка?
Словарная работа: - Объясните значение слов и словосочетаний.
Подберите синонимы:
расти не по дням, а по часам – очень быстро
души не чаяли – очень любили
студеный ручей - холодный
дитятко - ребенок
хворост – сухие ветки
боязно - страшно
Ну, а сейчас я предлагаю, вслушаться в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка».
Чтение сказки учащимися по ролям. (заранее подготовленными учащимися).
- Что хотите сказать? Поделитесь своими мыслями.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Исследование сказки.
- Докажите, ребята, что это сказка.
Преддействие. Жили-были …
Сюжет построен по законам сказочной композиции: завязка, кульминация, развязка.
Использование слов с уменьшительно ласкательным значением;
- Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?
- Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?
Встречается разговорная лексика.
- Ккакому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?
Волшебно-бытовая, т.к. выражает радостное удивление умом и находчивостью героев, также произошло чудо, волшебство, из снега появилась живая девочка.
- Докажите текстом выбранный тип сказки.
Работа в группах: – Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается:
1-ая: как дед и баба слепили Снегурочку
2-ая: как она постепенно оживала,
3-я: какая стала.
4-ая: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?
5-ая: Когда вам было радостно за деда и бабу, а когда стало их жалко?
6-ая: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте.
IV.Закрепление изученного материала
- Наши ребята, во время подготовки чтения по ролям, заинтересовались этой сказкой и решили узнать о её происхождении и дальнейшей судьбе.
Родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. «Снегурочка» так раньше и называли костромскую девушку.
Образ этой милой девушки вдохновил серьезного автора-прозаика Александра Николаевича Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым.
А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.
А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Аленушка», «Три богатыря» - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране.
Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.
Практическая работа
-Я предлагаю вам тоже побывать в роли художников и нарисовать, как постепенно оживлялась Снегурочка. Возьмите листы с изображением Снегурочки.
-Поможет нам оживить Снегурочку стихотворение и музыкальное вступление из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка».
Жили-были Иван да Марья вдвоем.
Вот однажды на озябший лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.
Иван да Марья, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
Наводим брови черным угольком,
Натираем щеки докрасна снежком.
Были косы из пушинок из седых,
А глаза из льдинок светло-голубых.
Вдруг красавица взглянула, расцвела,
Тонкой бровью удивленно повела.
Иван да Марья не одни теперь живут,
Дочку ласково Снегурочкой зовут.
Домашнее задание:
Стр.155 задание 6
V. Рефлексия
- Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Снегурочка». Выполните Тест: (обвести правильный вариант ответа)
1. Из чего старики сделали Снегурочку?
а) из теста;
б) из снега;
в) из соломы.
2. От чего пряталась Снегурочка?
а) от дождя;
б) от ветра;
в) от солнца.
3. Чему была рада Снегурочка?
а) дождю;
б) граду;
в) снегу.
4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?
а) на полянку;
б) в рощу;
в) на луг.
5. Во что превратилась Снегурочка?
а) в облачко;
б) в росу;
в) в туман.
Самооценка.
- А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите утверждение.
я всё хорошо запомнил;
мне было интересно, но я работал медленно;
вопросы для меня оказались трудными.
VI. Итог урока
- Назовите произведение, с которым мы познакомились.
- Можно ли сказку считать волшебной?
- Вам многим была знакома эта сказка. А кому удалось сделать для себя на уроке новое открытие и какое?
Спасибо! Молодцы, мне было приятно с вами сегодня работать.