| 1.Самоопределение к деятельности. (2 мин) Цель этапа: организация класса на работу, мотивация к получению новых знаний | -Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся, пусть у всех будет хорошее настроение. Для того, чтобы наш урок стал более плодотворным предлагаю начать его с «мозговой гимнастики». Она помогает активизировать мыслительную деятельность и улучшает самочувствие. Кто хочет быть ведущим? 
 
 
 | Проверяют готовность к уроку. 
 
 
 
 
 Один ученик проводит «мозговую гимнастику», остальные - выполняют упражнения: «качание головой»; «ленивые восьмёрки»; «шапка для размышлений»;  моргания. 
 
 
 | Личностные: | 
  | 2.Актуализация знаний. (5-6 мин. мин) Цель этапа:   мотивация к открытию новых знаний. |  Разминка (работа с сигнальными карточками).  -В быстром темпе я буду читать фразу. Если вы согласны с ней, поднимаете зелёную карточку, если нет - жёлтую).  Сначала приходит лето, а затем осень.+Снег тает весной. +Утка крякает.+Листопад бывает летом._Кит-самое большое животное в океане.+Баран блеет.+Самое тёплое время года-лето.+На смену осени приходит весна._Птицы улетают на юг осенью._У свиньи есть перья.-Кирица несёт яйца.+Учебный год начинается летом.-У индюка есть копыта.-На реках взламывают лёд осенью.-У утки длинная шея.-  
 
 
 |  Выполняют задание учителя, показывают ответы с помощью сигнальных карточек. 
 
 | Коммуникативные: Личностные: | 
  | 3. Выявление места и причины затруднения– (3 мин ) Цель этапа: создание проблемной ситуации, оказание помощи для выхода из неё. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
 
 
 4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин. | -А теперь поработаем в парах. у вас на партах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера   вопроса «+», если не верите, то – « - ».   Вопросы: 1. Верите ли вы, что в мае начинается ледоход? ( - )   2. Верите ли вы, что в апреле начинается гнездование птиц? (+)   3. Верите ли вы, что в марте прилетают грачи? (+)  4. Верите ли вы, что в начале лета нельзя шуметь в лесу? (+)  5. Верите ли вы, что в мае выпадает снег? (+)   6. Верите ли вы, что в марте зацветает черемуха? (-)  7. Верите ли вы, что соловьи заливаются трелями в апреле? (-)  - Сегодня на уроке вы узнаете, верно ли вы ответили на вопросы А тему урока угадайте сами: Я раскрываю почкиВ зеленые листочки,
 Деревья одеваю,
 Посевы поливаю
 Движением полна
 Зовут меня: (весна)
 Сегодня мы с вами поговорим о весне. - Назовите весенние месяцы. Что вы знаете о них? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2) Игра "К нам пришла весна" -Рассмотрите иллюстрации и выберите только те, на которых изображена весна. Обоснуйте свой выбор.   По каким признакам вы их определили? Значит, проблема, над которой нам предстоит сегодня работать какая? 
 
  -А сейчас мы проведём небольшую конференции на тему « Изменения в природе весной», на которой принимают участие такие научные группы: юные ботаники, юные зоологи, юные биологи. 
 
 
 
 
 | Включение учащихся в диалог с учителем 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Март - это весна света, потому, что солнце светит ярче, день прибавляется. Апрель - это весна воды. Тает снег. Май - весна зеленой травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 
 Регулятивные: 
 
 Познавательные: 
 
 
 | 
  |  5. Реализация  построенного  проекта (5-6 мин.) 
 
 Цель этапа: оказание помощи в получении новых знаний.  Работа с книгой.    (5 мин ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  6. Первичное  закрепление с  проговариванием во  внешней речи    ( 6 мин.) 
 
 
 
 
 
 
 |  Работа с текстом.   -К любой научной работе нужно подготовиться. Предлагаю прочитать текст в учебнике на с.104-107 с карандашом в руке, делая пометки:  «V» - я уже знал эти сведения;  «+» — новая информация;    «?» - я это не понял, у меня возник вопрос;  «-» - я думал иначе;  «!» - я удивился.   - Каждый читает текст про себя самостоятельно, обдумывая каждое предложение. 
 
 
 2)Физминутка для глаз. - Все дочитали, головки подняли. Дадим глазкам отдохнуть.   «Зоркие глазки»: глазами рисуем 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против . «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону вверх, вниз, вправо и влево.93 раза) «Письмо носом»: используем нос как длинную ручку и пишем слово «весна».  Выступление каждой группы.   -А теперь предоставим слово каждой группе учёных для выступления. Дома вы искали интересную информацию и готовы поделиться со всеми. 1 группа - расскажет о первоцветах (тюльпаны, герань, нарциссы, мать- и- мачеха) Почему тюльпаны называют первоцветами? 2 группа - о птицах (птичьи голоса, прилёт птиц). Что у птиц происходит весной? А теперь, небольшая викторина «Узнай птичий голос». 3 группа - о зверях (медведи, волки, рыси). Что объединяет животных весной?    Остальные (сидящие на местах ) оценивают сообщение с помощью сигнальных карточек. Интересно, узнали новое – зелёная, не заинтересовала информация, знали об этом- жёлтая. 
 1) Фронтальный опрос.(4 мин.)  - Какие сведения вы уже знали?   - Что было для вас новым?  - Чему вы удивились?  - Давайте обобщим: какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае.   - Какие опасные природные явления можно наблюдать весной? Половодье – появление талой воды.Ледоход – таяние воды (льда).
 - О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоёмах? 
 
 
 
 2) Просмотр презентации. (2 мин.) - С наступлением весны у людей улучшается настроение. Почему? 
 
 -Весна во все времена вдохновляла поэтов и композиторов. А сейчас, давайте прослушаем произведение П. И. Чайковского из цикла "Времена года", «Апрель». Внимательно послушайте, и скажите, что представлял композитор, сочинивший это произведение? (Ответы детей) 
 
 
 | Самостоятельная работа по учебнику. Открывают стр. 104-107. 
 
 Индивидуальная работа. Каждый ученик читает текст.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся называют, какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае по картинкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Настроение зависит от состояния природы. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени хотят проводить на природе, наблюдать за ее оживлением, любоваться за происходящими явлениями и радоваться солнцу, теплу и свету. 
 | Познавательные: Регулятивные: 
 | 
  | 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин.) Цель этапа:   организация самостоятельной деятельности обучающихся. 
 
 
 
 |  1)Деление на группы по выбору лидера  - А сейчас вы разобьётесь на группы и составите кластеры по группам «Изменения в живой и неживой природе»    1 группа - Изменения в неживой природе в апреле.    2 группа - Изменения в живой природе в апреле.    3 группа - Изменения в неживой природе в мае  4 группа - Изменения в живой природе в мае.  
   Рефлексия работы в группах по плану.  Оцените работу своей группы.  3)Работа в тетрадях.9 с.39 Зад.2,3,4.  4) Физминутка «Наши цветки» 
 | Делятся на группы Составление кластеров в группах. 
 
 Дети работают в группах, затем представители групп сообщают, что они знают по этому направлению. Другие группы могут дополнять ответы товарищей. 
 
 
 
 
 
 Проводит ученица, выполняют остальные дети . | Познавательные: Коммуникативные: | 
  | 8. Включение в систему знаний и повторение   Цель этапа: создание условий для закрепления полученных знаний. ( 4-5 мин) |   Работа по компьютеру с тренажёром. Работа с текстом.  - Просыпается с весной природа, и люди тоже приводят свое хозяйство в порядок. Какие заботы были весной у наших предков? Прочитайте информацию об этом на с.108.    
  
  - Как научились использовать наблюдения за растениями и животными для составления календаря весенних работ?    Прием смыслообразования    Составление синквейна на тему «весна» .  
 
 | Выполняют все, 1 ученик читает. 
 -Деревня жила по старинным крестьянским обычаям. Когда сходил весенний паводок, подсыхала земля, крестьянин ладил соху, мазал дегтем ступицы колес, проверял упряжь – готовился к севу. | Коммуникативные: 
 | 
  | 9.Рефлексия.  (2-3 мин ). | 1. На доске картинки: «чемодан», «мясорубка», «корзина».  - Ребята, подумайте, что вы возьмете с собой: чемодан, в который сложите знания и возьмете с собой, мясорубку, чтобы переработать информацию, или выбросите всё в корзину. 2. Оцените себя и покажите с помощью веера свою оценку. Хорошо. А теперь оцените соседа по парте. 
 | Оценивают себя, соседа. | Коммуникативные: Регулятивные: |