Министерство образования Республики Саха(Якутия)
МУ «Управление образованием Верхоянского района»
МОУ « Батагайская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок
(окружающий мир и физика)
по теме « Превращения воды».
Провели:
учитель начальных классов
Федотова Марина Геннадьевна;
учитель физики
Великороднева Ирина Акановна.
Батагай – 2009год.
Окружающий мир
Тема «Превращения воды».
Цель урока: дать представление о процессе, как явлении перехода вещества из одного состояния в другое; познакомить с процессами испарения, конденсации, замерзания и таяния воды; показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе, продолжить развитие наглядно-образного, логического, абстрактного мышления, воображения и творческих способностей учащихся, умения проводить опыты и делать выводы по их результатам.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» автор:О.Т.Поглазова, рабочая тетрадь по окружающему миру, проектор, стаканы, стёклышки, вода, льдинки, картинки.
Ход урока:
- Организационный момент:
Ребята, сегодня наш урок мы проводим в специализированном кабинете предмета физика. Этот предмет вы будете изучать в старших классах. А сегодня учитель физики Ирина Акановна поможет нам разобраться в некоторых вопросах, которые соприкасаются с наукой физика.
- Работа по теме урока:
Послушайте, пожалуйста, сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве появилась на свет маленькая Капелька. ( приложение) Она была очень красивой и веселой. Любила она петь, куда бы не попала, всегда можно было услышать её звон.
( фонограмма звуков воды)
- попробуйте догадаться где можно услышать эти звуки.( ответы детей)
В царстве Капелькой все восхищались и любили, сочиняли для неё стихи, песни.
Послушайте одно стихотворение ( читает ученик)
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
И вместе с ней бумажный флот
С рассветом двинулся в поход.
И небывалой красоты
Шли канонерки и плоты…
Поила капля целый день
В лугах цветы,
В садах сирень.
Не обошла и огород
Где зелень разная растет.
И под небесной синевой
Пропахла солнцем и травой.
Однажды на царство нагрянула беда. Подули холодные ветры, солнце почти перестало греть и наша Капелька стала неподвижной, уменьшилась в размере, а рядом с ней вплотную оказались её подружки, другие капельки. Как бы им не хотелось пошевелиться, этого сделать было невозможно. (картинка, приложение).
Стало нашей Капельке, которая не могла ни минуты сидеть без движения, скучно. Она начала просить о помощи. Её услышало Солнце.Ласковыми лучами Солнышко обняло нашу Капельку, она вновь превратилась в свое обычное состояние. И так ей сделалось тепло и уютно, что она заснула.
Проснулась она от того, что её тело тихонечко начало подниматься вверх. Капелька не поняла, что с ней происходит, она вскрикнула и посмотрела вокруг. Под ней открылась красивая картина. Она парила над морями, лесами, внизу проносились различные города и сёла. Чем выше она поднималась, тем расширялся её обзор. Капелька так увлеклась своим занятием, что не заметила, как улетела высоко-высоко за облака. А облака проносились через неё насквозь. И тогда Капелька поняла, что она невидимая. От этого ей стало скучно, она захотела вновь стать такой, какой была. Вернуться в свое царство. С этой просьбой она обратилась к Облакам. Облака укутали её прохладными объятиями и Капелька, превратившись снова в капельку быстро помчалась к земле. Попав в свое царство Капелька снова стала жить своей прежней жизнью, полной различных приключений. Но это уже другая история, которую мы услышим на следующих уроках.
-А какие процессы произошли с Капелькой, вы узнаете проделав нехитрые опыты с Ириной Акановной.
III. Практические опыты: результаты записываются в таблицу.
Опыт №1.
Налейте тёплую воду в стакан. Понаблюдай испарение воды. Виден ли водяной
пар?
Вопросы:
- Ты протёр мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут. Доска стала сухой. Почему? ( ответы детей)
- В какую погоду в тёплую или холодную быстрее высохнет бельё? В ветреную или безветренную? Почему? (ответы детей).
Опыт №2.
Положите на стакан с теплой водой стёклышко. Понаблюдайте. Что произошло? Дыхните на стеклышко. (ответы детей)
Опыт №3
Положите на стакан с солёной водой стёклышко. Что происходит? Попробуйте на вкус. Что наблюдаете? Сделайте выводы. (ответы детей).
Опыт №4.
Наблюдение за таянием кусочка льда.
IY. Закрепление полученных знаний.
- Работа по учебнику.
Испарение воды Превращение воды в лёд.
Замерзание воды Превращение пара в воду.
Таяние льда Превращение воды в пар.
Конденсация пара Превращение льда в воду.
- Укажите стрелками названия процессов. (выполнение задания учащимися с комментированием).
- А теперь, разгадаем кроссворд в учебнике. (Коллективная работа).
Y. Итог урока.
Ребята, что необычного о воде вы узнали сегодня на уроке?
Какие процессы воды упоминались в сказке о Капельке?
В заключение урока я прочитаю вам стихотворение о значении воды:
Где-то на Марсе, далекой планете
Ходят несчастные взрослые, дети.
Негде умыться и негде проплыть,
Нет даже лужицы, чтобы попить…
Смотрят на Землю в подзорные трубы,
Видят вершины под снежною шубой,
Видят озера, моря, океаны –
Всюду вода – из колодца, из крана….
Рощи, сады и тайга голубая,
Всех напоила вода дождевая.
Людям, животным везде и всегда
Жизнь подарила живая вода…
- Нам бы на Марс хоть немного воды,
И зацвели бы весною сады,
Пели бы птицы, цвели бы цветы…
Видно, придется лететь до Земли.
Пусть нам подарят хоть дождик, хоть град.
Будет Вселенная – сказочный сад!
Берегите воду!!!!