1.Самоопределение к деятельности. (2 мин) Цель этапа: организация класса на работу, мотивация к получению новых знаний | -Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся, пусть у всех будет хорошее настроение. Для того, чтобы наш урок стал более плодотворным предлагаю начать его с «мозговой гимнастики». Она помогает активизировать мыслительную деятельность и улучшает самочувствие. Кто хочет быть ведущим?
| Проверяют готовность к уроку.
Один ученик проводит «мозговую гимнастику», остальные - выполняют упражнения: «качание головой»; «ленивые восьмёрки»; «шапка для размышлений»; моргания.
| Личностные: |
2.Актуализация знаний. (5-6 мин. мин) Цель этапа: мотивация к открытию новых знаний. | Разминка (работа с сигнальными карточками). -В быстром темпе я буду читать фразу. Если вы согласны с ней, поднимаете зелёную карточку, если нет - жёлтую). Сначала приходит лето, а затем осень.+ Снег тает весной. + Утка крякает.+ Листопад бывает летом._ Кит-самое большое животное в океане.+ Баран блеет.+ Самое тёплое время года-лето.+ На смену осени приходит весна._ Птицы улетают на юг осенью._ У свиньи есть перья.- Кирица несёт яйца.+ Учебный год начинается летом.- У индюка есть копыта.- На реках взламывают лёд осенью.- У утки длинная шея.-
| Выполняют задание учителя, показывают ответы с помощью сигнальных карточек. | Коммуникативные: Личностные: |
3. Выявление места и причины затруднения– (3 мин ) Цель этапа: создание проблемной ситуации, оказание помощи для выхода из неё. 4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин. | -А теперь поработаем в парах. у вас на партах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите, то – « - ». Вопросы: 1. Верите ли вы, что в мае начинается ледоход? ( - ) 2. Верите ли вы, что в апреле начинается гнездование птиц? (+) 3. Верите ли вы, что в марте прилетают грачи? (+) 4. Верите ли вы, что в начале лета нельзя шуметь в лесу? (+) 5. Верите ли вы, что в мае выпадает снег? (+) 6. Верите ли вы, что в марте зацветает черемуха? (-) 7. Верите ли вы, что соловьи заливаются трелями в апреле? (-) - Сегодня на уроке вы узнаете, верно ли вы ответили на вопросы А тему урока угадайте сами: Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю Движением полна Зовут меня: (весна) Сегодня мы с вами поговорим о весне. - Назовите весенние месяцы. Что вы знаете о них?
2) Игра "К нам пришла весна" -Рассмотрите иллюстрации и выберите только те, на которых изображена весна. Обоснуйте свой выбор. По каким признакам вы их определили? Значит, проблема, над которой нам предстоит сегодня работать какая?
-А сейчас мы проведём небольшую конференции на тему « Изменения в природе весной», на которой принимают участие такие научные группы: юные ботаники, юные зоологи, юные биологи.
| Включение учащихся в диалог с учителем
Март - это весна света, потому, что солнце светит ярче, день прибавляется. Апрель - это весна воды. Тает снег. Май - весна зеленой травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами.
|
Регулятивные:
Познавательные:
|
5. Реализация построенного проекта (5-6 мин.)
Цель этапа: оказание помощи в получении новых знаний. Работа с книгой. (5 мин )
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 6 мин.)
| Работа с текстом. -К любой научной работе нужно подготовиться. Предлагаю прочитать текст в учебнике на с.104-107 с карандашом в руке, делая пометки: «V» - я уже знал эти сведения; «+» — новая информация; «?» - я это не понял, у меня возник вопрос; «-» - я думал иначе; «!» - я удивился. - Каждый читает текст про себя самостоятельно, обдумывая каждое предложение. 2)Физминутка для глаз. - Все дочитали, головки подняли. Дадим глазкам отдохнуть. «Зоркие глазки»: глазами рисуем 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против . «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону вверх, вниз, вправо и влево.93 раза) «Письмо носом»: используем нос как длинную ручку и пишем слово «весна». Выступление каждой группы. -А теперь предоставим слово каждой группе учёных для выступления. Дома вы искали интересную информацию и готовы поделиться со всеми. 1 группа - расскажет о первоцветах (тюльпаны, герань, нарциссы, мать- и- мачеха) Почему тюльпаны называют первоцветами? 2 группа - о птицах (птичьи голоса, прилёт птиц). Что у птиц происходит весной? А теперь, небольшая викторина «Узнай птичий голос». 3 группа - о зверях (медведи, волки, рыси). Что объединяет животных весной? Остальные (сидящие на местах ) оценивают сообщение с помощью сигнальных карточек. Интересно, узнали новое – зелёная, не заинтересовала информация, знали об этом- жёлтая. 1) Фронтальный опрос.(4 мин.) - Какие сведения вы уже знали? - Что было для вас новым? - Чему вы удивились? - Давайте обобщим: какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае. - Какие опасные природные явления можно наблюдать весной? Половодье – появление талой воды. Ледоход – таяние воды (льда). - О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоёмах?
2) Просмотр презентации. (2 мин.) - С наступлением весны у людей улучшается настроение. Почему?
-Весна во все времена вдохновляла поэтов и композиторов. А сейчас, давайте прослушаем произведение П. И. Чайковского из цикла "Времена года", «Апрель». Внимательно послушайте, и скажите, что представлял композитор, сочинивший это произведение? (Ответы детей)
| Самостоятельная работа по учебнику. Открывают стр. 104-107.
Индивидуальная работа. Каждый ученик читает текст.
Учащиеся называют, какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае по картинкам. -Настроение зависит от состояния природы. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени хотят проводить на природе, наблюдать за ее оживлением, любоваться за происходящими явлениями и радоваться солнцу, теплу и свету. | Познавательные: Регулятивные: |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин.) Цель этапа: организация самостоятельной деятельности обучающихся. | 1)Деление на группы по выбору лидера - А сейчас вы разобьётесь на группы и составите кластеры по группам «Изменения в живой и неживой природе» 1 группа - Изменения в неживой природе в апреле. 2 группа - Изменения в живой природе в апреле. 3 группа - Изменения в неживой природе в мае 4 группа - Изменения в живой природе в мае. Рефлексия работы в группах по плану. Оцените работу своей группы. 3)Работа в тетрадях.9 с.39 Зад.2,3,4. 4) Физминутка «Наши цветки» | Делятся на группы Составление кластеров в группах.
Дети работают в группах, затем представители групп сообщают, что они знают по этому направлению. Другие группы могут дополнять ответы товарищей.
Проводит ученица, выполняют остальные дети . | Познавательные: Коммуникативные: |
8. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: создание условий для закрепления полученных знаний. ( 4-5 мин) | Работа по компьютеру с тренажёром. Работа с текстом. - Просыпается с весной природа, и люди тоже приводят свое хозяйство в порядок. Какие заботы были весной у наших предков? Прочитайте информацию об этом на с.108. - Как научились использовать наблюдения за растениями и животными для составления календаря весенних работ? Прием смыслообразования Составление синквейна на тему «весна» . | Выполняют все, 1 ученик читает. -Деревня жила по старинным крестьянским обычаям. Когда сходил весенний паводок, подсыхала земля, крестьянин ладил соху, мазал дегтем ступицы колес, проверял упряжь – готовился к севу. | Коммуникативные: |
9.Рефлексия. (2-3 мин ). | 1. На доске картинки: «чемодан», «мясорубка», «корзина». - Ребята, подумайте, что вы возьмете с собой: чемодан, в который сложите знания и возьмете с собой, мясорубку, чтобы переработать информацию, или выбросите всё в корзину. 2. Оцените себя и покажите с помощью веера свою оценку. Хорошо. А теперь оцените соседа по парте. | Оценивают себя, соседа. | Коммуникативные: Регулятивные: |