Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе на тему "В гости к млекопитающим"»
Окружающий мир. 1 класс.
Тема: В гости к млекопитающим
Цели урока:
Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
Познакомить с отличительными признаками млекопитающих.
Формировать элементы абстрагирования, как одного из способов мыслительной деятельности.
Развивать мышление, память, внимание учащихся.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
Картинки для проверки знаний, ребус (природа), сигнальные карточки, карточки с надписями: природа, живая, неживая, дикие, домашние, млекопитающие, отличительные признаки:, тело покрыто – шерстью, количество конечностей – 4, вскормлены молоком, карточки с картинками для иллюстрации дидактической сказки, текст пени, музыка из м/ф “Как Львенок и Черепаха пели песенку”
1.Организационный момент. Псих. и эмоц. настрой уч-ся.
2. Вводная беседа.
На доске ребус, отгадайте зашифрованное слово.
Какое же слово получилось? (природа)
Что называется природой? (Все, что не сделано руками человека)
Какая бывает природа? (Живая и неживая)
Мы изучаем живую природу.
Что к ней относится? (Растения, животные, человек)
С миром растений мы уже немного познакомились, а теперь начали изучать мир животных.
3. Проверка знаний.
Сегодня мы побываем на передаче “В мире животных”.
(звучит музыка)
Вы знаете, что всех животных можно разделить на 2 группы.
Какие? (Дикие и домашние)
На передачу прислали фотографии разных животных. Надо помочь распределить их на две кинопленки: одна – о диких животных, красная, другая – о домашних, зеленая. Давайте поможем.
У вас лежат на партах сигнальные карточки. Возьмите их. Если я покажу фото домашнего животного, поднимите зеленую карточку,
Каких же животных мы относим к домашним? (тех, которых выращивает человек, ухаживает за ними, а они приносят ему пользу)
4. Изучение нового.
Сегодня на уроке мы начнем знакомиться с другой классификацией животных.
Вы знаете, что совсем недавно начался новый год.
Какое животное стало символом этого года? (обезьяна)
Давайте посмотрим новую серию мультфильма про Мартышку, Попугая, Слоненка и Удава.
Однажды Мартышка гуляла по Африке и подумала: “ Я так люблю своих друзей, почему бы нам не стать родственниками?”
- Как вы думаете, сможет ли Мартышка найти среди своих друзей родственников?
С этими мыслями она пошла дальше. На встречу ей ползет Удав.
- Здравствуй, Мартышка! – сказал он. - Привет! – ответила Мартышка, - Послушай, Удав, мы так много времени проводим вместе, будь моим родственником.
-Ребята, а вы как думаете, может ли Удав быть родственником Мартышки?
- Верно. -Нет, – ответил Удав, - Я не могу быть твоим родственником. Я из другой семьи животных. У тебя кожа покрыта мягкой шерстью, а у нас, пресмыкающихся, кожа покрыта мелкими чешуйками.
Огорченная Мартышка пошла дальше.
- Значит, у кого мягкая шерсть, тот - мой родственник, - подумала она.
Вскоре она увидела огромного мохнатого паука, вылезшего поохотиться. Мартышка даже испугалась, увидев его.
Простите, – вежливо сказала она, - я вижу вы такой пушистый и лохматый, Не вы ли мой родственник?
- А вы как думаете?
Паук с удивлением посмотрел на Мартышку и важно произнес: - Нет, я не твой родственник. Разве ты не видишь, что у меня целых 8 лап, а у тебя их в 2 раза меньше?
Мартышка посмотрела на свои 4 лапы и даже обрадовалась, что страшный паук оказался не ее родней.
- Значит, мой родственник должен быть покрыт шерстью и иметь 4 лапы. – рассуждала она, шагая дальше.
Мартышка так сильно задумалась, что чуть не наступила на разгуливающего по земле Попугая.
- Привет, Мартышка! – закричал он, - смотри куда идешь, ты чуть не раздавила меня. - Привет, - задумчиво ответила Мартышка, оглядывая Попугая со всех сторон.
И вдруг она радостно вскликнула, - Ура, Попугай, ты мой родственник!
- С чего это ты взяла? – Удивился Попугай. - У тебя все тело покрыто мягкими пушистыми перьями. А они похожи на мою шерсть – это раз, твои крылья и ноги напоминают мои 4 лапы – это два! Значит – ты мой родственник.
- Права ли Мартышка?
- Для родства этого мало, - сказал Попугай, - Вот вспомни, когда ты была маленькая, чем мама тебя кормила? - Молоком. - А моя мама мне сразу приносила ту еду, которую я ем и сейчас, так что я не твой родственник, – закончил Попугай свою речь.
Совсем опечаленная Мартышка пошла дальше и увидела Слоненка.
- Привет, Мартышка, - сказал он ей, - что ты такая грустная? - Привет, никак не могу понять, кто же мой родственник. Послушай, Слоненок, у тебя шерсть на коже есть? - У меня ее совсем мало, потому что мне жарко, а вот у моих предков мамонтов все тело было покрыто густой шерстью. - Это очень хорошо,- сказала Мартышка, повеселев, - А сколько у тебя лап? - 4, разве ты не видишь?- удивился Слоненок. - Это очень хорошо, - воскликнула Мартышка,- Ну а что ты ел, когда был совсем маленьким? - Меня мама поили вкусным и жирным молоком. - Слоненок, я так рада, ведь мы с тобой родственники, - закричала Мартышка.
-Правильно?
- Почему это?- удивился Слоненок. -У тебя, вернее у твоих предков, была шерсть, у тебя 4 лапы и ты в детстве пил материнское молоко, значит ты - мой родственник! - Ах вот ты о чем, - успокоился Слоненок, - Ну да, мы с тобой относимся к одному классу животных.
Тут Слоненок задумался, вспоминая, как этот класс называется.
А вы, ребята, догадались, как называются такие животные? (Млекопитающие)
Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о млекопитающих.
Какой из этих признаков является самым главным, определяющим?
(кормят детенышей молоком)
Верно. Кто сможет объяснить название данной группы животных?
Слово млекопитающие произошло от соединения двух слов:”млеко”, что на древнеславянском языке означало молоко и ”питающие”, то есть кормящие, вскармливающие.
Все млекопитающие вскармливают своих детенышей молоком. Но детенышей рождают не все.
- Кто-нибудь из вас знает таких?
В Австралии живет утконос, он откладывает яйца, кенгуру донашивает детенышей в сумке.
Не у всех зверей тело покрыто длинной шерстью и есть 4 лапы.
- А таких вы знаете?
Например киты и дельфины. Их тело покрыто кожей, а конечности превратились в плавники.
Давайте выполним задание №1, отгадаем животных.
Кто из них является млекопитающим, докажите.
Задание №3 поможет нам узнать, как еще называют млекопитающих.
Как же? (звери)
7. Закрепление нового материала.
Наша Мартышка так обрадовалась, что сразу сочинила песенку, прочитайте ее.
У кого на теле шерсть, И 4 лапы есть, Кто был вскормлен молоком, Называется зверьем.
Эта песенка поможет нам выполнить следующее задание.
На передачу пришли фотографии животных, определите, пользуясь новыми знаниями, относятся ли они к млекопитающим?
….
Папка Рисунки.
А вот еще одна фотография, посмотрите на нее, можем ли мы сказать, что изображенный на ней малыш относится к группе млекопитающих?
Докажите.
Кого же кроме зверей можно отнести к группе млекопитающих? (человека)
- А можем ли мы сказать, что человек относится к зверям?
Почему?
Значит звери – наши дальние родственники, не зря же их часто называют: “Братьями меньшими”.
А раз это так, то и относится мы должны к ним по-родственному. Как?
Вспомните сказку, где человеческий детеныш вырос среди других млекопитающих.
(Редьяр Киплинг “ Маугли”)
Мог ли Маугли выжить, окажись он в гнезде орла, среди черепах?
Почему?
Раз звери наши родственники, то человек часто сравнивает себя с ними.
Есть даже устойчивые выражения.
Давайте вспомним их.
На доске начало высказывания, вспомните с каким животным можно сравнить.
С какой группой животных мы с вами познакомились? Какие у них отличительные признаки? Какой из них определяющий? Как по-другому можно их назвать? Кто еще относится к млекопитающим? Почему человека не относят к зверям? Чем отличаются понятия “звери” и “животные”?
В заключение урока давайте еще раз споем песенку Мартышки.